Введение

«Из всего данного нам СвятымДухом собрания богодухновенных книг, объединенных в Библию, ни одна другая не содержит столько слов Самого Бога, сколько их в книге Левит. Сам Бог напрямую обращается к нам почти с каждой страницы. Его великодушные слова записаны в том же виде, в каком были произнесены. Зная об этом, мы не можем не изучать эту книгу с особым вниманием и интересом.» Эндрю Бонар

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Дж. Н. Дарби предупреждал о плачевных последствиях, которые наступают, когда верующим надоедает святость. Святость – это главная тема Книги Левит, чтение которой многим христианам дается тяжелее всего. Само собой, если мы читаем ее просто, как подробное описание древнееврейских ритуалов жертвоприношений, законов о святости в повседневной жизни и отделении от языческих народов, то мы не получим многих благословений. Но если мы увидим, что каждая деталь в этих описаниях свидетельствует о совершенстве Христа и того, что Он совершил, то найдем богатую пищу для размышлений. Кроме того, множество благословений несет в себе сравнительное изучение Книги Левит и ее новозаветного дополнения – Послания к Евреям.

II. Aвторство

Из двадцати семи глав Книги Левит двадцать глав, а также тридцать пять других отрывков начинаются фразой: «И сказал Господь Моисею, говоря…» или другими похожими словами. До недавнего времени большинство иудеев и христиан воспринимали эти слова буквально. Христос также ссылался на Книгу Левит (13:49), повелевая прокаженному показаться священнику и принести жертву – «что повелел Моисей» (Марк 1:44). Но сегодня во многих кругах вошло в моду отрицать или хотя бы подвергать сомнению тот факт, что Моисей был автором книги Левит и остального Пятикнижия.

Мы верим в правильность традиционного подхода и считаем, что важно его придерживаться. Об этом подробно говорится в Предисловии к Пятикнижию, которое следует внимательно прочитать.

III. Bремя написания

Признавая Моисея автором Книги Левит, и принимая свидетельства самого Пятикнижия в пользу этого мнения, мы полагаем, что Моисей получал откровения, записанные в этой книге, на протяжении пятидесяти дней между тем, когда была поставлена скиния (Исх. 40:17), и днем, когда израильтяне покинули подножие горы Синай (Чис. 10:11). Год написания книги в точности неизвестен, но можно считать, что она была написана между 1450 и 1410 гг. до н.э.

IV. Исторический фон и тема

Самый простой способ удержать в памяти основное содержание книги – запомнить слово «левит» или «священник». Книга представляет собой пособие для священников. Книга Исход заканчивается возведением скинии в пустыне. Теперь священники и левиты нуждаются в указаниях касательно того, как приносить жертвы в скинии, и других ритуалов (например, очищения «прокаженных» домов).

В Исходе мы читали о том, как Израиль был избавлен от египетского рабства и отделен для служения Богу. В Левите мы читаем о том, как евреи должны очищаться от греха и скверны, чтобы приблизиться к Богу в святилище. Святость – это главное требование к жизни в стане. Как в Ветхом, так и в

Новом Завете Бог требует от верующих святости, потому что Он свят. В связи с этим возникает серьезная проблема, потому что сам человек и дела его греховны. Выход один – искупление кровью (Лев. 17:11). Животные жертвы Ветхого Завета – прообраз Жертвы, которую раз и навсегда принес Агнец Божий. Это объясняется в Новом Завете, прежде всего – в Послании к Евреям.

Содержание

I. ВИДЫ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ (1:1 – 6:7)

A. Всесожжение (Гл. 1)

Б. Хлебная жертва (Гл. 2)

B. Мирная жертва (Гл. 3)

Г. Жертва за грех (4:1 – 5:13)

Д. Жертва повинности (5:14 – 6:7)

II. ЗАКОНЫ О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ (6:8 – 7:38)

III. ПОСВЯЩЕНИЕ СВЯЩЕННИКОВ (Гл. 8 – 10)

A. Моисей передает священникам их полномочия (Гл. 8)

Б. Жертвы, принесенные Аароном (Гл. 9)

B. Святотатство Надава и Авиуда (Гл. 10)

IV. ЧИСТОЕ И НЕЧИСТОЕ (Гл. 11 – 15)

A. Чистая и нечистая пища (Гл. 11)

Б. Очищение после родов (Гл. 12)

B. Выявление проказы (Гл. 13)

Г. Очищение проказы (Гл. 14)

Д. Очищение после истечения (Гл. 15)

V. ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ (Гл. 16)

VI. ЗАКОНЫ О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ (Гл. 17)

VII. ЗАКОНЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ (Гл. 18 – 22)

A. Законы о половых сношениях (Гл. 18)

Б. Законы о повседневной жизни (Гл. 19)

B. Наказание за серьезные преступления (Гл. 20)

Г. Поведение священников (Гл. 21, 22)

VIII. ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ (Гл. 23)

A. Суббота (23:1-3)

Б. Пасха (23:4, 5)

B. Праздник Опресноков (23:6-8)

Г. Праздник Жатвы (23:9-14)

Д. Праздник Седмиц (23:15-22)

Е. Праздник Труб (23:23-25)

Ж. День Искупления (23:26-32)

З. Праздник Кущей (23:33-44)

IX. ОБРЯДОВЫЕ И МОРАЛЬНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ (Гл. 24)

X. СУББОТНИЙ ГОД И ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД (Гл. 25)

XI. БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ПРОКЛЯТИЯ (Гл. 26)

A. Благословения за послушание Господу (26:1-13)

Б. Проклятия за непослушание Господу (26:14-39)

B. Восстановление завета через исповедание грехов и покаяние (26:40-46)

XII. ОБЕТЫ И ДЕСЯТИНЫ (Гл. 27)