Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — Бытие
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 13669 Все тексты автора Уильям МакДональд
15 глава
4. Обетованный наследник Авраама (Гл. 15)
15:1 Первый стих этой главы тесно переплетается с окончанием главы 14. Иегова говорит патриарху, отказавшемуся от награды содомского царя: «Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика». Бог и защитит Аврама, и сделает его сказочно богатым.
15:2-6 Будучи бездетным, Аврам боялся, что по законам того времени его наследником станет Елиезер из Дамаска – распорядитель в доме Аврама. Но Бог пообещал ему сына, добавив, что потомство Аврама будет многочисленным, как звезды на небе. Рассуждая по-человечески, это было невозможно, так как Сара вышла из того возраста, в котором можно рождать детей. Но Ав-рам поверил божественному обещанию, и Бог вменил ему это в праведность. Здесь Писание провозглашает истину об оправдании верой – истину, которая будет повторена в Новом Завете: Рим. 4:3, Гал. 3:6, Иак. 2:23. В Бытие 13:16 Бог обещает Авраму потомство многочисленное, как песок. Здесь же, в Быт. 15:5, говорится, что потомков будет столько, сколько звезд на небе. Песок символизирует природных наследников Авраама – тех, кто родился евреями. Звезды – символ духовного потомства Авраама. Это все те, кто оправдан верой (см. Гал. 3:7).
15:7-21 Подтверждая обетования о том, что у Аврама будут потомки (ст. 1-6) и земля (ст. 7,8,18-21), Бог совершил странное, на первый взгляд, действие – символическое и наполненное глубоким смыслом (ст. 9-21). Дэвид Бейрон объясняет это так:
«В соответствии с древним обычаем, принятым на Ближнем Востоке, обе стороны, заключающие завет, проходили между частями разрезанных животных. Это означало, что участники завета клянутся своей жизнью исполнить данные обязательства (Иер. 34:18,19). Но здесь, в 15 главе Книги Бытия, между частями животных проходит только Бог, чье присутствие выражается в дыме и огне. Аврам просто наблюдал за этим удивительным проявлением Божьей благодати, которую нельзя заслужить».
Это означало, что заключаемый завет был безусловным, и его исполнение зависело только от Самого Бога.
В соответствии с другим толкованием, части жертвенных животных символизируют израильский народ. Хищные птицы – это языческие народы. Чужая земля, о которой здесь идет речь, – это, конечно же, Египет. Израиль будет освобожден от египетского рабства и вернется в Ханаан в четвертом поколении. Дым из печи и пламя огня символизируют историческое предназначение Израиля, которому предстояло страдать и свидетельствовать о Боге.
Освобождение Израиля наступит тогда, когда беззаконие аморреев достигнет полной меры. Эти язычники, обитавшие в Ханаане, должны были быть уничтожены. Но Бог часто позволяет злу полностью проявиться (иногда даже кажется, что в ущерб Его народу) прежде, чем покарать его. Бог долготер-пит и не хочет, чтобы кто-либо погиб, – даже нечестивые аморреи (2 Пет. 3:9). Кроме того, Бог иногда допускает проявления зла для того, чтобы всем были видны его ужасные последствия. И тогда становится понятно, что Божий гнев действительно праведен.
Стихи 13 и 14 представляют проблему с точки зрения хронологии. В них сказано, что произошедший от Аврама народ будет в рабстве в чужой земле 400 лет, и что в конце этого срока они покинут страну поработителей, унося с собой несметное богатство. В Деян. 7:6 также называется это число – 400 лет.
В Книге Исход (12:40, 41) мы читаем о том, что дети Израилевы прожили в Египте 430 лет – не больше и не меньше.
Кроме того, в Послании к Галатам
Апостол Павел пишет, что между заключением завета с Авраамом и временем, когда был дан закон, прошло 430 лет.
Чем объясняется это расхождение в летоисчислении?
400 лет, о которых идет речь в Быт. 15:13, 14 и Деян. 7:6 – это время, в течение которого израильтяне были рабами в Египте. Что касается Иакова и его семьи, то они рабами не были. Напротив, им оказывали почти царские почести.
430 лет, о которых говорится в Исх. 12:40, 41 – это полный срок пребывания израильтян в Египте. Время указано здесь с точностью до дня.
430 лет, о которых пишет Павел (Гал. 3:17) – это примерно тот же самый период времени, о котором говорится в книге Исход (12:40, 41). Он исчисляется с того момента, когда заключенный с Авраамом завет был подтвержден Иакову, когда тот готовился войти в Египет (Быт. 46:1-4), и заканчивается днем, когда был дан Закон, – примерно три месяца спустя после Исхода.
Четыре поколения (Быт. 15:16) прослеживаются в Исх. 6:16-20: Левий, Кааф, Амрам, Моисей. Израильтяне все еще не завоевали землю, о которой идет речь в стихах 18-21. Соломон подчинил себе все царства, находящиеся на этой территории (3 Цар. 4:21, 24), но они только платили ему дань; израильтяне же там не селились. Это условие завета будет выполнено только, когда Христос вернется, чтобы править землей. Ничто не может помешать этому осуществиться. То, что Бог пообещал в будущем, настолько непреложно, как будто это уже произошло!
Считается, что Река Египетская (ст. 18) – это не Нил, а небольшой ручей к югу от Газы. Нынешнее его название – Вади эль Ариш.