13 глава

13:1 В духовном развитии, как и в физическом, существует определенный порядок процесса развития. Например, ребенок сначала учится ползать, и только потом – ходить и говорить. В духовной сфере обратившийся к Богу, прежде чем погрузиться в служение, должен слушать и учиться. Мудрый сын подчиняется дисциплине наставления. Буйный же не слушает никого: он считает, что сам все знает, и отказывается прислушиваться к замечаниям.

13:2 Вот человек, чьи слова назида-ют, ободряют и утешают; для него самого становится наградой то, когда он видит какую пользу приносит его речь. В противоположность ему законопреступник замышляет зло для других, и за это получает вознаграждение своей же монетой.

13:3 Человек, который бережно относится к своим словам, хранит свою душу и всю свою жизнь (см. Иак. 3:2б). Тот, кто не контролирует себя, навлекает на себя беду. Урок для нас заключается в следующем: будь осторожен в том, что ты говоришь, – это может быть использовано против тебя.

13:4 Старая поговорка гласит: «Если бы желания были лошадьми, попрошайки были бы наездниками». Ленивый человек многого желает, но этого не достаточно. «Желание без старания бесполезно». Прилежный человек вкладывает усилия в свою работу, и кормит себя и свою семью. Этот принцип действует в отношении духовных вопросов так же, как и в материальном плане. Бош так иллюстрирует его:

«Адам Кларк, предположительно, провел в работе над своим комментарием к Писанию 40 лет. Ноа Вебстер трудился 36 лет, создавая свой словарь; более того, он дважды пересек океан, чтобы собрать необходимые материалы и сделать книгу наиболее точной. Милтон каждый день вставал в 4 часа утра для того, чтобы иметь достаточно времени для работы над своими стихами, которые сейчас причисляются к лучшим трудам мировой поэзии. Гиббон потратил 26 лет на свою книгу «История упадка и крушения Римской Империи», но сейчас она возвышается монументальным памятником тщательного исследования и неутомимого посвящения себя этой цели. До публикации Брайант сто раз переписал один из своих поэтических шедевров ради того, чтобы достигнуть совершенства красоты и выразительности речи. Эти люди любили то, чем они занимались, и каждый из них вложил в свой труд все свои силы и энергию, какой бы трудной эта работа ни была. Самые счастливые и продуктивные люди – те, кто усерден в своих трудах на благо человечеству и для Божьей славы».

13:5 Праведник ненавидит любую нечестность, а нечестивый человек «поступает постыдно и бесчестно» (ИСВ). Дж. Ален Блэйр приводит в пример этого жизнь известного американского деятеля:

«Об Аврааме Линкольне говорят, что он никогда не брался за дело, в котором правосудие было не на стороне его клиента. Однажды к нему пришел человек, чтобы нанять его адвокатом своего дела. Линкольн, казалось, изучал потолок, но внимательно слушал пришедшего, который излагал ему факты и подробности. Потом он резко развернулся в своем кресле.

«Ваше дело может быть выигрышным с технической стороны вопроса», – сказал он. «Но оно абсолютно безнадежно с точки зрения правды и правосудия. Вам придется нанять для себя другого адвоката, если вы хотите его выиграть. Я бы не смог это сделать. Все время, пока я выступал бы перед судом, я бы думал про себя: «Линкольн, ты лжец!» Я мог бы забыться и сказать это вслух». Ложь и любая другая форма обмана огорчают сердце Бога. Христианин не должен обманывать или лгать, независимо от того, какими будут для него последствия этого. Пребывая во лжи, он никогда не сможет возрастать в познании Бога».

13:6 Жизнь праведная – жизнь защищенная. Бог берет на Себя охрану непорочных. Грешник же пребывает в постоянной опасности, ибо его нечестие раньше или позже погубит его.

13:7 Эту притчу можно рассматривать двумя способами. Во-первых, человек, не имеющий материального состояния, может создавать впечатление, что он богат, тогда как тот, кто действительно имеет много денег, может казаться бедным.

Либо этот стих может означать следующее. Безбожный миллионер, на самом деле, нищ духовно, тогда как смиренный верующий, хотя и беден финансово, является Божьим наследником и сонаследником Иисуса Христа. Морган иллюстрирует это так:

«Наш век полон людьми, которые обогатили себя, но, на самом деле, не имеют ничего. Они собрали огромное состояние, однако оно не может купить истинных сокровищ жизни. Их богатство не гарантирует им здоровья, не приносит счастья, зачастую лишает их покоя. С другой стороны, есть люди, которые разорили себя, тем самым, сделав себя богачами в самом высшем смысле этого слова. Как это объяснить? Ответ находим в том, как в каждом из сравнительных выражений выделяется слово «себя».  Обогащать себя означает уничтожить способность к жизни. Сделать себя бедным, обогащая тем самым других, есть жизнь. Совершенно невозможно рассматривать это изречение еврейской мудрости, не задумавшись при этом о Том, кто стал воплощением Мудрости».

13:8 Богатый человек часто оказывается перед лицом опасности со стороны тех, кто желает заполучить его деньги. Ему угрожают кражи, шантаж, и похищение с целью получения выкупа, и ему приходится постоянно защищать свою жизнь, нанимая охрану или исполняя требования вымогателей. Бедному человеку не приходится даже выслушивать такие угрозы.

13:9 Свидетельство праведных подобно свету, который горит ярко и весело. Жизнь и надежды нечестивых – как светильник, который быстро угасает.

