52 глава

IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ПАДЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА (Гл. 52)

Последняя глава Книги Иеремии представляет собой историческую хронику о захвате Иерусалима и пленении иудеев.

52:1-16 В стихах 1-11 снова повествуется о последних днях Седекии, а в стихах 12-16 повторяется рассказ о падении Иерусалима.

52:17-23 Далее приводится подробная перепись культовых предметов храма, которые вавилоняне захватили и унесли с собой.

52:24-27 Начальник телохранителей привел семьдесят четыре человека из Иерусалима к царю вавилонскому, который и убил их в Ривле.

52:28-34 Остальных пленных увели в Вавилон. Депортация проходила в три этапа. Через тридцать семь лет царь вавилонский выпустил из темничного дома царя Иоакима, после чего к пленному царю относились благосклонно во все дни жизни его.

На такой позитивной ноте и завершается эта книга, полная грозных пророчеств и слез.

Не стоит, однако, относиться к этой книге как всего лишь к «древнееврейской истории», и тем более не стоит полагать, что местами ее пророчества записаны «задним числом». Да, конечно, это историческая книга, но она еще и часть Божьего Слова, которое всегда уместно и никогда не стареет. Почти триста лет назад английский комментатор Меттью Генри вывел из этой книги важные духовные уроки:

«Итак, подводя общий итог этой книги, сравнивая и сводя воедино пророчества и историческое повествование, мы можем извлечь следующие уроки:

1) Нет ничего нового в том, что церкви и люди, которые были в чести, развращаются и погрязают в пороках.

2) Беззаконие губит тех, кто его совершает; таковые, если лишены Божьей благодати и не каются, погибнут вне всякого сомнения.

3) Показное благочестие и религиозное положение не только не являются извинением для греха, не только не освобождают от наказания, но наоборот, чрезвычайно усугубляют вину таковых.

4) Бог никогда не бросает слов на ветер – чему Он повелел быть, то обязательно сбудется.; человеческое неверие не способно отменить ни Божьего приговора, ни Его обетований. Слова о Божьей справедливости и истине написаны кровью – чтобы убедить или устыдить тех, кто насмехается над ними. «Не обманывайтесь; Бог поругаем не бывает».