12 глава

12:1 Всякий, кто открыт для обличения и наставления, тем самым показывает, что он действительно желает научиться. Человек, которого возмущает, когда его исправляют, и который отвергает обличение, тот невежда.

12:2 Нравственный, этичный человек может быть уверен в благоволении Господа. Человек с коварными намерениями может ровно настолько же быть уверен в Его осуждении. «Задумайтесь, – писал Форман, – высшая Сила во вселенной против деяний нечестивого определила, что все его усилия окажутся безуспешны! Высшая Сила оставляет человека наедине с самим собой в безмолвном пренебрежении».

12:3 Жизни, над которыми властвует беззаконие, не имеют стабильности. Они подобны семени, которое падает в каменистых местах (Мф. 13:5, 6), где слой почвы неглубок, и, не имея корня, семя вскоре засыхает.

Корень же праведника покоится глубоко в Боге. Он способен устоять даже тогда, когда на него обрушиваются сильнейшие жизненные бури. Такого человека описывает Псалом 1:3.

12:4 Добродетельная жена доставляет радость и веселье своему мужу. Но та, кто порочит своего мужа, разочаровывает и подводит его – как если бы кости его разрушила гниль.

12:5 Цели праведного достойны похвалы, и ровно настолько же планы нечестивых коварны и обманчивы. Иначе говоря, цели человека являются отражением его характера.

12:6 Своими словами грешники раскладывают смертельные ловушки перед наивными и неосмотрительными. Праведные же спасают себя и других, говоря истину.

12:7 Когда правосудие настигает нечестивых, это становится для них концом. Благочестивые люди стоят на прочном основании, и им не страшны бедствия и несчастья.

12:8 Люди хорошо отзываются о том, кто обладает проницательностью и поступает мудро, но не питают ничего, кроме презрения, к тому, кто живет без моральных принципов.

12:9 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. Даже низкое положение и еда на столе лучше, чем мнимый высокий ранг и голод.

12:10 Доброта праведного распространяется даже на животных, а нечестивый человек жесток, даже тогда, когда считает, что поступает мягко.

Хотя Бог превосходит Своим положением всех, Он не считает ниже своего достоинства заботиться о животных, и даже устанавливает законы о них (Исх. 20:10; 23:4, 5). Он даже установил заповедь о птичьих гнездах (Втор. 22:6).

12:11 Человек, который занимается позитивным, созидательным трудом, например, сельским хозяйством, будет насыщен, и его нужды будут обеспечены. А тот, кто тратит свое время на бесполезные занятия, – у того пусты не только кладовые, но и голова.

12:12 Нечестивый стремится уловить ближнего своего своими сетями, стремясь к неправедной наживе. Иначе говоря, нечестивый желает того, что принадлежит другому.

В противоположность этому, праведник довольствуется тем, что сам обеспечивает свои нужды.

12:13 Нечестивые люди часто оказываются пойманными в ловушку своими собственными словами. Они претыкаются о свои собственные рассказы, которые подчас не соответствуют тому, что они говорили ранее. Лжецу необходимо иметь выдающуюся память, иначе он сам запутается в своих историях. А для того, чтобы поддерживать существование одной лжи, ему придется выстроить целую цепочку других.

Праведник выйдет из беды. Бог не обещает Своим детям, что они избегут всех неприятностей, но что они выйдут из них победителями.

12:14 Добрые слова и добрые поступки несут в себе свое собственное вознаграждение. Мудрая, добрая и чистая речь вознаграждается любовью, благосклонностью и уважением. Добрые дела возвращаются к человеку благословениями.

12:15 Глупца невозможно в чем-либо убедить. Он сам все знает, и не желает прислушиваться к советам. Мудрый же человек принимает наставление. Он понимает, что один человек никогда не сможет увидеть все стороны вопроса сразу.

12:16 Глупец не контролирует свой гнев. Он взрывается в ответ на малейшую провокацию. Благоразумный человек знает, как проигнорировать оскорбление, и умеет владеть собой.

12:17 Свидетель, говорящий в суде истину, представляет праведные показания. А свидетель ложный говорит обман.

12:18 Некоторые люди пользуются своим языком как мечом, «рубят с плеча», нанося окружающим боль и раны. Слова же мудрого врачуют, то есть, исцеляют раны, нанесенные болтуном.

12:19 Истина вечна. Почему? Потому что истина – это то, что Бог говорит о чем-либо, поэтому она неизменна.

Лживый язык недолговечен, как мгновение ока.

12:20 Коварство наполняет сердце тех, кто замышляет нечестие. Сердце же тех, кто ищет мира, исполнено радостью.

12:21 Утверждение, что с праведником не приключится никакого смертельного зла, истинно в общем смысле. Тем не менее, и у этого правила есть исключения. Истиной без исключений является то, что праведным не грозят те ужасные последствия, которые влекут за собой деяния нечестивых.

На нечестивых же обрушивается великое множество подобных бед.

12:22 Бог ненавидит лжецов. Мы должны с великой тщательностью избегать преувеличений, «белой лжи», или лжи во спасение, искажения истины, и полуправды! Верный способ обрести Божье благоволение и доставить радость Его сердцу – это быть абсолютно честным и верным в словах.

12:23 Рассудительный человек не выставляет напоказ то, сколько он знает. Он скромно скрывает свою ученость. Однако и краткого пребывания в обществе глупых достаточно для того, чтобы они проявили свою глупость.

12:24 При обычном течении жизни преданные, прилежные люди поднимаются на руководящие позиции так же, как сливки поднимаются на поверхность молока. Лень приводит к нищете, а нищета вынуждает человека находиться в подчинении у других.

Освальд Чемберс сказал, что небрежность является оскорблением Святого Духа. Он мог бы сказать то же и о лености.

12:25 Тоска … подавляет человека. Доброе, ободряющее или утешающее слово может самым чудесным образом помочь человеку воспрянуть духом.

12:26 В противоположность бытующему мнению, праведник все же находится в лучшем положении, нежели его нечестивый сосед. Иногда создается впечатление, что все наоборот: что грешники всегда получают лучшую долю, и это приводит людей к заблуждению, что запретный плод действительно слаще. Поэтому христианин должен выбирать друзей осторожно.

12:27 Этот ленивый бездельник либо не ходит на охоту, либо не жарит ту дичь, которую ему удалось поймать. В первом варианте ему не хватает мотивации для того, чтобы начать что-либо делать; во втором – стремления, чтобы закончить начатое.

Вторая часть стиха на иврите так же неясна, как и первая, но можно быть уверенным в том, что прилежный человек ценит то, что он заработал, и использует это наилучшим образом. Такой была Руфь: она вымолотила то, что насобирала (Руфь 2:17). Изучая Библию мы должны постоянно стремиться углубить свои познания, что можно сделать через размышление над Писанием, молитву и практическое послушание:

Твоим Священным Словом мы кормимся, живем, растем,

Идем вперед в познании Христа, и исполняем, то, что уже познали.

12:28 Узкая стезя праведности дарует жизнь на пути, и приводит к жизни в конце путешествия. На ней нет смерти, которая подстерегает каждого, идущего широкой дорогой, ведущей к погибели. «Жизнь» здесь подразумевает будущее за порогом смерти – жизнь вечную. В Новом Интернациональном Переводе (НМВ) этот стих звучит следующим образом: «На пути праведности – жизнь; на ее стезе – бессмертие».