Предисловие

Из свидетельства Иеронима и Евсевия известно, что некогда это послание вызывало споры и разногласия во многих церквах. Да и сегодня некоторые отказывают ему в доверии. Но я безоговорочно принимаю его, поскольку не вижу достаточных оснований для того, чтобы его отвергнуть. Трудность состоит в том, что во второй главе на первый взгляд отрицается учение о незаслуженном оправдании. Однако в нужном месте мы легко разрешим это недоразумение. Кроме того, кажется, что автор послания проповедует благодать Христову более скупо, чем подобает апостолу. На это ответим следующее: несомненно, нельзя требовать от всех апостолов заниматься рассмотрением одного и того же вопроса. Писания Соломона и по форме, и по содержанию отличаются от книг, написанных Давидом. В то время как первый обращает больше внимания на внешнее воспитание человека и заповеди, относящиеся к общественной жизни, второй, как известно, усердно проповедует духовное почитание Бога, мир совести, милосердие Божие и благодатное обетование спасения. Однако это различие не заставляет нас, одобряя одного, отвергать при этом другого. Больше того, сами Евангелисты настолько по-разному описывают жизнь и деяния Христа, что, если сравнить первых трех с Иоанном, в их писаниях мы найдем лишь отблески света, столь явственно зримого в сочинении последнего. И, однако, все евангелисты почитаются нами одинаково. Посему, для принятия сего послания мне достаточно и того соображения, что все сказанное в нем достойно апостола Христова. В нем изложено разностороннее учение, всецело полезное для христианской жизни. В этом послании содержатся замечательные рассуждения о терпении, о призывании Бога, о превосходстве и плоде небесного учения, о смирении, об упражнениях в святости, об обуздании языка, о стремлении к миру, о подавлении похотей, о презрении к настоящей жизни, и многое другое, что впоследствии мы изложим по отдельности.

Далее, несколько большие сомнения имеются в отношении авторства послания. Несомненно, что автор – не сын Зеведея, которого Ирод убил некоторое время спустя после воскресения Господня. Древние почти единогласны в том, что автором был один из учеников по прозвищу Облия (Oblias), родственник Христа, предстоятель иерусалимской церкви. Думают, что он – именно тот, кого Павел в Послании к Галатам называет столпом наряду с Петром и Иоанном. Однако мне не кажется вероятным, чтобы одного из простых учеников числили среди трех столпов и ставили выше прочих десяти апостолов. Я склонен предположить, что человек, о котором говорит Павел, был сыном Алфея. Думаю, однако, что предстоятелем иерусалимской церкви был не он, но кто-то другой из среды учеников. Ведь апостолу не подобало привязываться к определенному месту. Который же из этих двух написал это послание, судить не мне. То, что этот Облия, несомненно, пользовался среди иудеев непререкаемым авторитетом, явствует из следующего: Иосиф [Флавий. – прим. пер.] без всяких колебаний счел его зверское убиение сторонниками нечестивого первосвященника одним из грехов, из-за которых в последующем город подвергся разрушению.