65 глава

Псалом 65: Приди, смотри и слушай!

65:1-4 В первых четырех стихах автор псалма призывает всю землю присоединиться к прославлению Бога. Это должна быть радостная песня, славящая имя Его. Эта хвала должна быть славной, потому что славен Объект поклонения. Здесь приводится сам текст всеобщей песни восхваления. Мы можем перефразировать его следующим образом: Господи, Твои свершения невероятны. Твоя сила так громадна, что Твои враги трепещут перед Тобой. В конце концов вся земля склонится перед Тобой в поклонении. По всей земле люди славят Твое имя песней. Без сомнения, это будет любимая песня людей в период тысячелетнего царства.

65:5-7 Повторение слов мы и нас в стихах 5-12 позволяет нам понять, что здесь выражены чувства верующего остатка иудеев в последние времена. Эти верующие призывают все народы задуматься обо всем чудесном, что Бог совершил для Израиля. Вспоминаются два устрашающих проявления Его мощи. Он превратил в сушу путь через Чермное море. Когда же израильтяне подошли сорок лет спустя к реке Иордан, они также смогли перейти ее по суше. Как ликовал тогда Израиль! Люди славили своего Бога, могущественное правление Которого вечно, Который всегда следит за народами. Нелепо восставать против такого Бога.

65:8-12 Язычники также должны благословить Бога за то, как Он чудесным образом хранил народ Израиля. Следует ряд образов, быстро сменяющих друг друга, в которых Израиль изображен как:

· переплавленное серебро, которое подвергается воздействию интенсивного жара в плавильной печи (ст. 10)

· пойманный в сеть (ст. 11а)

· принужденный к рабскому труду (ст. 11б)

· попираемый нечестивыми (ст. 12а)

· подвергнувшийся ужасной опасности, проходящий через огонь и воду (ст. 12б)

Но Бог не позволил полностью низвергнуть Свой народ. Он предпочел вывести его на свободу – речь идет об изобилии и процветании, ждущих Израиль в период тысячелетнего царства. Уильямс пишет об этом так:

«Несмотря на неустанные попытки сатаны и человека уничтожить Израиль, его двенадцать колен появятся на горе Сион на заре тысячелетнего царства, продемонстрировав этим правдивость девятого стиха. Они засвидетельствуют, что их справедливое наказание (ст. 10-12) было обусловлено любовью и совершено в мудрости».

65:13-15 В стихах 13-20, судя по использованию местоимений я и мой, хор превращается в соло. Некоторые комментаторы  здраво полагают, что говорит здесь Господь Иисус, Царь и Великий Первосвященник Израиля. Он приходит к Богу с всесожжениями, Его жизнь полностью подчинена воле Отца. Он принес обет восхваления, который дал, когда страдал. Возможно, имеются в виду Его собственные страдания на кресте, или же Его сопереживания страданиям Его народа, ибо «во всякой скорби их Он не оставлял их» (Ис. 63:9).

Читая о всесожжениях, о жертвоприношениях овнов, волов и козлов, мы не должны воспринимать это буквально, это просто образ, основанный на личном опыте автора псалма. Мессия, в связи со Своим народом, использует эти образы для описания духовного поклонения, которое будут нести Он и верные израильтяне. Тем не менее, в тысячелетнем царстве может быть и восстановлена, в измененном виде, система жертвоприношений.

65:16-19 В стихе 5 мы читаем призыв: «Придите и воззрите». Здесь, в стихе 16, нас призывают: «Придите, послушайте». Дела Бога в истории можно увидеть, но о Его отношениях с душой можно только услышать. Мессия призывает всех богобоязненных людей послушать Его свидетельство об ответах на молитвы. Он воззвал к Богу с мольбой и восхвалением. Речь идет о тех днях, когда Он был во плоти, когда «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти» (Евр. 5:7). Если бы в Его сердце было беззаконие, Господь не услышал бы Его. Но Он был безгрешен, поэтому «услышан был за Свое благоговение» (Евр. 5:7).

65:20 Псалом завершается богодухновенным взрывом хвалы:

Благословен Бог,

Который не отверг молитвы моей

и не отвратил от меня милости Своей.