37 глава

37:1-13 Елиуй продолжает обзор многообразных явлений природы, чтобы показать мудрость, могущество, грозное величие и сияющую славу Бога. Его описания природных явлений – гроз с неудержимыми ливнями, бурь, снега, моросящих дождей, холодного ветра с севера, туч и легких облаков, ослепительного солнечного света – стали классикой библейской поэзии.

37:14-23 Елиуй заканчивает свою речь прямым обращением: «внимай сему, Иов; стой и разумевай чудные дела Божии». Он снова оспаривает знание Иовом тайн природы: на чем держатся облака, и почему становится тепло, когда дует южный ветер? Тем самым предвосхищаются сходные, но еще менее доступные человеку вопросы, которые уже Сам Творец будет ставить перед Иовом в следующем большом разделе книги. Такое невообразимое могущество выше нашего ограниченного понимания. Лучше бояться Господа и принимать от Него вразумление, а не уподобляться Иову, упрекающему Его за несправедливость.

37:24 Последний стих предназначен для Иова; это краткий вывод из всего сказанного. Первую строку стиха 24 понять легко; вторая трудна для понимания в переводе НКИ (и других переводах). Фрэнсис Андерсен переводит вторую строку иначе, интерпретируя в данной конструкции древнееврейский отрицательный оборот как усиление, а не отрицание:

«Поэтому люди боятся Его;

Истинно, все мудрые сердцем боятся Его!