24 глава

Ж. Прощальное обращение Иисуса Навина к народу Израиля (24:1-15)

24:1-14 Второе прощальное обращение, на этот раз к народу, было произнесено в Сихеме.

Иисус Навин сделал обзор истории Божьего народа, от Фарры и до времен Авраама, Исаака и Иакова. Он напомнил людям о могущественном освобождении от Египетского рабства, о скитаниях в пустыне, и победе над Моавитянами на восточной стороне Иордана. Затем он рассказал об их вхождении в Обетованную Землю, победе в Иерихоне, и истреблении царей в Ханаане (ст. 2-13). Тьма в 7 стихе указывает на Исход 14:19, 20, где облако освещало путь Израильтянам и покрывало тьмой Египтян.

В этом кратком обзоре истории от Бытия до Иисуса Навина отчетливо проступает доказательство верховной власти Бога. Обратите внимание на то, как он излагает эту историю: Я взял (ст. 3), Я дал (ст. 4), Я послал (ст. 5), Я вывел (ст. 6-8), Я не хотел послушать (ст. 10), Я предал их в руки ваши (ст. 11), Я послал (ст. 12), Я дал (ст. 13). Иегова действует согласно Своим вечным намерениям, и кто может удержать Его руку? Такого Бога необходимо бояться и слушаться (ст. 14).

24:15 Здесь не стоял выбор между Господом и идолами: Иисус Навин предполагал, что люди уже решили не служить Богу. Поэтому он призвал их сделать выбор между богами, которым служили их предки в Месопотамии и богами Аморитян, которых они узнали в Ханаане. Благородное решение Иисуса Навина, касающееся его самого и его дома, послужило вдохновением всем последующим поколениям верующих: «А я и дом мой будем служить Господу».

З. Обновление Завета в Сихеме

24:16-28 Когда народ пообещал служить Иегове, Иисус Навин сказал: «Не возможете служить Господу» (ст. 19). Это означает, что они не могли и служить Иегове и поклоняться идолам. Несомненно, Иисус Навин осознавал, что народ уклонится в идолопоклонство, потому что даже тогда у них уже были чужие боги в шатрах (ст. 23). Народ настаивал на том, чтобы дать клятву верности своему Богу, поэтому Иисус Навин установил под дубом большой памятный камень в знак завета, заключенного Израилем. (Святилище Господне, упомянутое в 26-м стихе, означает не скинию, которая находилась в Силоме, а просто святое место.)

Касательно проблемы с идолами, Карл Армердинг пишет:

«Идолопоклонство   было грехом, постоянно преследующим Израиль. Их самые древние предки служили другим Богам, как мы увидели (ст. 2). Когда Иаков со своей семьей покинул Лаван, Рахиль унесла с собой божков своего отца (Быт. 31:30-34). Но когда они приехали на место, Иаков приказал своей семье избавиться от этих «странных богов», и спрятал их под дубом, находившемся рядом с Сихемом (Быт. 35:2,4). В том же самом месте Иисус Навин призвал свое поколение избавиться от богов, которым служили их отцы (ст. 14)».

И. Смерть Иисуса Навина

24:29-33 Иисус Навин умер в возрасте ста десяти лет и был похоронен в доставшемся ему городе. Израильский народ хранил верность Богу, пока было живо поколение Иисуса Навина. Мы не знаем, кто записал последние стихи этой книги, но нам и не нужно это знать, в противном случае это обязательно было бы указано.

Кости Иосифа, которые были вынесены из Египта согласно его просьбе, теперь были погребены в Сихеме (Быт. 50:24; Исх. 13:19).

В конце концов, скончался и сын Аарона, Елеазар, и был похоронен в горах Ефрема.

В последних пяти стихах этой книги упоминаются три погребения: Иисуса Навина (ст. 29-31), Иосифа (ст. 32) и Елеазара (ст. 33). Все трое были захоронены на территории Иосифа. Все трое хорошо служили Богу и своей стране. Иисус Навин и Иосиф были великими освободителями в течение своей жизни, а Елеазар был освободителем при своей смерти, ибо он был первосвященником и его смерть освободила всех, кто убежал в город-убежище (20:6). Подобно книгам Бытия и Второзакония, книга Иисуса Навина завершается звоном похоронного колокола в честь великих и благочестивых людей. «Бог хоронит Своих работников, но продолжает Свою работу».