Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — Притчи
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 8298 Все тексты автора Уильям МакДональд
16 глава
Б. Прославление праведной жизни (16:1 – 22:16)
16:1 Имя «Иегова» (Господь) появляется девять раз в первых одиннадцати стихах 16-ой главы. Человек может заранее обдумывать свои намерения и планы, но Господь суверенен в Своей власти и берет вверх над всеми словами и замыслами человека ради достижения Его целей. «Человек предполагает, а Бог располагает».
Валаам, например, хотел проклясть народ Израиля, но из его уст исходили слова благословения (Чис. 22:38; 23:710).
Или вспомните Каиафу, речь которого превзошла пределы его собственной мудрости (Ин. 11:49-52). Ирод и Пилат замышляли сделать с Иисусом то, что Бог заранее предопределил задолго до
того дня (Деян. 4:27, 28).
Это также может означать, что хотя люди, принадлежащие Богу, оказавшись под угрозой преследования и суда, могут заранее планировать свои защитные речи, Бог дает им нужные слова в подобающее время (Мф. 10:19).
16:2 Пути человека – это внешние проявления его характера, его поступки; он судит себя в соответствии со своими делами и объявляет себя чистым. Однако Бог видит мотивы и намерения его сердца. «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня» (Пс. 18:13).
16:3 Лучший способ гарантировать исполнение наших стремлений и целей – это передать наши дела Господу. Дж. Ален Блэйр советует:
«Время от времени мы оказываемся охваченными тревогой и депрессией, даже пытаясь исполнять Божью работу. Может ли что-либо быть более далеким от того, чего желает для нас Бог? Бог не может действовать через обеспокоенное сердце. Всякий раз, когда христианин оказывается в таком состоянии, он должен тут же остановиться и задуматься: «Чье это дело?» Если это Божье дело, то никогда не забывайте о том, что бремя этого дела также принадлежит и Ему. Самым главным действующим лицом являетесь не вы, а Христос! Он действует через нас. Что же нам делать, когда обстоятельства складываются не так, как нам бы этого хотелось? Обратитесь к Нему! Любые другие меры в таком случае являются непослушанием». Молитва: «Дай мне глаза, которые во всем видят Господа, и руки, которые могут во всем служить Ему, и сердце, которое может во всем благословлять Его» (Каждодневные заметки Союза Писания).
16:4 Этот стих вовсе не означает, что Бог сотворил определенных людей для погибели и уничтожения. Нигде в Библии вы не найдете указания на доктрину лишения спасения. Люди осуждаются своим собственным сознательным выбором, а не Божьим установлением.
Эта притча говорит о том, что у Бога есть конец, цель или предназначение для всего. Каждый мотив имеет свой результат, каждое действие – свое вознаграждение или наказание. Он установил день бедствия или осуждения для нечестивых, также как Он приготовил небеса для любящих Его. «Все сотворенное Господом имеет свою судьбу; судьба нечестивых – в погибели» (САВ).
16:5 Человеческая гордость омерзительна для Господа. Слова «можно поручиться» указывают на неминуемость наказания для надменных и высокомерных.
16:6 Учение данного стиха необходимо рассматривать в свете всех остальных отрывков Писания, посвященных этой теме. Он не может означать того, что человек спасается благодаря своему милосердию и правдивости; спасение обретается лишь по благодати через веру в Господа. Только когда милосердие и правда являются признаками спасительной веры, – только тогда они могут очистить грех.
Вторая часть стиха понятна и доступна с первого взгляда. Доверившись Господу, человек избегает бедствий и несчастий.
16:7 Как и в случае со многими другими притчами, этот стих является общим правилом, которое, тем не менее, имеет исключения. «Праведная жизнь разоружает противников», или, как сказал Барнс, «добродетель обладает силой очаровывать и обращать на свою сторону даже врагов».
