16 глава

16:1‑15 Иисус продолжил мысли, изложенные в 15:18‑25, о ненависти мира к Его ученикам и сопротивлению мира свидетельству Святого Духа о Нем как о Мессии и Сыне Божьем. В этом разделе Иисус более подробно указал, как Дух противостоит миру, т.е. Он не только свидетельствует об Иисусе, но и признает людей виновными в грехе. Через осуждение греха и свидетельство Евангелия Дух обращает враждебные сердца людей от сопротивления истинам Бога к вере в Иисуса как Спасителя и Господа. Этот раздел имеет четыре части: 1) мир будет убивать учеников (ст. 1‑4); 2) Господь будет утешать учеников (ст. 5‑7) и 3) Дух Святой будет осуждать людей (ст. 8‑12); 4) Дух Святой будет наставлять верующего на всякую истину (ст. 13‑15).

16:1 Сие Это то, что Иисус только что сказал в 15:18‑25.соблазнились Сопутствующее значение этого слова имеет смысл «попали в ловушку, в западню». Ненависть мира такова, что он будет стремиться обмануть, уловить и погубить учеников в попытке воспрепятствовать их свидетельству об Иисусе как о Мессии и Сыне Божием. Иисус не хотел, чтобы они были застигнуты врасплох (ст. 4).

16:2 он тем служит Богу Павел до того, как был спасен, воплотил это отношение, так как он гнал церковь, думая, что тем служит Богу (Деян. 22:4, 5; 26:9‑11; Гал. 1:13‑17; Флп. 3:6; 1Тим. 1:12‑17). После своего обращения Павел вследствие ненависти мира из преследователя стал преследуемым (2Кор. 11:22‑27; ср. Стефана в Деян. 7:54–8:3).

16:4 был с вами Ему не нужно было предупреждать их, потому что Он был с ними, чтобы защищать их.

16:5 никто из вас не спрашивает Раньше они спрашивали (13:36; 14:5), но потом они так отяготились своей собственной печалью и смущением, что потеряли интерес к тому, куда Иисус идет. По‑видимому, их снедала мысль, что же будет с ними (ст. 6).

16:7 Утешитель не приидет Опять, чтобы утешить учеников, дается обещание послать Святого Духа. См. пояснение к 15:26, 27. Первое обетование делало особое ударение на Его животворящей силе (7:37‑39). Второе показывало Его постоянное присутствие (14, 16, 17). Следующее отмечало Его служение наставлением (14:26). Его служение принятия силы для свидетельства отмечается в 15:26.

16:8 Он, придя Пришествие Духа Святого было примерно через 40 или более дней после этого момента (см. Деян. 2:1‑13). обличит Это слово имеет два значения: 1) судебный акт осуждения с целью вынесения приговора (судебный термин – признание виновности в грехе) или 2) акт осуждения. Здесь лучше подходит второе понятие, потому что цель Святого Духа – не осудить, а привести к осознанию необходимости в Спасителе. Сын совершает суд вместе с Отцом (5:22, 27, 30). В ст. 14 сказано, что Он явит славу Христа Его народу. Он также вдохновит написание Нового Завета, руководя апостолами, чтобы осуществить это (ст. 13), и Он откроет «будущее» через пророчества Нового Завета (ст. 13).

16:9 грехе Единственное число означает, что имеется в виду конкретный грех, т.е. грех неверия в Иисуса как Мессию и Сына Божьего. В конечном счете, это – единственный грех, который осуждает людей на муки ада (см. пояснение к 8:24). Несмотря на то, что все люди развращены, прокляты из‑за нарушения Божьего закона и греховны по природе, в конечном счете на муки ада их осуждает именно их нежелание поверить в Господа Иисуса Христа как Спасителя (ср. 8:24).

16:10 правде Здесь целью Духа Святого является разрушить притязания на самоправедность, открыть тьму сердца (3:19‑21; 7:7; 15:22, 24). Пока Иисус был на земле, Он осуществлял эту задачу, особенно по отношению к поверхностности и пустоте иудаизма, который выродился в законнические формы без животворной силы истинности (например, 2:13‑22; 5:10‑16; 7:24; Ис. 64:5, 6). После ухода Иисуса к Отцу Его обличающую роль продолжает выполнять Святой Дух.

16:11 суде Здесь суд – это осуждение мира, находящегося под властью сатаны. Как свидетельствует их мнение о Христе, суд людей не основан на фактах, ошибочен и греховен. Мир не может творить праведный суд (7:24), а Дух Христов может (8:16). Все суждения сатаны являются ложью (8:44‑47), поэтому Дух обличает людей в их ложном, ошибочном мнении о Христе. Сатана, правитель этого мира (14:30; Еф. 2:1‑3), который, будучи богом этого мира, извратил суд и отвратил людей от веры в Иисуса как в Мессию и Сына Божьего (2Кор. 4:4), был поражен на кресте. Хотя смерть Христа выглядела как величайшая победа сатаны, на самом деле сатана был поражен (ср. Кол. 2:15; Евр. 2:14, 15; Отк. 20:10). Дух будет вести грешников к истинному суду.

