Предисловие

Свидетельство Евсевия о том, что кое у кого это послание вызывало сомнения, не должно удерживать нас от его чтения. Поскольку имен сомневающихся он не называет, не стоит слишком полагаться на суждения неизвестных людей. Затем он добавляет, что послание это принималось повсеместно и без споров. Несколько больше волнует меня написанное Иеронимом, что некоторые, исходя из отличия в стиле, думали, что автор этого послания не Петр. Ибо, хотя и можно отметить некоторое сходство стилей, я признаю очевидное их различие, свидетельствующее о разном авторстве. Есть и другие вероятные предположения, из которых можно сделать вывод, что послание принадлежит не Петру, но другому человеку.

Между тем, по общему согласию, оно настолько достойно Петра, что повсюду выказывает силу и благодать апостольского духа. Если же считать его каноническим, необходимо признать авторство Петрово, поскольку оно подписано его именем, и сам он свидетельствует, что жил в одно время с Христом: ибо выдавать себя за другое лицо было бы недостойно служителя Христова. Итак, я делаю вывод: если послание считается достойным доверия, оно исходит от самого Петра. Не в том смысле, что написал его он сам, но в том, что один из его учеников по его поручению взялся за дело, которого требовала необходимость того времени. Вполне вероятно, что тогда Петр был уже глубокий старик, ибо он сам говорит о близкой своей смерти.

Возможно, что по просьбам благочестивых Петр перед самой смертью согласился подписать это верное, согласное с его проповедью свидетельство, весьма способное после его смерти укрепить благочестивых и обуздать безбожных. Действительно, поскольку во всех частях этого послания выказывает себя Дух Христов, благочестие запрещает мне его отвергать, хотя бы я и не видел в нем подлинных слов апостола. Впрочем, поскольку в отношении автора нет полной ясности, пусть читатели позволят мне говорить иногда о Петре, а иногда просто об апостоле.

Теперь я перехожу к содержанию послания, которое не требует долгого изложения. Цель его в том, чтобы те, кто однажды исповедал истинную веру во Христа, до конца соответствовали своему призванию. Итак, прежде величественно превознеся Божию благодать, апостол хвалит перед читателями святость жизни. Ибо Бог лживое притязание на Его имя обычно карает в лицемерах ужасным ослеплением; и наоборот, Он умножает Свои дары тем, кто истинно и от души воспринимает учение благочестия. Итак, апостол воодушевляет верующих подтверждать свое призвание благочестивой жизнью. И, чтобы увещевание его стало еще весомее, дает понять, что сам уже близок к смерти. Одновременно он оправдывает свои частые повторения, цель которых заключается в следующем: дабы те, кто останется жить после его смерти, твердо усвоили то, что он писал им, будучи еще жив.

Поскольку же уверенность в Евангелии есть фундамент всякого благочестия, его несомненную истинность апостол доказывает преимущественно из того, что сам был свидетелем и очевидцем всего возвещаемого в нем. Он особенно подчеркивает, что сам слышал, как Христа назвали с неба Сыном Божиим. Затем он говорит, что Бог засвидетельствовал и подтвердил евангельскую истину речениями пророков.

Одновременно апостол предсказывает грядущую опасность, исходящую как от лжеучителей, сеющих нечестивые домыслы, так и от тех, ктопрезирает Бога и насмехается над всякой религией. Он делает это, дабы оградить верующих и научить их предосторожности. По-видимому цель Петра также заключалась в том, чтобы рассеять возможные иллюзии верующих, которые могли бы подумать, будто после пришествия Христа евангельское учение будет распространяться спокойно и без борьбы. Затем, словно на холсте он рисует нравы и характер тех, кто своими извращениями собирался осквернить христианство. И данное им описание весьма подходит нашему веку, как будет яснее видно из непосредственного сравнения. Прежде всего, он направляет перо против последователей Лукиана, которые, предаваясь всякой мерзости, доводят мирскую вседозволенность до открытого презрения Бога. Больше того, они откровенно насмехаются над упованием на будущую жизнь. И сегодня мы видим, что мир повсеместно наполнен людьми такого рода.

Апостол же ободряет верующих не только постоянно ожидать пришествия Христова с воодушевлением и терпением, но и думать об этом дне, как об уже наступившем, помещая его перед своим взором, и, между тем, сохраняя свою чистоту перед Господом. В учении этом он делает своим сторонником и сообщником апостола Павла, и, дабы защитить его писания от клеветы нечестивых, сурово осуждает всех,кто искажает их смысл.