15 глава

Г. Царь Авия Иудейский (15:1-8)

Авия был сыном Ровоама и правил Иудеей три года (913-911/910 гг. до Р. Х.; 2 Пар. 13:1 – 14:1а).

15:1 В стихе 1 содержится устойчивое выражение, которое часто повторяется в 3 – 4 Книгах Царств. Оно описывает начало одного правления, называя имя царя, правящего в другом царстве, с указанием того, сколько он уже правит. Так, в этом стихе объясняется, что правление Авии над Иудеями началось в восемнадцатый год правления Иеро-воамом над Израилем (см. также 1 Пар. 3:10; 2 Пар. 12:16).

15:2 Здесь мать Авии названа Маахой, дочерью Авессалома; во 2 Пара-липоменон 11:21 она названа также, а во 2 Паралипоменон 13:2 – Михаией, дочерью Уриила. Возможно, у его матери было два имени, и она была дочерью Уриила и внучкой Авессалома. (В Библии слова «сын» или «дочь» часто имеют значение «потомок»).

15:3-8 Авия пошел по стопам отца своего, будучи идолопоклонником, а не подражал Давиду, который был предан Богу в том смысле, что не поклонялся рукотворным идолам. Стихи 4 и 5 предполагают, что Бог уничтожил бы дом Авии, если бы не завет с Давидом. Обратите внимание на конец стиха 5: как один момент страсти может запятнать образцовую жизнь! Война с Израилем началась во время правления Ровоама и продолжалась в правление Авии. В стихе 6 Ровоам и Иеровоам означают Иудею и Израиль. Война между царствами продолжалась в течение всей жизни Авии. Он пытался убедить Израиль вернуться и вернуть народ силой, убив 500 000 израильтян (2 Пар. 13:1-20).

Е. Царь Аса Иудейский (15:9-24)

Аса, сын Авии, был царем Иудеи сорок один год (911/910-870/869 гг. до Р. Х.; см. 2 Пар. 14:1б – 16:14).

15:9-15 Аса был одним из немногих благочестивых царей Иудеи. Он удалил из земли содомитов (идолопоклонников-гомосексуалистов) и уничтожил всех идолов, которых сделали отцы его (ст. 12; см. также 2 Пар. 14:3-5). Он лишил звания царицы мать свою и уничтожил ее истукан, хоть и не тронул высоты, связанные с этим идолом. Он обогатил храм дарами из сокровищ отца и своих собственных.

15:16-22 Когда Вааса, царь Израильский, начал укреплять Раму, в нескольких километрах к северу от Иерусалима, Аса понял, что его столице угрожает опасность. Но, вместо того, чтобы обратиться к Господу, он искал союза Венадада, царя Сирийского. Заплатив этому иноземному царю, он убедил его напасть на Израиль с севера, в районе Галилеи. Ваасе пришлось отвести войска на север, а Асе удалось разрушить Раму и построить крепости Гиву и Мицпу на своей северной границе.

Серебро и золото, которые Аса принес в храм, были посвящены Господу. Но, когда Вааса стал угрожать царству, Аса послал все эти сокровища языческому царю, оскорбив тем самым Бога и обогатив Сирию. Христиане должны быть осторожны и не отбирать у Бога то, что Ему принадлежит (т. е. наше время, средства, силы и т. п.), чтобы отдать это кому-то еще.

15:23, 24 Тот факт, что Асу поразила болезнь ног, может указывать на недовольство Бога: ведь Аса уповал на помощь царя Сирии, а не Господа. В последние три или четыре года жизни Асы его сын Иосафат, вероятно, правил вместе с ним.

Ж. Царь Нават Израильский (15:25-27)

Нават, сын Иеровоамов, из колена Ефрема, был царем Израильским два года (910/909-909/908 гг. до Р. Х.).

Нават шел по стопам отца своего и был идолопоклонником. Один из его подданных, Вааса, сделал против него заговор и убил его. Вааса также истребил весь дом Иеровоамов, тем самым исполнив пророчество Ахии (14:10, 14).

З. Царь Вааса Израильский (15:28 – 16:7)

Вааса, сын Ахии, из колена Иссахара, был царем Израиля двадцать четыре

года (909/908-886/885 гг. до Р. Х.).

15:28-34 Правление Ваасы начинает период второй династии в царстве Израиля. Конфликты между Иудеей и Израилем продолжались в правление Ваасы. Его столица находилась в Фирце, и он продолжал предаваться идолопоклонству, учрежденному Иеровоамом.