Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — Второзаконие
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 5522 Все тексты автора Уильям МакДональд
Введение
«Второзаконие – одна из величайших книг Ветхого Завета. Ее влияние на культурные и личные верования во все века не превзошла ни одна другая книга Библии. Она более восьмидесяти раз цитируется в Новом Завете и, таким образом, принадлежит к малой группе четырех ветхозаветных книг [Бытие, Второзаконие, Псалтырь и Исаия], к которым часто обращались христиане ранней церкви.» Дж. А. Томпсон
Введение
I. Уникальное положение в каноне
Наш Господь Иисус Христос был искушаем сатаной в пустыне на протяжении сорока дней и сорока ночей. Три примера этих искушений записаны в Евангелиях для нашего духовного наставления. Иисус не только три раза использовал ветхозаветный «меч духовный», но в каждом из этих случаев использовал одну и ту же часть «клинка» – Второзаконие! Возможно, эта книга была одной из любимых книг Иисуса – такой же любимой она должна быть и для нас. К сожалению, во многих аспектах Второзаконие оказалось незаслуженно забытым, возможно, благодаря своему названию, ведущему свое происхождение из греческого перевода – Септуагинты. Значение этого слова – «второй закон» – создало неправильное представление о том, что книга является лишь повторением материала, уже представленного ранее в книгах от Исхода до Чисел. Однако Бог никогда ничего не повторяет просто ради повторения: в повествовании всегда ставится иное, новое ударение или появляются новые подробности. То же можно сказать и о Второзаконии, чудесной книге, достойной тщательного изучения.
II. Aвторство
Авторство книги Второзаконие в целом принадлежит Моисею, хотя Господь, возможно, использовал других вдохновленных Им редакторов, чтобы внести в повествование новые подробности. Последняя глава, описывающая смерть Моисея, могла быть написана как пророчество им самим, либо добавлена позднее Иисусом Навиным или кем-либо еще.
Либеральные критики с уверенностью утверждают, что именно Второзаконие является той самой «книгой закона», которая была найдена во время правления царя Иосии (примерно в 620 г. до н.э.). Они придерживаются мнения, что, на самом деле, Второзаконие – это «благочестивый обман» или «ложь во спасение», которая была создана в то время, якобы Моисеем, чтобы объединить и централизовать иудейское поклонение вокруг иерусалимского святилища.
Однако такой категории как «благочестивый обман» не существует. Если это обман, то в нем нет благочестия; если же книга имеет божественное происхождение, то в ней нет обмана.
Также, нет никакого подтверждения тому, что под «книгой закона», о которой говорится в 4 Царств 22, не подразумевается все Пятикнижие целиком. Предшественники царя Иосии, Манас-сия и Амон, были нечестивыми царями. Они предавались идолопоклонству в самом храме Иеговы, где, судя по всему, был спрятан Закон Моисеев.
Новое открытие Божьего Слова и подчинение ему всегда приносят с собой возрождение и восстановление, как это произошло при великой протестантской Реформации.
Краткое обоснование авторства Моисея приводится в статье «Вступление к Пятикнижию».
III. Bремя написания
Большая часть книги Второзакония была написана к 1406 году до н.э., но, как было отмечено ранее, некоторые части, равноценно вдохновленные Богом, могли быть добавлены после смерти Моисея.
Более подробное обсуждение времени написания можно найти в статье «Вступление к Пятикнижию».
IV. Исторический фон и тема
Второзаконие является подтверждением (а не просто повторением) закона для нового поколения, выросшего во время странствования по пустыне. Они готовились войти в Землю Обетованную. Для того, чтобы насладиться в ней всей полнотой Божьих обетований, они должны были знать закон и исполнять его.
Книга Второзаконие начинается с духовного истолкования истории Израиля, начиная от Синая (главы 1 – 3). Подразумевается, что те, кто не учится на уроках истории, обречены повторить ее в своей жизни. Основная часть книги посвящена обзору важных аспектов Божьего закона для Его народа (главы 4 – 26). Далее следует взгляд в будущее: предсказание Божьих намерений о благодати и правлении для Израиля со времени вхождения народа в Землю Обетованную до второго пришествия Мессии (главы 27 – 33). Книга заканчивается смертью Моисея и назначением Иисуса Навина в качестве его преемника (глава 34).
Апостол Павел напоминает нам о том, что эта книга обращена не только к Израилю, а и к нам. Комментируя Второзаконие 25:4, он говорит: «… для нас это написано» (1 Кор. 9:10).
Книга богата наставлениями, смысл которых можно обобщить глаголами Второзакония 5:1: «Слушайте… выучите… старайтесь исполнять».
Содержание
I. ПЕРВАЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ – ПРИБЛИЖЕНИЕ К ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 1 – 4)
A. Вступление (1:1-5)
Б. От Хорива до Кадес-Варни (1:6-46)
B. От Кадес-Варни до Есевона (Гл. 2)
Г. Захват территорий на восточном берегу Иордана (Гл. 3)
Д. Призыв к послушанию (Гл. 4)
II. ВТОРАЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ – ЧИСТОТА В ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 5 – 28)
A. Обзор Синайского Завета (Гл. 5)
Б. Предостережения о непослушании (Гл. 6)
B. Указания об отношениях с языческими народами (Гл. 7)
Г. Уроки прошлого (8:1 – 11:7)
Д. Вознаграждения за послушание (11:8-32)
Е. Законы о поклонении (Гл. 12)
Ж. Наказание лжепророков и идолопоклонников (Гл. 13)
З. Чистые и нечистые продукты питания (14:1-21)
И. Десятина (14:22-29)
К. Обращение с должниками и рабами (Гл. 15)
Л. Установление трех праздников (Гл. 16).
М. Судьи и цари (Гл. 17)
Н. Священники, левиты и пророки (Гл. 18)
О. Уголовное право (Гл. 19)
П. Законы о ведении войны (Гл. 20)
Р. Различные законы (Гл. 21 – 25)
1. Искупление нераскрытого убийства (21:1-9)
2. Пленницы, захваченные в военных действиях (21:10-14)
3. Права перворожденного (21:15-17)
4. Упрямые и непокорные сыновья (21:18-21)
5. Тела повешенных преступников (21:22-23)
6. Девять законов поведения (22:1-12)
7. Преступления против девственности (22:13-30)
8. Отлученные от общества (23:1-8)
9. Чистота в стане (23:9-14)
10. Социальные и религиозные законы (23:15-25)
11. Развод и повторный брак (24:1-4)
12. Различные социальные законы (24:5 – 25:4)
13. Закон левирата (25:5-10)
14. Три особых закона (25:11-19)
С. Обряды и ратификации (Гл. 26)
1. Обряд первых плодов (26:1-11)
2. Обряд десятины третьего года (26:12-15)
3. Ратификация завета (26:16-19)
Т. Проклятия и благословения (Гл. 27, 28)
III. ТРЕТЬЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ – ЗАВЕТ ДЛЯ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 29, 30)
A. Завет, заключенный в Моаве (29:1-21)
Б. Наказание за нарушение Завета (29:22-29)
B. Восстановление при возвращении к Завету (Гл. 30)
IV. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ МОИСЕЯ – СМЕРТЬ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 31 – 34)
A. Преемник Моисея (Гл. 31)
Б. Песнь Моисея (Гл. 32)
B. Благословение Моисея (Гл. 33)
Г. Смерть Моисея (Гл. 34)