8 глава

3. Победа Гедеона над филистимлянами (8:1-32)

8:1-3 Сначала Ефремляне разозлились на Гедеона за то, что их не позвали на помощь раньше. Но когда Гедеон напомнил им о том, что захват ими двух князей значил больше, чем все, что сделал он, они успокоились. Как уже ранее пояснялось, Авиезер (ст. 2) относится к Гедеону и его людям.

8:4-7 Иудеи из Сокхофа отказались накормить Гедеона и его три сотни изголодавшихся воинов, так как боялись ответных мер со стороны Мадианитян в случае его поражения. Гедеон пригрозил им тем, что растерзает (древнеевр. «измолотит») их тела колючим терновником и молотильными зубчатыми досками, когда Господь предаст в его руки Зевея и Салмана.

8:8, 9 Люди из Пенуэла также ответили отказом на просьбу Гедеона накормить его людей. Он пригрозил им тем, что разрушит их башню, когда вернется с миром.

8:10-17 Гедеон остался верен своему слову. Он захватил двух Мадиамских князей и обратил в бегство всю армию. Гедеон преподал урок семидесяти семи старейшинам Сокхофа, воспользовавшись списком молодого информатора, говорит Кохен.

Такой вид наказания «применялся к самым ужасным преступникам, как описано в «Республике Платона»». Сведущие Раввины Кимчи и Раши усмотрели в этом идиоматическое выражение, означающее «удар насилия». Другие поясняют, что он (Гедеон) угрожал бросить их обнаженными в заросли терновника и размолоть их, как зерно в гумне. Что касается Пенуэла, Гедеон на самом деле разрушил там башню и истребил людей, живших в этом городе.

«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». (Прит. 15:1). Первая истина отображена в стихах 1-3 ответом Гедеона Ефремлянам. Вторая истина описана в стихах 4-17 словами людей из Сокхофа и Пенуэла.

8:18-21 Зевей и Салман убили несколько братьев Гедеона в Фаворе, поэтому он приказал своему старшему сыну, Иеферу, убить их. Тот, по своей молодости, побоялся это сделать, поэтому Гедеон сам завершил это дело.

8:22, 23 Мужей Израильских так впечатлили военные подвиги Гедеона, что они попросили его стать их царем. Они начали прославлять человека вместо того, чтобы славить Бога (см. 7:2). Но Гедеон благородно отклонил их предложение, говоря от своего имени и своих сынов, обратив их внимание на то, что только Господу принадлежит право властвовать над ними.

8:24-27 Но, отвергнув одно искушение, Гедеон поддался другому. Он попросил Израильтян принести золотые серьги, которые они забрали у Мадиа-нитян (также называемых Измаильтяне; см. Исх. 32:1-6). Из них Гедеон изготовил ефод, передник подобно одеяниям первосвященника. Будучи установлен в Офре, он стал объектом идолопоклонства и сетью для Израиля, уведя их в сторону от Силома и скинии. «Он отказался от царствования, но возжелал чин священника».

8:28-32 После победы над Мадиани-тянами, Израиль наслаждался покоем в течение сорока лет.

Особое место уделяется тому, что у Гедеона было много жен, которые родили ему семьдесят сыновей. Также, в Си-хеме у него была наложница, родившая ему сына по имени Авимелех.

В этой главе проявляются еще две черты многогранного характера Гедеона. Его нещадное преследование Мади-анитян показало, что он выполняет приказы тщательно и до конца. Несмотря на усталость, несмотря на то, что он уже и так много сделал, и, несмотря на то, что ему никто не оказывал помощь, он продолжал наступление, пока не были уничтожены все Измаильтяне и их цари. Подобное упорство было у Апостола Павла, только оно проявлялось в духовной битве (Фил. 3:12-14).

Вторая черта является негативной: он попросил и принял золотые серьги из награбленной добычи в качестве награды за победу над Измаильтянами (ст. 24), что стало сетью для Гедеона, его семьи и его страны. Сравните это с поведением Авраама в Быт. 14:21-24. Мы должны стараться под руководством Бога подражать хорошим качествам Гедеона и избегать его пороков.

Е. Узурпация Авимелеха (8:33 – 9:57)

8:33-35 Не успел Гедеон умереть, как Израиль начал поклоняться Ваалу. Как быстро Израильтяне позабыли героические национальные подвиги Гедеона, и дошли даже до того, что стали плохо обращаться с его потомками и забыли о Божьем освобождении! Но чем мы лучше, помним ли мы о благословениях, которые мы получили от Господа и от людей? К своему стыду, мы часто о них забываем.