5 глава

5:1 Языческие обитатели Ханаана были охвачены паникой, услышав о том, как Иудейская армия чудом перешла через Иордан.

Г. Обряды в Галгале (5:2-12)

5:2-9 Эта глава повествует о событиях, произошедших в Галгале, первом месте, где Израиль расположился станом в Ханаане. Там произошло обрезание мужчин (ст. 2-9). Там у них прошла первая на Ханаанской земле Пасха (ст. 10). Там закончилась манна (ст. 11-12), и там Иисус Навин повстречался с Вождем воинства Господня, Иисусом Христом (ст. 13-15).

Под руководством Господа Иисус Навин возобновил обряд обрезания. Все мужчины, вышедшие из Египта были обрезаны, но все воины тем временем вымерли (Втор. 2:16). В течение сорока лет обряда обрезания не существовало. За сорок лет странствования выросло новое поколение, и теперь им необходимо было исполнить этот обряд в знак того, что они вновь во всей полноте обрели все обетованные благословения. Пока они странствовали по пустыне, Египтяне постоянно над ними насмехались из-за того, что они никак не могли обрести Землю Обетованную. Но как только они оказались в обетованной земле, посрамление было снято (ст. 9). «Второй раз» (ст. 2) означает второй раз, когда обрезание начало применяться этой нацией.

5:10 Пасху праздновали через четыре дня после перехода через Иордан (в четырнадцатый день месяца). Обратите внимание на веру Иисуса Навина. Несмотря на то, что он находился на территории врага, он был послушен Богу, обрезая воинов и соблюдая Пасху. Эти действия были названы «самыми невоенными».

Через обрезание и Пасху Господь призывал Свой народ к основам их взаимоотношений с Ним. Оба эти обряда в пустыне не соблюдались.

Обрезание являлось символом завета между Богом и Авраамом, и Бог, по своей верности, хранил Свое безусловное обетование, даровав им эту землю (Быт. 15:18-21). Также обрезание представляло собой самоосуждение и удаление плотской нечистоты, жизненно необходимые для победы. Пасха напоминала им об искуплении. Иегова искупил их и освободил от Египетского рабства. Соблюдая Пасху, Иудеи следовали слову Господа, данному через Моисея сорока годами ранее во время первой Пасхи (Исх. 13:5). Благодать была поводом для того, чтобы Бог призвал и вывел Свой народ из Египта. Верность явилась гарантией того, что Он их приведет в Обетованную Землю.

5:11, 12 Манна говорит о Воплощенном Христе, хлебе, пришедшем с небес для того, чтобы позаботиться о наших нуждах в пустыне. Плодородие земли олицетворяет Воскресшего Христа после обретения благословений земли Ханаанской. Мы питаемся и тем и другим. Манна кончилась в то утро, когда они впервые испробовали иссушенные зерна. «Бог – такой замечательный и пунктуальный Кормилец!»

Д. Захват Иерихона (5:13 – 6:27)

5:13, 14a Человек в 13-м стихе был Ангелом Иеговы – Господь Иисус в одном из Своих явлений до воплощения. Он представился Вождем воинства Господня. Христос приходит не просто для того, чтобы нам помочь, и, конечно же, не для того, чтобы причинить нам вред; Он приходит для того, чтобы обрести полный контроль.

5:146, 15 Здесь мы видим убедительное доказательство того, что Иисус На-вин находился в присутствии Господа и полностью это осознавал. Простые ангелы никогда не принимали поклонение, а здесь Ангел Господень требует поклонения, доказывая этим Свою божественную природу. Иисусу Навину придется испытать на себе то, что Моисей был вынужден узнать в самом начале своего служения (Исх. 3) – святость и верховенство Господа.