Введение

«Для тех, кто считает теологию по сути описанием спасительных деяний Божиих, Исход 1 – 15 является наиболее ярким примером, вокруг которого сосредоточено все библейское повествование. Те, кто считает Ветхий Завет произведением поклоняющейся Богу общины, найдут в самом сердце Книги Исход повествование о том, как была установлена Пасха – главный и наиболее характерный еврейский праздник… Для тех, кто рассматривает Тору, Закон Божий, как жизненное и философское основание Израиля в более поздний период, Исход, рассказывая о том, как был дан Закон, содержит самую суть Закона – Десять Заповедей.» Р. Алан Коул

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Книга Исход («выход» на древнегреческом) начинается с описания событий, происходивших с израильтянами после смерти Иосифа. Праздник Пасхи – один из важнейших элементов иудейской религии, берет начало в бегстве Израиля из Египта после четырех веков рабства. Но этому бегству предшествовали десять казней, которые Господь навел на Египет, потому что фараон ожесточился и бросил вызов Богу Израиля. Египет в этом повествовании – библейский образ мира.

В этой замечательной книге рассказывается также о переходе израильтян через Красное море и о многих других чудесах. В ней также описывается, как на горе Синай был дан Закон. Заключительная часть книги содержит подробные указания по сооружению скинии.

II. Aвторство

Мы придерживаемся традиционного среди иудеев и христиан взгляда и считаем, что Вторую Книгу Моисея, как и все Пятикнижие, написал сам Моисей. Объяснение этой точки зрения можно найти в Предисловии к Пятикнижию.

III. Bремя написания

Знатоки Библии предлагают разные даты Исхода из Египта, наиболее ранняя из которых – 1580 до н.э., а наиболее поздняя – 1230 до н.э. В 3 Книге Царств (6:1) сказано, что Исход произошел за 480 лет до того, как Соломон начал строить Храм. Так как строительство началось примерно в 960 г. до н.э., то получается, что Исход состоялся в 1440 г. до н.э. Этой даты придерживаются многие консервативные ученые. Многие, правда, утверждают, что археологические открытия свидетельствуют скорее о более поздней дате (около 1290 г. до н.э.), но существуют и такие результаты раскопок, которые вполне согласуются с более ранней датой. Мы, конечно же, не можем быть абсолютно уверены в точности даты, но, приняв во внимание все вышесказанное, наиболее предпочтительной датой Исхода Израиля из Египта является 1440 г., а Книга Исход была, соответственно, написана несколько позже.

IV. Исторический фон и тема

В первых главах Книги Исход мы находим израильтян там же, где оставили их в конце Книги Бытия. Но историческая обстановка теперь совсем другая. Прошло свыше четырех столетий. Евреи, у которых раньше было привилегированное положение, теперь стали рабами. Они обжигают кирпичи, которые в несметном количестве требовались для задуманного фараоном строительства.

Главные темы Книги Исход – искупление и основание израильской нации. Вот уже более 3400 лет евреи по всему миру празднуют это событие – бегство из Египта, сопряженное с проявлением Божьей силы и пролитием крови, а также начало истории Израиля как нации. Все это произошло во время первой Пасхи.

Вечеря Господня – когда христиане вспоминают о том, как Бог искупил Свой народ, также явив Свою силу и пролив кровь, – выросла из праздника Пасхи – как исторически, так и теологически. В какой-то степени, хлеб и вино в Причастии напоминают нам о подобных составляющих пасхального ритуала израильтян.

После того, как израильтяне выходят из Египта, действие книги переносится в пустыню, где Бог дает Моисею закон для народа. Почти половина книги посвящена описанию скинии и священства (гл. 25 – 40) Эти детали имеют не только историческое значение.

Чтобы получить настоящее удовольствие от чтения Книги Исход, нужно искать в ней Христа. Моисей, пасхальный агнец, скала и скиния – это только некоторые из прообразов (символов) Господа Иисуса, многие из которых упоминаются и в других местах Писания (см., например, 1 Кор. 5:7; 10:4; Евр. 3 – 10). Пусть Господь сделает для нас то же самое, что Он сделал для двух учеников, которые шли в Эммаус – объяснит «сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27).