Стэнтон относился к Линкольну с крайним презрением. Он называл его «низким коварным клоуном» и «настоящей гориллой». Он говорил, что совершенно нет нужды ехать для поимки гориллы в Африку, когда одна из них живет так близко, в Спрингфилде, штат Иллинойс. Линкольн никогда не отвечал оскорблением на оскорбление. Вместо этого, он назначил Стэнтона своим военным министром, будучи уверен в том, что тот был наиболее подходящей кандидатурой на этот пост.
Много лет спустя, когда Линкольн был убит в результате покушения, Стэн-тон, взглянув на его морщинистое лицо, сказал со слезами на глазах: «Вот лежит величайший правитель, которого когда-либо видел мир».
16:8 Лучше иметь скромный доход, заработанный честным путем, чем множество прибытков с неправдою.
16:9 Как мы уже видели в первом стихе этой главы, человек прикладывает огромные усилия, чтобы спланировать свою карьеру, но только Господь определяет, исполнятся ли его планы. Савл Тарсянин направлялся в Дамаск, чтобы преследовать и уничтожать живущих там христиан, но, в конце концов, стал одним из них! Онисим намеревался навсегда покинуть Филимона, однако Бог вернул его обратно на лучших условиях, чем тот когда-либо мог предположить.
16:10 Поскольку царь является представителем Бога (Рим. 13:1), его указы и решения несут в себе власть и окончательность. Поэтому уста его не должны погрешать на суде.
16:11 Бог содержит свое собственное Бюро Стандартов. Он определяет верные весы и весовые чаши. Когда люди поступают в соответствии с Его стандартами, Он одобряет и благословляет их.
16:12 На самом деле, совершать беззаконие есть мерзость для любого человека, но особенно для царей. Своим положением они представляют Бога перед людьми и поэтому несут более высокую ответственность. Престол утверждается на основании праведных дел и решений.
Необходимо также добавить, что этот стих может означать и то, что мерзость для царей – когда их подчиненные творят дело беззаконное. Законное, праведное правление должно утверждаться праведностью. Там, где правительство и подчиненные перестают следовать нормам морали, начинает процветать анархия.
16:13 Хороший царь не будет одобрять льстецов и лицемеров. Скорее, он предпочтет окружить себя людьми, чьи слова верны, честны и искренни.
16:14 Оскорбленный и разгневанный царь может очень быстро осудить своего обидчика на смерть. Мудрый человек не будет без нужды провоцировать правителя, а постарается умилостивить его.
16:15 Когда царь радуется, счастливое выражение его лица распространяет радость в его окружении. Его благоволение освежает, подобно облакам, которые приносят поздний дождь.
16:16 Земные богатства никогда не сравнятся с мудростью и разумением. Богатство часто исчезает в мгновение ока, но божественная мудрость пребывает в вечности.
16:17 Праведные следуют по пути святости, не отклоняясь на тропы греха. Тот, кто придерживается этого пути, бережет свою жизнь от вреда и несчастий.
16:18 Высокое дерево притягивает разряды молний. Так и Бог опускает вниз тех, кто слишком возвышает себя. Высокомерные люди обычно оказываются в каких-либо унизительных обстоятельствах, направленных на то, чтобы преуменьшить их самомнение. Для того чтобы лопнул большой воздушный шарик, нужен всего лишь маленький укол иголкой.
Именно гордость стала причиной падения Люцифера – Марлоу описывает это следующим образом: «.. .высокомерная гордость и надменность, за которые Бог сбросил его с лица небес».
16:19 Лучше быть смиренным духом самому и вести дружбу с кроткими, нежели разделять мнимые превосходства гордых.
Желаешь быть главой – в смирении служи;
Возвыситься желаешь – вниз опустись;
Но как бы низко не спустился ты,
Тот, Кто превыше всех, и того ниже был.
Автор неизвестен
16:20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. Таким образом эта притча гласит: «Читайте Слово, прислушивайтесь к нему, применяйте его в своей жизни, и доверяйте Тому, Кто его написал».
16:21 Человек, который воистину мудр, обретет признание за свое знание и благоразумие. Помимо того, благодаря его приятным манерам общения, окружающие будут более склонны прислушиваться к нему и учиться от него. «Сладость речи усиливает убедительность» (НАСБ).
