Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — 3-Царств
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 3470 Все тексты автора Уильям МакДональд
Введение
«Здесь описана история Израильской нации, начиная с завершения правления Давида до середины правления Азарии. Царство достигает величайшей славы при правлении Соломона и предвещает тысячелетнее царство Господа нашего. Процветание нации возрастает или уменьшается, в зависимости от характера правителя и самого народа, что подтверждает важный принцип: повиновение – условие благословения.» Ф. Б. Майер
Введение
I. Уникальное положение в каноне
Важность Третьей и Четвертой Книг Царств, которые изначально были одной книгой, заключается в том, что их содержание охватывает 400 лет истории Израиля, от правления Соломона до вавилонского пленения. В них рассказывается о царях не только Иудеи (как в Книгах Паралипоменон), но и о царях отступнического «северного» народа, Ефрема или Израиля. Однако, это не просто историческая книга; Третья и Четвертая Книги Царств дают нам духовный анализ деятельности царей: служили они Господу или идолам, или были только наполовину верны Богу и шли на компромиссы.
Вероятно, наиболее полезным для читателей Библии окажется знакомство с захватывающей историей служения пророков Илии и его последователя Елисея, которые нас могут многому научить.
Важный урок Третьей и Четвертой Книг Царств заключается том, что Бог награждает за верность и наказывает отступников. Езекия и Иосия – лучшие примеры первого (4 Цар. 18:3; 22:2). Очевидные примеры последнего – в национальном масштабе – это изгнанники, сначала из Северного царства (722 г. до н.э.), потом – из Южного (586 г. до н.э.).
II. Aвторство
Неизвестно, кто из людей написал Третью и Четвертую Книги Царств. Очевидно, значительная часть книги составлена на основании хроник, но под руководством Святого Духа. Есть предположение, что ее писали священники, но вряд ли в отступническом Северном царстве были писатели-священники. Скорее ее писали пророки. Считается, что, возможно, последним книгу редактировал Ездра, если это был священник, и Иезекииль или Иеремия, если это был пророк.
III. Bремя написания
Четвертая Книга Царств заканчивается на примирительной ноте: вавилонский царь Евил-Меродах возвысил иудейского царя Иехонию после тридцати семи лет пребывания последнего в темнице (ок. 560 г. до н.э.). Бросается в глаза отсутствие упоминания о еще более воодушевляющем событии – начале возвращения иудеев в Палестину (536 г. до н.э.). Вряд ли столь патриотически-настроенный автор мог пренебречь упоминанием о возвращении, если бы оно уже началось, поэтому эта книга, вероятно, должна была быть завершена в промежутке между 560 и 536 гг. до н.э.
IV. Исторический фон и тема
Две основные группы людей, о которых идет речь в Третьей и Четвертой Книгах Царств, – это цари и пророки. Царей, которые не слушаются Господа, ждет суд. Служение пророка – призывать заблудший народ обратно к Иегове.
О. Дж. Гибсон так подводит итог этим книгам:
«В рассказ вплетены родословные двух царских родов. Израиль, с его десятью коленами, иногда называется северным царством, потому что его земля была расположена к северу от Иерусалима. Он постоянно сопротивлялся Богу и впадал в идолопоклонство, начиная со своего первого правителя Иеровоама до его разрушения и ассирийского плена. Так называемое южное царство, Иудея, с центром в Иерусалиме, тоже было далеко от святости, но, благодаря верному меньшинству, видимость послушания сохранялась. Самым славным периодом в истории народа было правление Соломона. Сооружение храма и его освящение привлекают больше внимания, чем любой другой период истории, указывая на то, что Бог придает этому большое значение. Правление Соломона, закончившееся расколом и судом, – торжественное предупреждение о том, что происходит, когда люди злоупотребляют Божьими привилегиями и честью и не слушаются Его Слова. Только тогда, когда все призывы благодати были исчерпаны и народ отвечал упорным неповиновением, Бог – а не язычники, – уничтожил сначала северное, а потом и южное царство».
Содержание
I. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ДАВИДА (1:1 – 2:11)
A. Попытка Адонии захватить престол (1:1-38)
Б. Помазание Соломона у Гиона (1:39-53)
B. Последнее напутствие Давида Соломону (2:1-11)
II. ЗОЛОТОЙ ВЕК ПРАВЛЕНИЯ ЦАРЯ СОЛОМОНА (2:12 – 11:43)
A. Соломон избавляется от оппозиции (2:12-46)
Б. Мудрость Соломона (Гл. 3)
B. Администрация Соломона (4:1-19)
Г. Соломон во всем своем великолепии (4:20-34)
Д. Храм Соломона (Гл. 5-7)
1. Соглашение Соломона с царем Хирамом (Гл. 5)
2. Описание и строительство храма (Гл. 6)
3. Строительство остальных зданий (7:1-12)
4. Убранство храма (7:13-51)
Е. Освящение храма (Гл. 8)
Ж. Слава Соломона (Гл. 9, 10)
1. Его завет с Богом (9:1-9)
2. Его дары Хираму (9:10-14)
3. Его подданные и жертвоприношения (9:15-25)
4. Его флот (9:26-28)
5. Визит царицы Савской (10:1-13)
6. Его богатства (10:14-29)
З. Отступничество и смерть Соломона (Гл. 11)
III. РАЗДЕЛЕННОЕ ЦАРСТВО (Гл. 12 – 22)
А. Царь Ровоам Иудейский (12:1-24)
Б. Царь Иеровоам Израильский (12:25 – 14:20)
1. Ложные центры поклонения Иеровоама (12:25-33)
2. Иеровоам и человек Божий (13:1-32)
3. Ложные священники Иеровоама (13:33,34)
4. Смерть сына Иеровоама (14:1-20)
В. Царь Ровоам Иудейский (14:21-31)
Г. Царь Авия Иудейский (15:1-8)
Е. Царь Аса Иудейский (15:9-24)
Ж. Царь Нават Израильский (15:25-27)
З. Царь Вааса Израильский (15:28 – 16:7)
И. Царь Ила Израильский (16:8-10)
К. Царь Замврий Израильский (16:11-20)
Л. Царь Фамний Израильский (16:21, 22)
М. Царь Амврий Израильский (16:23-28)
Н. Царь Ахав Израильский и пророк Илия (16:29 – 22:40)
1. Грехи Ахава (16:29-34)
2. Илия и засуха (17:1-7)
3. Илия и вдова из Сарепты (17:8-24)
4. Илия бросает вызов жрецам Ваала (18:1-19)
5. Победа Илии над жрецами Ваала (18:20-40)
6. Молитва Илии о дожде (18:41-46)
7. Бегство Илии к Хориву (19:1-18)
8. Помазание Елисея Илией (19:19-21)
9. Первая победа Ахава над Сирией (20:1-22)
10. Вторая победа Ахава над Сирией (20:23-34)
11. Неповиновение Ахава (20:35-43)
12. Преступления Ахава против Навуфея (Гл. 21)
13. Последняя битва Ахава (22:1-40)
О. Царь Иосафат Иудейский (22:41-50)
П. Царь Охозия Израильский (22:51-53)