49 глава

Псалом 49: Продолжающийся суд Божий

Действие этого псалма происходит в суде, Судьей в котором является Сам Бог, обвиняемым – Израиль, а свидетелями – небо и земля.

Но нам не следует воспринимать эту сцену в суде как некий давний суд, состоявшийся давно в истории Израиля; речь идет о постоянном суде Бога над Его святыми на протяжении всей истории этого мира.

Заседание суда (Пс. 49:1-6)

49:1 Прежде всего слышен голос Судьи, призывающего народ всей земли Израиля – от востока до запада – предстать перед Его судом. Голос Судьи обладает властью, потому что Он – Бог богов, Господь.

(49:1) Еврейское слово eretz означает «землю» как страну и как земной шар.

49:2, 3 Далее мы видим Судью, покидающего Свое помещение в храме на горе Сион в виде яркого, сияющего облака славы – шехины. Он больше не будет в безмолвии, Он говорит о грехах народа. Он нисходит, как на горе Синай, с огнем перед Ним и великой бурей, с громом и молнией вокруг Него. Но на этот раз Он не несет народу закон, но приходит, чтобы истолковать его внутреннее, духовное значение.

49:4, 5 Заняв место Судьи, Он призывает небо и землю занять места свидетелей. Потом Он велит помощникам привести подзащитных. Сначала Он будет судить святых народа Израиля, которых Он описывает как вступивших в завет с Ним при жертве. (Речь идет о завете, заключенном на горе Хорив, скрепленном кровью жертвоприношений – Исх. 24:3-8). Суд над верными святыми описан в стихах 7-15. После этого Он судит грешников (ст. 16-19).

49:6 Небеса призваны свидетельствовать о правде Божьих судов. То, что Сам Бог есть Судья, значит, что Он прекрасно знает все факты; что Он совершенно беспристрастен, что все Его решения мудры и справедливы.

Грех обрядности (49:7-15)

49:7 Теперь Бог занимает место обвинителя и свидетельствует против Своего народа, Израиля. В человеческом суде было бы немыслимо, если бы судья был также обвинителем; но в данном случае это возможно, потому что Судья – Сам всевышний Бог.

49:8 Бог с самого начала дает понять, что Израиль не искуплен жертвами, которые приносит Ему. Они верно приносили всесожжения. Но проблема заключалась в том, что они думали: поступая так, они полностью выполняют свои обязательства перед Иеговой. Они были подобны дочерям, которые весь год равнодушны к своей матери, а в день рождения задаривают ее конфетами! Или подобны сыновьям, которые никогда не благодарят отца за все, что он делает для них, но осыпают его подарками в День отца!

Иегове не нравится, что, загружая Его жертвенник жертвенными животными, люди продолжают относиться к Нему лично с прохладцей и равнодушием. Что касается технической стороны жертвоприношений, Его нард был исполнителен. Но, если говорить о теплых и личных отношениях с Самим Господом, то это им не удавалось. Ф. Б. Майер пишет:

«В этом псалме строго осуждаются лицемеры, которые удовлетворяются внешним повиновением и исполнением обрядов в доме Божьем, но не чувствуют любви и благодарности в сердце своем». 49:9 Вот почему Бог говорит, что не примет тельца из дома их, ни козлов из дворов их. Бог не формалист, Его не удовлетворяет простое соблюдение религиозных обрядов. Учредив систему жертвоприношений, Бог никогда не хотел, чтобы люди прикрывали праведными действиями напоказ свое внутреннее неправильное отношение.

49:10-13 Если бы народ Божий остановился и задумался, они бы осознали, что Богу все равно принадлежат все существа в мире – все звери в лесу, и скот на тысяче гор… все птщы в воздухе и все, что движется на полях. Они быстро поняли бы, что Богу ничего от людей не нужно. Он не страдает от голода; даже если бы Он и захотел есть, ему не нужно было бы просить ни о чем, потому что у Него масса скота! Он не питается и не наслаждается вкусом мяса тельцов или крови козлов. В этом смысле Бог полностью самодостаточен.

49:14, 15 Но что же тогда надо Богу от Его народа? Три вещи:

Благодарение. Никакой дар не заменит благодарности. Слишком часто мы подобны детям, которые воспринимали материнскую заботу как нечто само собой разумеющееся, а после ее смерти, чтобы восполнить недостаток благодарности, одели ее тело в платье от Диора стоимостью в две тысячи долларов!

Исполнение обетов. «Воздай Всевышнему обеты твои» – обеты любви, поклонения, служения и преданности.

Поклонение и молитва. «И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». Вот чудесный текст, позволяющий нам понять сердце Бога. Ему нравятся молитвы Его народа, и Он любит отвечать на эти молитвы. Он ценит близкие и нежные отношения со Своим народом.

Что же касается грешников… (49:16-21)

49:16, 17 Понятно, что теперь Судья обращается к другой части народа, которые делают вид благочестивых людей, но живут совершенно иначе. Он утверждает, что у них нет никакого права набожно цитировать Писание и претендовать на благословения завета. Потом Он выдвигает против них ряд обвинений.

Они ненавидели наставление. Очевидно, они считали себя выше наставлений. Вместо того, чтобы радоваться конструктивной критике или хотя бы терпимо ее воспринимать, эти лицемеры не принимали ее и нападали на всех, кто пытался обратиться к ним с нею – даже если это был Господь.

Они пренебрегали Словом Божьим. Вместо того, чтобы испытывать глубокое уважение к Писанию, они бросали за себя Слова Бога, как нечто бесполезное.

49:18Они не хотели ходить путями святости. Общаясь с ворами и прелюбодеями, они не слушались Господа и порочили Его имя.

49:19, 20Их речи были греховны. Они несдержанно злословили. Они были специалистами по лжи и обману. Даже ближайшие родственники не убереглись от их хулы.

49:21 Так как Бог не наказал их немедленно, они подумали, что Он так же безразличен к происходящему, как и они. Они не понимали, что Он, в Своем терпении, дает им время покаяться. Но теперь Господь нарушил молчание и обвиняет их во всем вышеперечисленном.

Предупреждение и обещание (49:22, 23)

Псалом завершается предупреждением и обещанием. Предупреждение обращено к тем, кто забывает Бога и живет так, как будто Его нет. Если они не покаются, Бог обрушится на них, как лев, и уничтожит. Те же, кто придет к Нему с жертвами и в благодарности восславит Его; кто ходит путями повиновения, узнают чудесное Божье избавление в момент опасности.