25 глава

Х. СКИНИЯ И СВЯЩЕНСТВО (Гл. 25 – 40)

В следующих семи главах описывается возведение скинии, назначение духовенства и учреждение соответствующего законодательства. Скинии посвящены пятьдесят глав Писания, что свидетельствует о ее важности в глазах Бога.

Скиния – сооружение в виде шатра – была местом, где Бог пребывал с избранным народом. Каждая часть скинии содержит духовные наставления, свидетельствуя о Христе – о том, Кто Он и что Он совершил для нас. Также скиния учит нас тому, как приблизиться к Богу. Священство напоминало людям, что грех отделяет их от Бога, и приблизиться к Нему можно только через этих представителей, назначенных и поставленных Им.

А. Указания по сооружению скинии (Гл. 25 – 27)

1. Сбор материалов (25:1-9)

Бог повелел Моисею собрать с народа приношения, состоящие из материалов, необходимых для сооружения скинии (святилища). Драгоценные металлы, шкуры животных, тонкие ткани, елей, благовония и драгоценные камни были, конечно же, той платой, которую израильтяне получили от египтян, покидая эту страну. Они заработали эти вещи ценой рабства. Но теперь израильтяне жертвовали их Господу. Бог предупре-

дил, что скиния должна в точности соответствовать образцу, который дал Он Сам. И если все детали материального здания нужно было соблюдать с такой точностью, то насколько же важнее, чтобы устроение церкви – собрания верующих во Христа – в точности соответствовало тому образцу, который Бог дал в Новом Завете!

2. Ковчег Завета (25:10-16)

Ковчег представлял собой деревянный ящик, выложенный изнутри и покрытый снаружи чистым золотом. На всех сторонах ковчега крепились золотые кольца, через которые продевались шесты для несения ковчега. Ковчег содержал откровение – скрижали с законом (ст. 16), к которым со временем добавились жезл Аарона и сосуд с манной (Евр. 9:4).

3. Крышка ковчега (25:17-22)

Крышку ковчега иногда называют престолом милости. Она представляла собой литую поверхность из чистого золота. По обе стороны на ней находились фигуры херувимов – ангельских существ. Крылья их были распростерты вверх, а лица обращены друг к другу. Между двумя херувимами над крышкой ковчега Господь являлся в облаке славы. Херувимы упоминаются, по меньшей мере, в тринадцати книгах Библии. Чаще всего они упоминаются в связи с престолом Господним, когда речь идет о святости и праведности Иеговы. Описание херувимов содержится в 1 и 10 главах Книги Иезекииля.

4. Стол для хлебов предложения (25:23-30)

Деревянный стол для хлебов предложения был покрыт чистым золотом. Верхняя часть стола была украшена фигурной лепкой (венцом), а вокруг него была золотая стенка в ладонь шириной с еще одним золотым венцом. Как и ковчег, стол переносился на шестах, продетых в кольца в нижних углах, у четырёх ножек стола. На стол священники клали двенадцать хлебов (ст. 30) по числу колен Израилевых. Там также стояли разные блюда, кадильницы, чаши и кружки для возлияния.

5. Золотой светильник и его принадлежности (25:31-40)

25:31-39 Светильник был сделан из чистого золота. У него было семь ветвей, на каждой из которых находилась чашечка с фитилем для сжигания масла. К светильнику прилагались также специальные щипцы и лотки для отрезанных частей фитиля (ст. 38, 39).

25:40 При изготовлении всех этих принадлежностей необходимо было прежде всего придерживаться образца, который Бог показал на горе. Человеческие домыслы были здесь недопустимы. Этот принцип верен во всех духовных вопросах: мы должны следовать указаниям Бога и не отходить от образца, который Он дал нам по Своей мудрости.

Вся утварь скинии свидетельствует о славе Христа: ковчег символизирует Его божественную (золото) и человеческую (дерево) природу. Крышка ковчега (престол милости) отображает Христа, который стал для нас жертвой умилостивления (Рим. 3:25). Стол для хлебов предложения говорит о том, что Христос – Хлеб жизни. Светильник напоминает нам о том, что Христос – свет миру. Медный жертвенник (гл. 27) свидетельствует о том, что Христос стал жертвой всесожжения, всецело принесенной Богу. Жертвенник для приношения курений или золотой жертвенник (гл. 30) – символ того, что жертва Христа была приятным благоуханием Богу. Умывальник (гл. 30) символизирует то, что Христос очищает людей водой, посредством Слова (см. Тит. 3:5; Ин. 13:10; Еф. 5:26).