5 глава

Г. Коронация царем над всем Израилем (Гл. 5)

5:1-5 С обещаниями верности и преданности одиннадцать колен Израиля теперь присоединились к Иуде, признав Давида полноправным царем. Все собравшиеся перечислены в 1 Паралипоменон 12:2340. Таким образом было положено начало правлению, продлившемуся тридцать три года. В общем правление Давида продолжалось сорок лет.

В стихе 3 описано третье помазание Давида. Сначала он был помазан пророком Самуилом (1 Цар. 16:13). Затем он был помазан царем над домом Иуды в Хевроне (2:4). Теперь, наконец, весь народ его помазал в правомерного царя.

5:6-10 Одним из первых военных завоеваний Давида стал захват у Иевусеев крепости на горе Сион. Эти языческие воины считали свой город настолько несокрушимым, что его могли защитить даже слепые и хромые. Давид распознал слабое место в системе водоснабжения этого города и приказал своим людям пробраться через подземный водный канал, который использовали Иевусеи, чтобы доставлять в город воду из находившегося ниже источника. Данная стратегия оказалась успешной, и Иевус стал Иерусалимом, который также назывался Городом Давида, столицей Израильской нации. Вторая часть восьмого стиха имеет отношение к насмешкам Иевусеев в шестом стихе, который позднее стал расхожим выражением: «Слепой и хромой не войдет в дом». Милло был частью крепости древнего города. (Параллельная история в 1 Паралипоме-нон 11 повествует о том, что Иоав возглавил успешное наступление на город и таким образом обеспечил себе пост начальника армии Давида).

5:11-16 Хирам, языческий царь Тира, послал Давиду материалы и работников, чтобы построить ему дом в Иерусалиме. Давид взял еще наложниц и жен в Иерусалиме, в нарушение Второзакония 17:17, и у него родились еще сыновья и дочери. Царственная родословная Мессии прослеживается через Соломона. Существует еще два списка сыновей, которые родились у Давида в Иерусалиме (1 Пар. 3:5-8; 14:3-7), с незначительными расхождениями (по большей части в правописании) в этих трех списках.

5:17-21 Обеспокоенные новостями об объединении Израиля и о могущественном центральном правительстве, Филистимляне решили перейти в наступление. Они собрали свою армию в долине Рефаим на юге от Иерусалима. Получив уверения от Господа в победе, Давид напал на Филистимлян и поразил их. Он назвал это место Ваал-Перацим, что означает «Ваал разбит» или «господин прорыва». Господь там пробил брешь во вражеских рядах. Давид подобрал и сжег истуканов (1 Пар. 14:12), которых бросили Филистимляне (ст. 21), чтобы они не стали камнем преткновения для последующих поколений.

5:22-25 Через какое-то время Филистимляне вернулись в ту же долину Рефаим и стали угрожать Израилю. На этот раз Господь сказал Давиду обойти силы врага и зайти со стороны тутовой рощи. И когда он услышит звук шагов по вершинам тутовых деревьев, он будет знать, что Господь пошел против Филистимлян. В результате Давид поразил врага от Гаваи до Газера. Гавая, вероятно, то же самое, что Гаваон (Септуагин-та (древнегреческая версия Ветхого Завета) и 1 Пар. 14:16). Обратите внимание на то, что Давид не считал, что если Бог направил его на одно сражение (ст. 19), значит, Он направит его и на другое (ст. 23). Мы должны постоянно искать волю Бога во всем. Стратегия Бога в первом сражении заключалась в прямом наступлении; а во втором – в засаде.