4 глава

Г. Жертва за грех (4:1 – 5:13)

Гл. 4 Жертва за грех (евр. хаттат) предназначалась для уже искупленного народа. Речь здесь идет не о грешнике, который приходит к Богу за спасением, а об израильтянине (уже вступившем в завет), который ищет прощения. Эта жертва приносилась за грехи, совершенные по незнанию или непреднамеренно.

Содержание жертвы. Существовали разные виды жертвоприношения в зависимости от того, кто согрешил. Помазанный священник – первосвященник, согрешивший и сделавший виновным народ (ст. 3), приносил тельца из крупного скота, без порока. Все общество Израилево (ст. 13) тоже приносило молодого тельца; начальник приносил козла без порока; простой человек из народа (ст. 27) приносил козу (ст. 28) или овцу (ст. 32) без порока. (Из еврейского текста следует, что здесь имеются в виду взрослые животные).

Обязанности жертвующего. Обычно те, кто приносили жертву, приводили ее к воротам двора скинии в присутствие Господа, возлагали руки ей на голову, убивали, удаляли жир, почки и сальник на печени. Старейшины действовали от имени всего народа (ст. 15). Смерть жертвы символизировала смерть грешника.

Обязанности священников. За себя и за народ первосвященник вносил кровь жертвы в святилище и кропил этой кровью семь раз перед завесой в святилище (ст. 5, 6, 16, 17). Кровь также наносилась на рога золотого жертвенника для курений (ст. 7, 18). Оставшуюся кровь он выливал к подножию жертвенника всесожжения. Если жертва приносилась за начальников и простых людей, священник кропил кровью рога жертвенника всесожжения, а оставшуюся кровь выливал к его подножию (ст. 25, 30, 34). Жир, почки, сальник с печени и курдюк сжигались на жертвеннике всесожжения независимо от того, за кого приносилась жертва (ст. 8-10, 19, 26, 31). Если жертва приносилась за священника или за народ, ее остатки выносились за пределы стана и сжигались (ст. 11, 12, 21).

Раздача частей жертвы: Часть жертвы, принадлежавшая Богу, сжигалась на жертвеннике: тук, почки, сальник с печени и др. Священникам разрешалось есть мясо жертвы начальника или простого человека, потому что кровь этой жертвы не вносилась в святилище (7:30), в отличие от жертвы первосвященника или народа (4:5, 6, 16, 17). По той же самой причине священнику разрешалось есть некоторые части жертв, описанных в 5:6, 7, 11. Тому, кто приносил жертву, не полагалось никаких частей.

Остатки жертвы за грех, кровь которой вносили в святилище, сжигали за станом. Так и наш Господь «со Своей Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:12) после того, как пострадал за пределами Иерусалима. В связи с этим, в Библии содержится призыв и для нас: «Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр. 13:13).

Примечание: Выражение «грех по неведению» означало, похоже, не просто отсутствие осознания греха. Скорее всего, это выражение означает, что грех не был совершен умышленно, преднамеренно, вызывающим образом или как бунт против Бога. Преднамеренные грехи не прощались, за них не было предусмотрено жертвы, и смерть была неизбежной (Числ. 15:30).

Приносящий жертву за грех признавал, что согрешил по своей слабости или невнимательности. Он просил прощения и ритуального очищения.

Жертва за грех символизирует безгрешного Христа, Который сделался жертвой за грех, хотя Сам не знал греха, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом. Некоторые считают, что жертва за грех – это Христос, искупающий нашу греховную природу, а жертва повинности – это Христос, искупающий наши проступки.

Святой, не знающий греха,

За нас наказан был.

Он души наши навсегда

Крестом освободил.

И лишь Его святая кровь

Грехов с нас смоет тень,

Сквозь ад и смерть Его любовь

Для нас откроет день.

Анна К. Бурлингхем