Введение

«Более половины этой книги – личные заметки, с отступлениями и откровенными комментариями, делающими ее (в подобных местах) одним из самый живыи произведений в Библии. Значительная часть истории Ездры тоже рассказывается от первого лица (Езд. 8:15 – 9:15), но личность Ездры не так бросается в глаза, как внушительная личность практичного Неемии; он как живой смотрит на нас со страниц этой книги.» Дерек Киднер

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Если вам предстоит какое-то строительство и трудно организовать на это людей, рекомендуется читать, изучать, исследовать или проповедовать Книгу Неемии. Этот иудейский вождь, жвший в V веке до Р. Х. – гфекрасный пример талантливого руководителя, сумевшего осуществить практически невозможный проект.

Уиткомб пишет:

«Ни в какой другой части Ветхого Завета мы не находим столь ревностного и преданного отношения к Божьему делу, как в Книге Неемии. Неемия – образец страстности к истине Божьего Слова – чего бы это ни стоило, какими бы ни были последствия; и такой образец нам очень нужен в настоящее время».

II. Aвторство

Неемия, имя которого не случайно означает «Иегова утешает«, пишет воспоминания от первого лица, но включает в них и государственные документы, к которым он имел доступ. Елефантинские папирусы подтверждают историческую подлинность этой книги: в них упоминается первосвященник Ионафан (см. Неем. 12:22, 23) и сыновья заклятого врага Неемии, Санаваллата.

Все это подтверждает традиционное мнение о том, что автор книги – Неемия, сын Ахалии и брат Ханани (1:1, 2). Мы мало что знаем о происхождении Нее-мии, но, вероятно, он родился в Персии.

Тактичность, напор и качества руководителя, отраженные в этой книге, требовались от человека, который как Неемия, занимал ответственный пост виночерпия царя.

III. Bремя написания

Вероятно, Неемия описывал события вскоре после того, как они произошли, то есть около 430 г. до Р. Х. Это происходило во время правления Артаксеркса I (464-424 гг. до Р. Х.).

Иосиф Флавий утверждает, что Иаддуй был первосвященником, когда в Палестину пришел Александр Македонский. Так как в Неемии 12:22 упоминается Иаддуй, некоторые исследователи относят эту книгу к более позднему периоду. Но, может быть, Иаддуй был очень молод, когда Неемия упоминал о нем (как о представителе рода священников), а во времена Александра ему было уже около девяноста лет. Или же это другой священник с тем же именем. Есть и третья возможность: Иосиф Флавий, у которого немало ошибок в описаниях событий этого времени, допустил ошибку и здесь!

IV. Исторический фон и тема

Неемия был третьим из великих вождей возвращения иудеев. Зоровавель привел первую группу изгнанников обратно в Иерусалим в 538-537 гг. до Р. Х. (Ездры 2) и руководил восстановлением храма. Почти восемьдесят лет спустя, книжник Ездра привел в священный город вторую группу иудеев и провел реформы в соответствии с Божьим Словом. Но со временем дела в Иерусалиме пришли в упадок.

Через тринадцать лет после экспедиции Ездры Бог внушил Неемии беспокойство по поводу ситуации в Иерусалиме. Получив разрешение разобраться в этой ситуации, он стал вождем, в котором отчаянно нуждались израильтяне. Он всегда уповал на Бога (обратите внимание на частые упоминания его молитв); что помогло ему выдержать нападки противников, мешавших ему с самого начала миссии. Есть хорошее высказывание о том, что «в мире есть три типа людей: одни не знают, что происходит; вторые наблюдают за происходящим; а третьи вызывают события». Неемия был человеком, который вершил историю. В то время как в Книге Ездры речь идет прежде всего о храме и поклонении, в Неемии говорится о стенах города и повседневной жизни. Книга Неемии показывает нам, как вера в Бога проявляется в повседневных делах.

Содержание

I. ПЕРВОЕ ПОСЕЩЕНИЕ НЕЕМИИ: ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА (Гл. 1 – 12)

A. Обеспокоенность положением Иерусалима (Гл. 1)

Б. Разрешение восстановить Иерусалим (2:1-8)

B. Восстановление стен Иерусалима (2:9 – 6:19)

1. Личное ознакомление с ситуацией и публичная оппозиция (2:9-20)

2. Работники и их работа (Гл. 3)

3. Внешние препятствия и меры предосторожности (Гл. 4)

4. Внутренние проблемы и общественные реформы (Гл. 5, 6)

Г. Организация охраны Иерусалима (7:1-4)

Д. Перепись населения Иерусалима (7:5-73)

Е. Религиозное пробуждение в Иерусалиме (Гл. 8 – 10)

Ж. Заселение Иерусалима (Гл. 11)

З. Священники и левиты Иерусалима (Гл. 12:1-26)

И. Освящение стены Иерусалима (12:27-47)

II.   ВТОРОЕ ПОСЕЩЕНИЕ НЕЕМИИ: РЕФОРМЫ В ИЕРУСАЛИМЕ (Гл. 13)

A. Изгнание Товии из храма (13:1-9)

Б. Восстановление левитской десятины (13:10-14)

B. Запрет на незаконную работу по субботам (13:15-22)

Г. Расторжение незаконных браков (13:23-31)