13:10 В первой строчке этой притчи могут содержаться две мысли. Во-первых, когда начинаются раздоры, причиной этого чаще всего является высокомерие, или гордость. Либо «высокомерие производит только раздоры» (ДжНД), то есть, от гордости не бывает ничего хорошего, только горькие распри. К.С. Льюис пишет:

«С начала существования мира гордыня была основным источником несчастий в каждом народе и в каждой семье. Другие пороки могут иногда сплачивать людей; среди тех, кто охоч до выпивки и чужд целомудрия, вы можете обрести веселых приятелей. Но гордыня всегда означает вражду – она и есть сама вражда. И не только вражда между людьми, но и вражда с Богом». Те, кто готов прислушаться к доброму совету, поступают мудро; они избегают высокомерия и личностных конфликтов, которые его сопровождают.

13:11 Богатство, полученное нечестным трудом, суетно, – оно приходит поспешно и без особых усилий. Это включает в себя деньги, выигранные в азартных играх, биржевых махинациях или на тотализаторе. Такое богатство обладает способностью исчезать так же быстро, как оно и появилось.

Состояние, собранное честным трудом, не сокращается, а приумножается.

13:12 Повторяющиеся задержки в исполнении его надежд приводят человека в уныние; но когда желание, наконец, исполняется, это приносит огромное удовлетворение. Примените этот принцип к ожиданию возвращения нашего Господа.

13:13 «Слово» в данном случае – это Божье Слово. Наше отношение к нему является вопросом жизни и смерти. Всякий, кто пренебрегает им, начинает тем самым процесс самоуничтожения. Тот, кто уповает на Слово и исполняет заповеди, получает обильное воздаяние.

13:14 Совет и наставления мудрых – источник жизни и подкрепления для тех, кто к ним прислушивается. Они избавляют человека от смертельных ловушек на жизненном пути.

13:15 Добрый разум приводит человека в приятные, благосклонные отношения с Богом и окружающими. «Человек со здравым смыслом высоко ценится» (ЖБ).

Во второй части стиха слово, переведенное как «жесток» дословно означает «постоянный, неизменный, прочный». Но для того, чтобы облегчить понимание этой притчи, его истолковывают как «жесткий» или «трудный». Если его перевести как «постоянен» или «вечен», было бы необходимо использовать отрицание, то есть, «путь беззаконных не вечен». Возможно, лучше всего придерживаться традиционного перевода: «путь беззаконных жесток». Газеты каждый день предоставляют нам наглядные примеры истинности этого утверждения!

13:16 Поведение человека отражает его характер. Если человек благоразумен, это проявляется в его ответственных поступках. А глупец выказывает свою глупость на всеобщее обозрение.

13:17 Ненадежный посланник приносит беду всем, кто связан с ним. Лучше послать верного посланника: он исполняет данное ему поручение, доставляя всем удовлетворение.

«Итак, мы – посланники от имени Христова.» (2 Кор. 5:20).

13:18 Тот, кто отвергает учение и дисциплину, своим упрямством зарабатывает нищету и посрамление. Человек, который прислушивается к наставлениям, будет в чести.

13:19 Хорошие люди радуются, когда достигают своей цели, а глупые не желают расставаться со своим грехом. Очевидно, здесь противопоставляются хорошие люди, стремящиеся к достойным вещам, и грешники, не желающие уклоняться от зла.

13:20 Мы должны искать возможности общаться с мудрыми: они будут назидать и воодушевлять нас. «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). О человеке можно многое узнать по тому, с какими людьми он проводит время. Тот, кто дружит с глупыми, найдет свой конец в погибели.

13:21 Грешников неотступно преследуют несчастья, физические увечья, плохая репутация, потери имущества. Праведник наслаждается доброй репутацией, доброй жизнью и добрым воздаянием.

13:22 Добрый человек оставляет наследство не только своим детям, но и внукам. В ветхозаветные времена это, вероятно, означало, что он оставляет им материальное состояние. Но христианину наших дней стоит более позаботится о том, чтобы оставить своим потомкам богатое духовное наследие.

Богатство грешника сберегается для праведного; «заработанное нечестным путем умеет находить более достойного владельца».

13:23 Бедные люди обрабатывают свой участок земли более интенсивно, и получают много урожая даже с маленького надела. Они используют то, что у них есть, с большей выгодой.

Вторая часть стиха может означать, что: (1) богатые люди, владеющие большими фермами, часто губят себя своей несправедливостью; или (2) возделанные земли бедных людей оказываются захваченными несправедливо.

13:24 Библия ясно говорит о пользе телесных наказаний, соглашаются ли с этим современные «специалисты» или нет. Лишать ребенка заслуженного наказания означает поощрять его грех и, таким образом, способствовать его дальнейшему развращению и погибели. Родитель, который жалеет розги своей, может думать, что таким образом проявляет свою любовь, но, на самом деле, Бог называет это ненавистью.

На протяжении многих лет доктор Бенджамин Спок призывал родителей быть более мягкими с детьми, давая им большую свободу. По прошествии некоторого времени, когда он увидел, каким дерзким и ужасно своевольным выросло следующее поколение, он признал, что был не прав. Он сказал: «Неспособность быть решительными и настойчивыми, по-моему, является наиболее распространенной проблемой родителей в наши дни». Вину за это, по крайней мере, отчасти, он возложил на специалистов – «детских психиатров, психологов, учителей, социальных работников и педиатров, таких как я сам».

Родитель, который по-настоящему любит своего ребенка, не потворствует непослушанию, но своевременно наказывает его.

13:25 Бог обещает, что нужды праведных будут восполнены, а желудок беззаконных, с такой же уверенностью, будет пуст.