16:22 Разум становится источником жизни и свежести для обладающего им, тогда как глупость подобна ударам розги для глупцов – они сами наказываются ею. «Глупость есть наказание для глупцов» (перевод Беркели).
16:23 Речь мудрого человека является индикатором того, что содержится в его сердце. Своими словами он проявляет свой разум. Его утверждения звучат убедительно, он говорит с властью.
16:24 Добрые, приятные слова обладают теми же качествами, что и сотовый мед: они приятны на вкус и целебны для костей. Как говорит об этом Киднер, «Сказать что-то приятное, когда это в наших силах, – это та малая польза, которую мы можем оказать человеку, его уму, а значит и телу».
Вотчман Ни рассказывал о женщине, чей муж никогда не хвалил ее, что бы она ни делала. Как следствие, она постоянно беспокоилась о том, что оказалась неудачной женой и матерью. Возможно, именно это стало причиной развития туберкулеза в ее легких. Когда она умирала, муж сказал ей: «Я даже представить себе не могу, как мы сможем жить без тебя. Ты столько всего делала, и делала это хорошо». «Почему же ты не говорил мне этого раньше? – спросила она. – Я постоянно винила себя, потому что ты ни разу не похвалил меня».
16:25 Этот стих повторяет Притчи 14:12, чтобы уделить этому особое внимание. Кажется логичным и разумным то, что человек может попасть на небеса благодаря правильной, хорошей жизни и хорошим делам. Однако истина заключается в том, что единственные люди, которые когда-либо попадут на небеса, – это грешники, спасенные по благодати.
16:26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. Он знает, что если не будет работать, то не получит зарплаты, а без денег не сможет купить себе еду. Поэтому если когда-то у него и появляется желание перестать работать, его голод понуждает его продолжать.
Тот же принцип действует и в духовной сфере. Осознание нашей глубокой духовной нужды заставляет нас обращаться к Слову и молитве.
16:27 Стихи 27-30 представляют собой несколько портретов порочности и греха. Сначала мы видим человека лукавого, который замышляет зло, и чья речь подобна палящему огню, обжигающему и ранящему всех вокруг.
16:28 Коварный человек – это тот, кто извращает истину. Говоря ложь, искажая истину или скрывая какие-то факты, он распространяет раздоры. Сплетник разлучает близких друзей.
16:29 Неблагонамеренный человек пытается сбить ближнего своего с пути, призывая его стать соучастником в преступлении (см. Рим. 1:32).
16:30 Выражения лица могут иметь недобрые значения. Подмигивание глазом может указывать на согласие с придуманным коварным планом. Сжатые губы могут выражать решимость довести этот план до конца.
16:31 Седина свидетельствует о долгой жизни. Она – венец славы, или красоты, потому что здесь о ней говорится как о награде за праведную жизнь. Таким образом, этот стих является противопоставлением словам Псалма 54:24: «.кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих».
16:32 Человек, который умеет контролировать свой темперамент, является героем в большей степени, нежели одерживающий победы в военных действиях. Победа над собой дается труднее, чем захват города. Если не верите, проверьте на себе!
«Петр Первый, будучи одним из величайших царей России, тем не менее потерпел в этом поражение. В порыве гнева он ударил своего садовника, и через несколько дней садовник умер. «Увы, – сказал опечаленный Петр, – я покорял целые народы, но не смог преодолеть самого себя»».
16:33 Во времена Ветхого Завета и даже до Дня Пятидесятницы бросание жребия было распространенным и допустимым законом способом определения Божьей воли. Сам процесс казался управляемым волей случая, однако Господь брал верх над случайностью, дабы явить Свое водительство.
В наши дни полное Слово Бога открывает перед нами общее представление о Божьей воле. Когда мы нуждаемся в более конкретных указаниях в вопросах, не оговоренных в Слове, мы познаем Его волю через обращение к Нему и ожидание ответа в молитве. Тогда мы узнаем, что всякое решение – от Господа.