Содержание

I. ИЗРАИЛЬ В ЕГИПЕТСКОМ РАБСТВЕ (Гл. 1)

II. РОЖДЕНИЕ МОИСЕЯ, ЕГО ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СМЕРТИ И ВОСПИТАНИЕ (Гл. 2)

III. ПРИЗВАНИЕ МОИСЕЯ (Гл. 3, 4)

A. Иегова открывается Моисею (Гл. 3)

Б. Нежелание Моисея возвращаться в Египет (4:1-17)

B. Возвращение Моисея в Египет (4:18-31)

IV. МОИСЕЙ И ФАРАОН: ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ (5:1 – 7:13)

А. Первое противостояние (5:1 – 7:6)

Б. Второе противостояние (7:7-13)

V. ПЕРВЫЕ ДЕВЯТЬ КАЗНЕЙ ЕГИПЕТСКИХ (7:14 – 10:29)

A. Первая казнь – воды Нила превращаются в кровь (7:14-25)

Б. Вторая казнь – жабы (8:1-15)

B. Третья казнь – мошки (8:16-19)

Г. Четвертая казнь – мухи (8:20-32)

Д. Пятая казнь – мор скота (9:1-7)

Е. Шестая казнь – нарывы (9:8-12)

Ж. Седьмая казнь – град и огонь (9:13-35)

З. Восьмая казнь – саранча (10:1-20)

И. Девятая казнь – трехдневная тьма (10:21-29)

VI. ПАСХА И СМЕРТЬ ПЕРВЕНЦЕВ (11:1 – 12:30)

VII. ИСХОД ИЗ ЕГИПТА (12:31 – 15:21)

A. Бегство к морю (12:31 – 13:22)

Б. Переход через Красное море (Гл. 14)

B. Песнь Моисея (15:1-21)

VIII.  ПУТЕШЕСТВИЕ К СИНАЮ (15:22 – 18:27)

A. Пустыня Сур (15:22-27)

Б. Пустыня Син (Гл. 16)

B. Рефидим (Гл. 17)

Г. Моисей и Иофор (Гл. 18)

IX.  ПОЛУЧЕНИЕ ЗАКОНА (Гл. 19 – 24)

А. Подготовка к получению откровения (Гл. 19)

Б. Десять Заповедей (Гл. 20)

В. Другие законы (Гл. 21 – 24)

1. Законы о рабах (21:1-11)

2. Законы о компенсации за увечья (21:12-36)

3. Законы о возмещении убытков при кражах и порче имущества (22:1-6)

4. Законы против обмана (22:7-15)

5. Законы о последствиях обольщения девиц (22:16, 17)

6. Законы о гражданских и религиозных обязанностях (22:18 – 23:19)

7. Законы о завоеваниях (23:20-33)

8. Утверждение завета (24:1-8)

9. Явление Израилю Божьей славы (24:9-18)

X. СКИНИЯ И СВЯЩЕНСТВО (Гл. 25 – 40)

A. Указания по сооружению скинии (Гл. 25 – 27)

1. Сбор материалов (25:1-9)

2. Ковчег Завета (25:10-16)

3. Крышка ковчега (25:17-22)

4. Стол для хлебов предложения (25:23-30)

5. Золотой светильник и его принадлежности (25:31-40)

6. Сама скиния (Гл. 26)

7. Медный жертвенник для всесожжения (27:1-8)

8. Внешний двор, столбы и завеса (27:9-19)

9. Елей для светильника (27:20, 21)

Б. Священство (Гл. 28, 29)

1. Одеяния священников (Гл. 28)

2. Посвящение в священники (Гл. 29)

B. Дальнейшие указания касательно скинии (Гл. 30, 31)

1. Жертвенник для приношения курений (30:1-10)

2. Денежный выкуп (30:11-16)

3. Умывальник (30:17-21)

4. Миро для помазания (30:22-33)

5. Благовонные вещества (30:34-38)

6. Искусные ремесленники (31:1-11)

7. Суббота – знамение завета (31:12-18)

Г. Вспышка идолопоклонства (Гл. 32, 33)

1. Золотой телец (32:1-10)

2. Заступничество и гнев Моисея (32:11-35)

3. Раскаяние народа (33:1-6)

4. Моисей ставит скинию собрания (33:7-11)

5. Молитва Моисея (33:12-23)

Д. Обновление завета (34:1 – 35:3)

Е. Изготовление принадлежностей скинии (35:4 – 38:31)

1. Дары людей и одаренные люди (35:4 – 36:7)

2. Покрывала для скинии (36:8-19)

3. Брусья с трех сторон скинии (36:20-30)

4. Шесты для поддержки брусьев (36:31-34)

5. Завеса перед входом в Святое Святых (36:35, 36)

6. Завеса перед входом в святилище (36:37, 38)

7. Ковчег Завета (37:1-5)

8. Крышка ковчега (37:6-9)

9. Стол для хлебов предложения (37:10-16)

10. Золотой светильник и его принадлежности (37:17-24)

11. Жертвенник для приношения курений (37:25-28)

12. Миро и благовонные курения (37:29)

13. Жертвенник для всесожжения (38:1-7)

14. Умывальник (38:8)

15. Внешний двор, столбы и завеса (38:9-31)

Ж. Приготовление священнических одеяний (Гл. 39)

З. Сооружение скинии (Гл. 40)