10 глава

II. ОТ СИНАЯ ДО РАВНИН МОАВА (10:11 – 22:1)

А. Выход из пустыни Синайской (10:11-36)

10:11 Стих 11 разделяет книгу на две части. До сего момента народ Израильский стоял станом у горы Синай. С этого стиха и до 22:1 повествование представляет собой описание перехода от горы Синай до равнин Моава, расположенных у самой границы Обетованной Земли. Это путешествие длилось почти сорок лет. В путь израильтяне отправились только в двадцатый день, после празднования второй Пасхи (см. Числа 9:10, 11).

10:12, 13 Первая часть пути пролегла от горы Синай до пустыни Фаран. Однако, прежде чем достигнуть пустыни, израильтяне сделали три остановки – в Тавере, Киброт-Гаттааве и Асирофе. На самом деле, до пустыни Фаран они дошли только в Числах 12:16.

10:14-28 Далее приводится порядок, в котором двигались колена. Во главе шел начальник каждого из колен. Этот порядок соответствует описанному во второй главе с одним исключением: в 2:17 складывается впечатление, что левиты шли вслед за коленом Гада и перед коленом Ефрема. В 10:17 сыны Гирсо-новы и Мерарины перечисляются после Завулона, а сыны Каафовы – после колена Гада. Судя по всему, сыны Гир-соновы и сыны Мерарины шли впереди, вместе с составляющими скинии, чтобы успеть установить ее на месте стоянки к тому времени, когда подойдут сыны Ка-афовы со священными сосудами.

10:29-32 Ховав был братом жены Моисея. Рагуил (в других местах он также называется Иофором) был отцом Ховава и тестем Моисея. Будучи мадианитянином, Ховав, вероятнее всего, хорошо знал пустыню. Возможно, именно поэтому Моисей пригласил его сопровождать израильтян: «Ты будешь для нас глазом». Многие толкователи Библии считают, что это приглашение стало проявлением недостатка веры Моисея, поскольку Бог уже пообещал вести и направлять Свой народ.

Другого мнения придерживается Курц, который предполагает:

«Облачный столб определял общее направление движения, месторасположение стана и длительность стоянки в данном месте; тем не менее, человеческая рассудительность не являлась лишней в том, что касалось устройства лагеря: как наилучшим образом объединить расположение источников воды, пастбища, укрытия, источники топлива. В этих деталях опыт Ховава и знание пустыни были бы чрезвычайно полезными в качестве дополнения к водительству облака».

10:33, 34 Ковчег завета был завернут в завесу, которая отделяла Святое Святых от святилища (Числа 4:5). Его несли сыны Каафовы впереди всей процессии. Переход от Синая до Кадес-Варни длился три дня. Облако славы осеняло народ, и сам Господь усматривал им место, где остановиться.

10:35, 36 Ничего не говорится о том, согласился ли Ховав сопровождать израильтян. Судя по стихам книги Судей 1:16 и 4:11, он отправился с ними, поскольку его потомки перечисляются среди народа Израилева. Когда ковчег поднимался в путь, Моисей обращался к Господу с просьбой о победе. И когда вечером ковчег останавливался, он молил Господа возвратиться к сынам Из-раилевым.