Введение

«Здесь описана история Израильской нации, начиная с завершения правления Давида до середины правления Азарии. Царство достигает величайшей славы при правлении Соломона и предвещает тысячелетнее царство Господа нашего. Процветание нации возрастает или уменьшается, в зависимости от характера правителя и самого народа, что подтверждает важный принцип: повиновение – условие благословения.» Ф. Б. Майер

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Важность Третьей и Четвертой Книг Царств, которые изначально были одной книгой, заключается в том, что их содержание охватывает 400 лет истории Израиля, от правления Соломона до вавилонского пленения. В них рассказывается о царях не только Иудеи (как в Книгах Паралипоменон), но и о царях отступнического «северного» народа, Ефрема или Израиля. Однако, это не просто историческая книга; Третья и Четвертая Книги Царств дают нам духовный анализ деятельности царей: служили они Господу или идолам, или были только наполовину верны Богу и шли на компромиссы.

Вероятно, наиболее полезным для читателей Библии окажется знакомство с захватывающей историей служения пророков Илии и его последователя Елисея, которые нас могут многому научить.

Важный урок Третьей и Четвертой Книг Царств заключается том, что Бог награждает за верность и наказывает отступников. Езекия и Иосия – лучшие примеры первого (4 Цар. 18:3; 22:2). Очевидные примеры последнего – в национальном масштабе – это изгнанники, сначала из Северного царства (722 г. до н.э.), потом – из Южного (586 г. до н.э.).

II. Aвторство

Неизвестно, кто из людей написал Третью и Четвертую Книги Царств. Очевидно, значительная часть книги составлена на основании хроник, но под руководством Святого Духа. Есть предположение, что ее писали священники, но вряд ли в отступническом Северном царстве были писатели-священники. Скорее ее писали пророки. Считается, что, возможно, последним книгу редактировал Ездра, если это был священник, и Иезекииль или Иеремия, если это был пророк.

III. Bремя написания

Четвертая Книга Царств заканчивается на примирительной ноте: вавилонский царь Евил-Меродах возвысил иудейского царя Иехонию после тридцати семи лет пребывания последнего в темнице (ок. 560 г. до н.э.). Бросается в глаза отсутствие упоминания о еще более воодушевляющем событии – начале возвращения иудеев в Палестину (536 г. до н.э.). Вряд ли столь патриотически-настроенный автор мог пренебречь упоминанием о возвращении, если бы оно уже началось, поэтому эта книга, вероятно, должна была быть завершена в промежутке между 560 и 536 гг. до н.э.

IV. Исторический фон и тема

Две основные группы людей, о которых идет речь в Третьей и Четвертой Книгах Царств, – это цари и пророки. Царей, которые не слушаются Господа, ждет суд. Служение пророка – призывать заблудший народ обратно к Иегове.

О. Дж. Гибсон так подводит итог этим книгам:

«В рассказ вплетены родословные двух царских родов. Израиль, с его десятью коленами, иногда называется северным царством, потому что его земля была расположена к северу от Иерусалима. Он постоянно сопротивлялся Богу и впадал в идолопоклонство, начиная со своего первого правителя Иеровоама до его разрушения и ассирийского плена. Так называемое южное царство, Иудея, с центром в Иерусалиме, тоже было далеко от святости, но, благодаря верному меньшинству, видимость послушания сохранялась. Самым славным периодом в истории народа было правление Соломона. Сооружение храма и его освящение привлекают больше внимания, чем любой другой период истории, указывая на то, что Бог придает этому большое значение. Правление Соломона, закончившееся расколом и судом, – торжественное предупреждение о том, что происходит, когда люди злоупотребляют Божьими привилегиями и честью и не слушаются Его Слова. Только тогда, когда все призывы благодати были исчерпаны и народ отвечал упорным неповиновением, Бог – а не язычники, – уничтожил сначала северное, а потом и южное царство».

Содержание

I. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ДАВИДА (1:1 – 2:11)

A. Попытка Адонии захватить престол (1:1-38)

Б. Помазание Соломона у Гиона (1:39-53)

B. Последнее напутствие Давида Соломону (2:1-11)

II. ЗОЛОТОЙ ВЕК ПРАВЛЕНИЯ ЦАРЯ СОЛОМОНА (2:12 – 11:43)

A. Соломон избавляется от оппозиции (2:12-46)

Б. Мудрость Соломона (Гл. 3)

B. Администрация Соломона (4:1-19)

Г. Соломон во всем своем великолепии (4:20-34)

Д. Храм Соломона (Гл. 5-7)

1. Соглашение Соломона с царем Хирамом (Гл. 5)

2. Описание и строительство храма (Гл. 6)

3. Строительство остальных зданий (7:1-12)

4. Убранство храма (7:13-51)

Е. Освящение храма (Гл. 8)

Ж. Слава Соломона (Гл. 9, 10)

1. Его завет с Богом (9:1-9)

2. Его дары Хираму (9:10-14)

3. Его подданные и жертвоприношения (9:15-25)

4. Его флот (9:26-28)

5. Визит царицы Савской (10:1-13)

6. Его богатства (10:14-29)

З. Отступничество и смерть Соломона (Гл. 11)

III. РАЗДЕЛЕННОЕ ЦАРСТВО (Гл. 12 – 22)

А. Царь Ровоам Иудейский (12:1-24)

Б. Царь Иеровоам Израильский (12:25 – 14:20)

1. Ложные центры поклонения Иеровоама (12:25-33)

2. Иеровоам и человек Божий (13:1-32)

3. Ложные священники Иеровоама (13:33,34)

4. Смерть сына Иеровоама (14:1-20)

В. Царь Ровоам Иудейский (14:21-31)

Г. Царь Авия Иудейский (15:1-8)

Е. Царь Аса Иудейский (15:9-24)

Ж. Царь Нават Израильский (15:25-27)

З. Царь Вааса Израильский (15:28 – 16:7)

И. Царь Ила Израильский (16:8-10)

К. Царь Замврий Израильский (16:11-20)

Л. Царь Фамний Израильский (16:21, 22)

М. Царь Амврий Израильский (16:23-28)

Н. Царь Ахав Израильский и пророк Илия (16:29 – 22:40)

1. Грехи Ахава (16:29-34)

2. Илия и засуха (17:1-7)

3. Илия и вдова из Сарепты (17:8-24)

4. Илия бросает вызов жрецам Ваала (18:1-19)

5. Победа Илии над жрецами Ваала (18:20-40)

6. Молитва Илии о дожде (18:41-46)

7. Бегство Илии к Хориву (19:1-18)

8. Помазание Елисея Илией (19:19-21)

9. Первая победа Ахава над Сирией (20:1-22)

10. Вторая победа Ахава над Сирией (20:23-34)

11. Неповиновение Ахава (20:35-43)

12. Преступления Ахава против Навуфея (Гл. 21)

13. Последняя битва Ахава (22:1-40)

О. Царь Иосафат Иудейский (22:41-50)

П. Царь Охозия Израильский (22:51-53)