14 глава

14:1, 2 Господь проявит милость и вернет Израилю землю. Языческие народы помогут израильтянам вернуться в Землю Обетованную и будут жить в мире с евреями. Те, кто раньше господствовал над Израилем, теперь станут его рабами.

Иаков и дом Израилев – это евреи в вавилонском пленении. Господь «снова возлюбит Израиля», то есть, вернет израильтян на родину. Иноземцы, которые присоединятся к дому Иакова – это прозелиты из Вавилона. «И возьмут их народы, и приведут на место их». Речь здесь идет о царе Кире и всех других, кто помог евреям вернуться из плена.

14:3-11 Освободившись от угнетения и рабства, Израиль будет в песне выражать презрение царю вавилонскому. Господь сокрушил его и положил конец тирании. Этому радуется вся земля – даже леса, потому что их больше не будут разорять вавилонские армии. Вот он, долгожданный мир! Обитатели преисподней приветствуют царя вавилонского, радуясь, что теперь он лишен всякой власти – как и они сами. Вся роскошь двора вавилонского императора ушла в прошлое. Музыка во дворце уже не заиграет. Ложе царя – черви, и укрывается он тоже червями.

14:12-17 Победная песнь продолжает звучать, но тема меняется. Теперь речь идет уже не о самом царе вавилонском, а о сатане (Люцифере), который вдохновлял его. По мнению Райри, «в этих стихах явно говорится о сатане, потому что Христос говорит о нем схожим образом, а во вторых, сами слова в стихах 13 и 14 могут принадлежать только сатане (см. 1 Тим. 3:6)». Денница, сын зари, в гордыне своей поставил себя выше Бога и был изгнан с небес. Стихи 13 и 14 – это слова дьявола, отвергающего волю Божью. Но рано или поздно, сатана окажется в преисподней. Все ее обитатели, глядя на него, будут удивляться, видя, как низко пал тот, кто превозносился до небес.

(14:12-17) «Люцифер» в переводе с латинского означает «денница» (звезда, которая видна днем) или «несущий свет».

14:18-21 Поющие снова обращаются к царю вавилонскому. Царей чаще всего хоронят в роскошных гробницах, но ему будет отказано в достойном погребении. В его честь не будут воздвигать памятников, и его династия прекратит свое существование.

14:22, 23 Город Вавилон опустеет. Бог выметет его, словно метлой.

(14:24-27) Райри отмечает, что «исполнение этого пророчества о гибели Ассирии можно найти в 37:21-38». Там же, стр. 1055.

2. Суд над Ассирией (14:24-27)

Теперь речь идет о разрушении Ассирии, которая в те времена владычествовала над Вавилоном. Ассирийские полчища будут разбиты на склонах гор из-раильских. Окончательное исполнение этого пророчества произойдет во время Великой Скорби, когда царь севера потерпит поражение, пытаясь завоевать землю Еммануила.

3. Суд над землей Филистимской (14:28-32)

14:28-31 Филистимлянам не стоит радоваться о смерти Ахаза (который здесь называется жезлом). Ахаз был внуком Озии, который победил филистимлян (2 Пар. 26:6, 7). Другой из потомков Озии – Езекия, нападет на них, как аспид и летучий дракон (см. 4 Цар. 18:8). Бедные и нищие из числа избранного народа будут в безопасности, но на филистимлян Господь нашлет голод и погубит уцелевших. Ассирийские захватчики придут с севера, подобно клубам дыма. Но народ Божий, укрывшись в Иерусалиме, будет в безопасности.

14:32 Если кто-либо из язычников спросит, что происходит, ему ответят: Бог исполняет обещание, данное Сиону, защищая жителей Иерусалима.