88 глава

Псалом 88: Завет Бога с Давидом

88:2, 3 В начале Ефам выражает свою радость, вызванную тем, что верная любовь и милости Иеговы проявились в завете, заключенном Им с Давидом. Он намерен вечно петь милости Господа, потому что они – навек.

88:4, 5 Вера почтительно напоминает Богу о завете, который Он дал Давиду. Так как Давид был Его избранным рабом, Бог поклялся, что его наследники всегда будут на престоле и что его царство будет стоять в род и род. Нерушимая династия, сидящая на вечном престоле!

88:6 Далее вера вспоминает о чудных делах Господа, Который заключил завет с Давидом. Ефам словно напоминает Господу, что на кон поставлена честь Его имени.

88:7-9 Он более велик, чем вся ангельская рать на небесах. Миллиарды небесных созданий славят Его чудеса и Его истину. Ни один ангел не уподобится Ему; Он выше всех небесных созданий. Величайшие из них стоят перед Ним в почтительном трепете; они признают, что Он выше их во всех отношениях. Нет никого сильнее Господа, Бога сил, великолепного в одеждах истины.

88:10, 11 Но это еще не все. Бог велик в Своем творении, провидении и моральном совершенстве (ст. 10-16). Его величие проявляется, в частности, в том, как Он управляет яростью моря и укрощает волны. Он совершил это на Галилейском море много лет тому назад, и до сих пор продолжает укрощать бури в жизнях Своих людей. Что касается величия Его провидения, то можно ли привести лучший пример, чем покорение Им Египта (Раава) во времена исхода? Он сокрушил этот гордый народ, как лев сокрушает позвоночник жертвы; Он рассеял врагов, как листья на ветру.

88:12-14 Небеса и земля принадлежат по праву Ему, как Творцу; вселенная и все в ней принадлежит Ему, потому что Он ее основал. Север и юг обязаны Ему своим происхождением. Гора Фавор и гора Ермон подняли головы, радостно признавая Его как своего Создателя. Его мышца невероятно крепка, Его рука сильна. Его десница высока и правит всем, это высшая власть в мире.

88:15 Что касается Его моральных совершенств, то Его престол основан на парных принципах правосудия и правоты. Милость и истина распространяются повсюду вокруг Него.

88:16-19 Описав величие Бога, заключившего завет, Ефан теперь описывает, как благословенен Его народ: «Блажен народ, знающий трубный зов!» Для набожных иудеев трубный зов был радостным звуком, связанным со священными праздниками религиозного календаря, отмечаемыми народом в Иерусалиме. Для нас это – радостный звук Евангелия. Для этого счастливого народа характерны несколько особенностей. Они ходят во свете лица Божьего; то есть, они ходят в Его благоволении, ведомые Его присутствием. Они находят в Нем источник всех своих радостей и никогда не перестают славить Его правду. Они не хвалятся своей собственной силой, а только славят Его. Только через Его благоволение возвысился их рог, иначе говоря, они обрели силу. От Господа – щит наш, и от Святого Израилева – царь наш.

88:20 Наконец Ефан подходит к теме завета, заключенного Иеговой с Давидом (ст. 20-38). За много лет до того Бог говорил с верными только в видении. Возможно, святой – это Самуил (1 Цар. 16:1-12), Нафан (2 Цар. 7:1-17) или Раб Иеговы, Господь Иисус Христос. Он заключил бескорыстный завет благодати, возложив венец на мужественного, и возвысил избранного от народа. Читая эти описания Давида, мы почти инстинктивно чувствуем, что сквозь его образ просвечивает образ грядущего Царя-Мессии.

88:21-25 Иегова избрал Давида из всех братьев и, через Самуила, помазал его святым елеем на царство. Завет гарантировал, что рука Бога будет вечно с Давидом и наследниками его трона, сохраняя и защищая их, а Его мышца даст им всю необходимую силу. Враги царя не смогут победить его, и нечестивцам не удастся притеснить его. Господь гарантировал сокрушить его врагов и поразить ненавидящих его. Истина и милость Господа никогда его не оставят, и дом Давида всегда будет черпать свою силу от Него.

88:26 В соответствии с обещанием, данным Аврааму (Быт. 15:18), границы царства должны были простираться от Средиземного моря до реки Евфрат. В Книге Бытия 15 сказано, что границы страны – от реки Египетской до реки Евфрат, но, так как река Египетская впадает в Средиземное море, это одно и то же.