16:13 всякую истину Этот стих, подобно 14:26, указывает на сверхъестественное откровение всякой истины, через которую Бог, в частности, явил Себя во Христе (ст. 14, 15). Она является предметом вдохновенных писаний Нового Завета. См. пояснение к ст. 7.

16:14 Он прославит Меня Это то же самое, что в ст. 13, в котором вся новозаветная истина, открытая Богом, сосредоточивается на Христе (Евр. 1:1, 2). Как утверждает Новый Завет, Христос был темой Ветхого Завета (1:45; 5:37; Лк. 24:27, 44; Деян. 10:43; 18:28; Рим. 1:1, 2; 1Кор. 15:3; 1Пет. 1:10, 11; Отк. 19:10).

16:16‑19 Иисус говорил о Своем Вознесении («вы не увидите Меня») и о сошествии Духа Святого («увидите Меня»), настойчиво утверждая, что Дух и Он – одно (Рим. 8:9; Флп. 1:19; 1Пет. 1:11; Отк. 19:10). Христос пребывает в верующих Духом Святым, и в этом смысле они видят Его. См. пояснения к 14:16‑18.

16:20 печаль… в радость будет То самое событие, которое вызвало радость у злобного мира и печаль у учеников Иисуса, станет событием, которое приведет к скорби мира и радости верующего. Вскоре ученики поймут удивительную сущность Божьего дара спасения и дара Духа Святого посредством того, что Он совершил, а также познают благословение отвеченной молитвы (ст. 24). В Деяниях описано сошествие Духа Святого, сила и радость (Деян. 2:4‑47; 13:52) ранней церкви.

16:22 Я увижу вас После Воскресения Иисус действительно увидел Своих учеников (20:19‑29; 21:1‑23; ср. 1Кор. 15:1‑8). Кроме этого недолгого времени личного общения (Деян. 1:1‑3), Он будет с ними постоянно в Духе Своем (см. пояснения к ст. 16‑19; 14:16‑19).

16:23 в тот день Здесь говорится о Пятидесятнице, когда пришел Дух Святой (Деян. 2:1‑13) и печаль обернулась радостью. Также здесь говорится и о «последних днях», которые начались после Воскресения Иисуса и сошествия Духа (Деян. 2:17; 2Тим. 3:1; Евр. 1:2; Иак. 5:3; 2Пет. 3:3; 1Ин. 2:18). вы не спросите Меня ни о чем После того как Иисус ушел и послал Духа, верующие больше не будут спрашивать Его, потому что Его нет рядом. Вместо этого они будут просить Отца во имя Его (см. пояснения к ст. 26‑28; 14:13, 14).

16:24 радость… была совершенна В этом случае радость верующего будет связана с отвеченной молитвой и с полнотой небесного благословения для всего, согласующегося с волей Божией. См. пояснение к 15:11.

16:25 притчами Слово означает «скрытое, подчеркнутое утверждение», полное значения и смысла. То, что ученикам казалось трудным для понимания во время жизни Иисуса, станет понятным после Его смерти, Воскресения и сошествия Святого Духа (см. ст. 13, 14; 14:26; 15:26, 27). Фактически, они будут понимать служение Христа лучше, чем они понимали это, пока были с Ним, потому что Дух Святой вдохновил их написать Евангелия и послания и трудился в них и через них.

16:26‑28 не говорю Иисус пояснял, что он имел в виду под молитвой во имя Его. Он не хотел сказать, чтобы они просили Его упрашивать Отца, как будто Отец равнодушен к верующим, но не равнодушен к Своему Сыну. Наоборот, Отец любит принадлежащих Христу. В сущности Отец послал Сына, чтобы Он искупил их и затем вернулся. Просить во имя Христа означает просить на основании Его заслуг, Его праведности, просить все, что будет славить Его, для того, чтобы строить Его Царство.

16:33 вы имели во Мне мир См. пояснение к 14:27. скорбь Это слово часто говорит о скорбях последнего времени (Мк. 13:9; Рим. 2:9) и преследовании верующих из‑за их свидетельства о Христе (ср. 15:18–16:4; Деян. 11:19; Еф. 3:13). победил Победа Христа над миром (12:31; 1Кор. 15:57) является существенным основанием для стойкости в гонениях. Своей смертью Иисус сделал вражду мира бесполезной. И хотя мир продолжает нападать на народ Божий, такие нападки терпят крах, не причиняя вреда, потому что победа Христа уже нанесла сокрушительное поражение всей порочной мятежной системе. См. пояснения к Рим. 8:35‑39.