Введение

«Многое в Книге Судей может опечалить сердце читателя. Вероятно, нет другой такой книги в Библии, которая настолько явно свидетельствовала бы о нашем человеческом пороке. Но в ней также присутствуют несомненные признаки божественного сострадания и долготерпения… При рассмотрении жизни менее значимых спасителей, может придти осознание потребности в наше время в великом Спасителе, в незапятнанной жизни, который способен принести совершенное освобождение, не только временное, но и вечное.» Артур Е. Кандэлл

Введение

I. Особое положение в каноне

В этой захватывающей книге особым образом описано то, как Бог обращает слабости людей в их достоинства. На самом деле, в каком-то смысле, Книга Судей является комментарием к трем стихам: «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом» (1 Кор. 1:27-29). Например, Аод был левшой из колена Вениамина (3:12-30), левая рука всегда считалась слабее правой. Самегар использовал рожн для волов, не самое достойное оружие, чтобы убить 600 противников (3:31). Девора была представительницей «слабого пола» (хотя сама она не была слабой!) (4:1-5:31). Десять тысяч солдат Варака и девятьсот железных колесниц Сисары были неравными соперниками с человеческой точки зрения (4:10, 13). Иаиль, также представительница слабого пола, убила Сисару, пронзив его череп колом от шатра (4:21). Она держала кол левой рукой (5:26, Септу-агинта). Гедеон вышел на встречу врагу с армией, которую Бог сократил с 32 000 до 300 человек (7:1-8). Ячменный хлеб, которым питались бедняки, говорит о бедности и слабости (7:13). Армия Гедеона была вооружена нетрадиционными видами оружия: глиняными кувшинами, светильниками и трубами (7:16), и кувшины нужно было разбить (7:19). Авимелех был сбит с ног рукой женщины, сбросившей обломок жернова (9:53). Имя Фола означает «червь» (10:1). Когда мы встречаемся с матерью Самсона, она – бесплодная и безымянная женщина (13:2). И Самсон убил 1000 филистимлян челюстью осла (15:15).

II. Aвторство

Несмотря на то, что автор Книги Судей неизвестен, Иудейский Талмуд и ранние христианские предания гласят, что Судьи, Руфь и 1, 2 Книги Царств были написаны Самуилом. Эта точка зрения поддерживается 1 Царств 10:25, где указано, что пророк Самуил был писателем. Также, внутренние признаки времени написания соответствуют, по меньшей мере, периоду жизни Самуила.

III. Bремя написания

Существует несколько причин, почему книгу Судей лучше всего датировать первой половиной века монархии (1050-1000 до н.э.):

Во-первых, повторяющаяся фраза «в те дни не было царя у Израиля» (17:6; 18:1; 19:1; 21:25) наводит на мысль о том, что в момент написания царь уже был.

Во-вторых, ввиду того, что 1:21 указывает на то, что Иевусеи все еще жили в Иерусалиме, необходимо опираться на дату, предшествующую захвату этого города Давидом. И последнее, Газер, упомянутый в 1:29, позже был отдан Фараоном Соломону в качестве свадебного подарка, что также подразумевает дату до того, как это произошло. Таким образом, период правления Саула или первые годы правления Давида кажутся наиболее вероятными.

IV. Исторический фон и тема

Книга Судей подхватывает историю Израильской нации после того, как умерло поколение Иисуса Навина. Израильскому народу не удалось полностью изгнать языческих обитателей Ханаана. На самом деле, они смешались с язычниками и стали заниматься идолопоклонством. В результате этого, Бог постоянно предавал Свой народ в руки язычников. Такое рабство привело Иудеев к раскаянию и покаянию. Когда они воззвали к Богу с просьбой об освобождении, Он поставил судей. Книга так названа именно в честь этих правителей.

События этой книги охватывают приблизительно 325-летний период, от Гофониила до Самсона.

Судьи были военачальниками, а не просто юристами. Героическими делами веры они приводили в исполнение суд Божий или свергали своих поработителей, тем самым возвращая людям мир и свободу. На освобождение Израиля было поставлено двенадцать судей. О некоторых рассказано очень много, в то время как другие упомянуты всего в од-ном-двух стихах. Они вышли из девяти разных колен и освободили свой народ от народов Месопотамии, Моавитян, Филистимлян, Хананеев, Мадианитян и Аморреев. До Самуила никто из судей не управлял всей нацией.

Книга  Судей  не придерживается строгого хронологического порядка. Первые две главы содержат вводный материал, как исторический, так и пророческий. Сама последовательность судей (гл. 3-16) не всегда расположена хронологически. Некоторые судьи могли побеждать своих врагов в одно и то же время, но на разных участках земли. Важно об этом помнить, так как число лет, упомянутых в книге, если их последовательно сложить, превысит 400, что больше того периода времени, который этому отводит Библия (Деян. 13:19, 20; 3 Цар. 6:1).

Завершающие главы (17-21) описывают события, произошедшие в период правления судей, но они помещены в конец книги, чтобы дать полное представление о религиозном, моральном и культурном упадке в Израиле в то время. Это время лучше всего характеризует ключевой стих (17:6): «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым.»

Если мы верим, что всякое слово Бога чисто, и что все Писание полезно, тогда из этого следует, что Книга Судей содержит важные для нас духовные темы и уроки. Некоторые из этих уроков сокрыты в именах языческих поработителей и судей, освобождавших Израиль. Поработители представляют собой силы этого мира, которые пытаются заключить Божий народ в рабство. Судьи символизируют средства, посредством которых мы ведем духовную битву.

Мы включили рекомендации по практическому применению в свои комментарии, многие из которых взяты из старых классических произведений.

При изучении прообразов или личностей всегда существует опасность впасть в крайность. Мы попытались избежать любых натянутых или надуманных истолкований. Также, необходимо признать, что значения некоторых имен не ясны. Мы подобрали альтернативные значения, где это было возможно.

Содержание

I. ОБЗОР И ПРОСМОТР(1:1 – 3:6)

A. Оглядываясь назад (1:1 – 2:10)

Б. Заглядывая вперед (2:11 – 3:6)

II. ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ СУДЕЙ (3:7 – 16:31)

A. Гофониил (3:7-11)

Б. Аод (3:12-30)

B. Самегар (3:31)

Г. Девора и Варак (Гл. 4, 5)

1. Их история в прозе (Гл. 4)

2. Их история в песне (Гл. 5)

Д. Гедеон (6:1 – 8:32)

1. Призыв Гедеона к служению (Гл. 6)

2. Три сотни Гедеона (Гл. 7)

3. Победа Гедеона над филистимлянами (8:1-32)

Е. Узурпация Авимелеха (8:33 – 9:57)

Ж. Фола и Иаир (10:1-5)

З. Иеффай (10:6 – 12:7)

1. Страдания Израиля (10:6-18)

2. Защита Израиля Иеффайем (11:1-28)

3. Клятва Иеффая (11:29-40)

4. Иеффай убивает Ефремлян(12:1-7)

И. Есевон, Елон и Авдон (12:8-15)

К. Самсон (Гл. 13 – 16)