88:27, 28 Давид должен был признать Иегову своим Отцом, своим Богом, своей твердыней спасения. Бог, в Свою очередь, собирался называть его Своим первенцем, превыше царей земли. Слово «первенец» иногда означает первый по времени, как когда Мария родила своего Первенца (Лк. 2:7). Но в случае с Давидом значение другое, так как он был последним сыном Иессея. Здесь первенец – первый по рангу или почету, как объясняется в остальной части стиха: «превыше царей земли». Это же имел в виду и Павел, когда называл Господа Иисуса «рожденным прежде всякой твари» (Кол. 1:15). Это не означает, что Иисус был первым сотворенным созданием, как учат некоторые культы, но что Он – выше всего творения.

88:29, 30 Ничто не изменит любви Бога к Давиду, и ничто не повлияет на исполнение завета, заключенного Им. Давид всегда будет на престоле, и царский род будет продолжаться вечно.

88:31-33 Но завет не освобождал сыновей Давида от наказания, если они согрешат. Любое нарушение закона повлечет за собой праведный суд. Исторически так и случилось. Потомки Давида были неверны Иегове, и Он наказал их жезлом и плетью вавилонского плена.

88:34 Однако завет сохранился, и, хотя царства какое-то время не существовало, и в Иерусалиме не было царя, Бог чудесным образом хранил царский род и восстановит царство в Свое время.

88:35-38 В самых решительных выражениях Бог повторяет, что Его завет нерушим, и что Он готов сдержать обещания, данные Давиду. Род Давида пребудет вечно, и престол его будет, как солнце и луна… на небесах.

88:39, 40 На первый взгляд может показаться, что Бог забыл о завете Давида. В Иудею вторглись вавилоняне, угнавшие иудеев в плен. С того момента и до сих пор никто не сидит на престоле Давида. Но Бог ничего не забыл. Почти две тысячи лет тому назад в царском городе Давида родился Господь Иисус. Он был приемным сыном Иосифа, прямого потомка царей Иудеи, и через него Иисус унаследовал юридическое право на престол Давида (Мф. 1). Иисус был настоящим сыном Марии, потомка Давида по линии Нафана, так что Господь наш был от семени Давида (Лк. 3:23-38). Таким образом, завет исполнился в Господе Иисусе Христе. Престол Давида вечно принадлежит Ему, и так как Он живет вечно, потомок Давида всегда будет сидеть на престоле. Однажды, может быть, скоро, Он вернется на землю, чтобы занять место на престоле Давида, принадлежащее Ему по праву, и править в качестве величайшего из потомков Давида.

Ефан, конечно, не мог знать всего этого. Ему могло показаться, что завет нарушен. Он жалуется, что Бог отверг царский род, что Он прогневался на царя, Своего помазанника. Для Ефана не было другого объяснения: Бог нарушил Свое обещание Давиду и поверг на землю его венец. В глубине сердца Ефан знал, что Бог не может не сдержать обещание, однако казалось, что так и есть.

88:41-46 Стены Иерусалима были в дырах, крепости превратились в развалины. Путешественники, проходившие через город, обогащались за счет него, а недружественные язычники-соседи насмехались над горем Иудеи. Противники Израиля возвысились, они праздновали победу. Оружие Божьего народа оказалось бесполезным в брани; воины просто не устояли перед натиском врага. Царь был смещен, его престол повержен. Униженный, покрытый стыдом, он преждевременно состарился.

88:47-49 Кажется, что Господь, заключивший завет, прячется от Своего народа. Его ярость пылает, как огонь. Жалоба «Доколе?» возносится к небу. Ефан просит Бога вспомнить, как краток век людей, сотворенных Им, как они уязвимы и ничтожны. Каждый из людей может быть уверен в том, что в свое время увидит смерть; рука преисподней в итоге завладеет им. У нас больше надежды, чем у Ефана; мы знаем, что не умрем, но изменимся, когда Господь Иисус вернется, чтобы взять Свою церковь домой, на небеса (1 Кор. 15:51; 1 Фес. 4:13-18). Но для ветхозаветных святых все это было тайной.

88:50-52 Мольбы Ефана смелы и категоричны. Он спрашивает, что случилось с милостями, которые Бог гарантировал Давиду, и делает это весьма резко. Он переживает из-за насмешек и издевок врагов Израиля, которые оскорбляют его самого и его царя, находящегося в изгнании.

88:53 Но в заключительном стихе вера одерживает победу. Хотя Ефан не видит ответа на свое трудное положение, он все же может благословлять Иегову. Он словно говорит: «Господи, я не могу понять, но все-таки верю». Поэтому его молитва завершается на восторженной ноте: «Благословен Господь вовек! Аминь, аминь».