Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — Бытие
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 13880 Все тексты автора Уильям МакДональд
1 глава
I. РАННИЙ ВОЗРАСТ ЗЕМЛИ (Гл. 1 – 11)
А. Сотворение (Гл. 1, 2)
1:1 «В начале сотворил Бог…» Эти первые четыре слова Библии составляют основу веры. Поверьте этим словам, и вы сможете поверить всей Библии. Только в Книге Бытия содержится достоверное описание Сотворения. Эту книгу должен читать каждый – и стар, и млад. Но глубина ее неисчерпаема. В этой книге нет попыток доказать существование Бога – оно принимается как факт. Для тех, кто сознательно отрицают существование Бога, в Библии есть специальное название – «безумцы» (Пс. 13:1 и 52:2). С самых первых строк Библия рассказывает о Боге. Это значит, что и в нашей жизни Бог должен быть на первом месте.
1:2 Одно из консервативных толкований истории сотворения, описанной в Книге Бытия, так называемый креаци-онизм-реконструктивизм (учение сотворения-воссоздания), настаивает на том, что между стихами 1 и 2 произошла великая катастрофа. Возможно, это было падение Сатаны (см. Иез. 28:11-19). В результате этого творение Божие, которое изначально было совершенным, стало «безвидным» и «пустым». Бог сотворил землю не такой (Ис. 45:18), поэтому хаос, о котором говорится в стихе 2, можно объяснить только катаклизмом космического масштаба. Сторонники этой теории утверждают также, что слово, переведенное как «была» (хаета) может также переводиться как «стала». Таким образом, земля, по их мнению, «стала безвидна и пуста».
Дух Божий носился над водой до начала величайших событий: актов творения и восстановления. В последующих стихах описываются шесть дней Творения и воссоздания, сделавших землю пригодной для человеческой жизни.
1:3-5 В первый день Бог повелел свету воссиять из темноты и установил цикл «день и ночь». Этот момент не следует путать с сотворением солнца, луны и звезд на четвертый день. Во 2-ом Послании Коринфянам (гл. 4:6) Апостол Павел проводит параллель между отделением света от тьмы в начале творения и обращением грешника к Богу.
1:6-8 До второго дня творения вся земля была, похоже, окружена толстым слоем воды – скорее всего, в форме густого пара. На второй день Бог разделил этот слой атмосферой («твердью» или куполом). Та часть воды, которая осталась под атмосферой, покрыла Землю водой. Другая часть способствовала формированию облаков. Бог назвал твердь небом. Под словом «небо» здесь следует понимать пространство над землей (речь идет не о космосе, и не о третьем небе, где обитает Бог). Из стиха 20 становится ясно, что здесь небо – это сфера, в которой летают птицы.
1:9-13 Бог заставляет сушу подняться из воды, покрывавшей всю землю. Так появились моря и суша. В этот день – третий день Творения, Бог также создал все виды растений и деревьев, которые начали расти на земле.
1:14-19 Только на четвертый день появляются солнце, луна и звезды небесные. Они созданы, чтобы давать свет и служить основой для календаря.
1:20-23 На пятый день в воде появилась рыба, а на земле – птицы и насекомые. Слово, переведенное как «птицы», означает «летающие», поэтому могло означать также летучих мышей и, возможно, летающих насекомых.
1:24, 25 На шестой день Бог сотворил млекопитающих и пресмыкающихся. Закон размножения постоянно повторяется в словах «по роду своему». Внутри биологического рода могут наблюдаться разнообразные формы жизни, но переходить из одного рода в другой они не могут.
1:26-28 Венцом Божьего творения стал человек, созданный по образу и подобию Божиему. Это значит, что человек должен быть на земле представителем Бога, обладая при этом некоторыми присущими Богу качествами. О Триединстве Бога (Отец, Сын, Дух Святой) напоминает тройственная природа человека (дух, душа и тело). Как и Бог, человек обладает разумом, нравственностью, способностью общаться с другими людьми, а также эмоциями, которые выше инстинктов. Здесь не идет речь о физическом подобии. В отличие от животных, человек может поклоняться Богу и общаться, передавая мысли. Человек наделен творческими способностями, что тоже – проявление божественной природы.
Стих 26 указывает на Триединство Бога: «И сказал [глагол в единственном числе] Бог [древнеевр. Элохим, – множественное число]: сотворим [множественное число] человека по образу Нашему.»
Библия объясняет, что оба пола (мужской и женский) сотворены Богом. Теория эволюции так и не смогла объяснить происхождение полов. Человечеству дается заповедь: «плодитесь и размножайтесь».
Бог повелел нам также владычествовать над творением – но не наносить ему ущерб. Современные экологические кризисы – это результат жадности, эгоизма и небрежного отношения к природе.
1:29, 30 Из этих стихов становится ясно, что все животные в начале были травоядными. Человек также был вегетарианцем. Положение изменилось после Потопа (см. гл. 9:1-7).
Были ли эти шесть дней Творения в буквальном смысле днями по 24 часа каждый, или же речь идет о геологических периодах? Или же это были дни «поразительных видений», в которых Моисею открылась истина о Сотворении? Нет ни одного научного факта, который опроверг бы концепцию о том, что здесь подразумеваются дни в буквальном смысле. Выражение «вечер и утро» указывает на двадцатичетырехчасовой день. Во всех других местах Ветхого Завета эти слова означают обычный день. Адам пережил седьмой день и умер в возрасте 930 лет, поэтому седьмой день никак не мог быть геологическим периодом. Всякий раз, когда слово «день» в Ветхом Завете используется с числительным (например, «первый день»), имеется в виду день в буквальном смысле слова. Дав Израилю заповедь о субботнем покое, Бог обосновывает это тем, что Сам Он тоже покоился на седьмой день, после шести дней Сотворения (Исх. 20:8-11). Для того, чтобы толкование было последовательным, необходимо использовать слово «день» в одном и том же значении.
Трудность, правда, заключается в том, что, так как солнца в первые три дня не было, эти дни не были обычными в нашем понимании (ст. 14-19).
В Библии не указана дата сотворения Земли и небес. Не сказано и о том, как давно был сотворен человек. Но в Библии есть родословные, и даже учитывая возможные пробелы в них, мы все равно видим, что человек не мог появиться на земле миллионы лет назад, на чем настаивают эволюционисты.
Из Ин. 1:1,14, Кол. 1:16 и Евр. 1:2, мы узнаем, что Иисус Христос принимал активное участие в Сотворении. Он достоин всяческой хвалы за все бесчисленные чудеса Его творения.
1:31 По прошествии шести дней Сотворения «увидел Бог все, что Он создал; и вот, хорошо весьма».