16 глава

О. Притча о браке с Иерусалимом (Гл. 16)

16:1-7 Здесь Господь прослеживает историю Иерусалима, подразумевая под ним весь народ. Иерусалим сравнивается с девочкой-найденышем, неумытой и никому не нужной. Господь же пожалел крошку, проявил к ней любовь и заботу – в результате она выросла и стала большая, и достигла верха красоты.

16:8-22 Когда она превратилась в девушку, Сам Иегова обручился с ней, очистил для брака и, не скупясь на доброту, одарил пышными нарядами и дорогими украшениями. Но она понадеялась на красоту свою, обратилась к идолам и расточала блудодейство… на всякого проходящего мимо.

16:23-34 Вместо того чтобы доверять Господу, она блудила с язычниками: с сынами Египта, сынами Ассура, жителями Халдеи. Кто-то сказал: «Она «оязычнилась» больше самих язычников». Она пала даже ниже обычных блудниц, потому что подкупала любовников, чтобы те грешили с нею! Где это видано? Мыслимо ли, чтобы проститутка платила клиентам? Чтобы тратила на мужчин свои драгоценности? Однако многие из тех, кто утверждает, что следует за Господом, отказываются от драгоценной награды и наследия на небесах и вместо того, чтобы копить богатства на небе, тратят деньги и время на мирские удовольствия. Идя на компромисс с миром, они теряют вечную награду и благословение. Это – духовное прелюбодеяние, и тот, кто участвует в нем, дорого за это заплатит.

16:35-43 Суд за ее скверну совершат те самые любовники, которых она завлекала подарками – языческие народы, чьим идолам она поклонялась, разрушат Иерусалим. Те, кто отворачивается от Бога, изменяя Ему заигрыванием с миром, погибнут от этого же мира, чьим другом они так хотели стать. Это предупреждение должно вселять в нас трепет (см. Иак. 4:4-10).

16:44-52 Совершенные Иерусалимом (Иудеей) грехи оказались гнуснее грехов тех языческих народов, которые ранее населяли эту землю: хеттеев, аморреев, Самарии и Содома. Сексуальные извращения были только одним из видов грехов Содома. Беззаконие Содомы (блудницы) также включало в себя пресыщение и праздность. Разве это не похоже на современных христиан? Файнберг дает следующий комментарий: Обратите внимание, что мерзости Содомы прослеживаются до корня всех грехов: гордости – именно на ней делается особое ударение.

Бог благословил Содому изобилием хлеба (Быт. 13:10), а она, присвоив эти благословения, просто наслаждалась вволю, процветая и бездельничая. Забота лишь о собственных нуждах сделала ее бесчувственной к нуждам других; ей не было никакого дела до проблем общества. Это и привело к тем ужасным мерзостям и гнусностям, с которыми неразрывно связано само название Содома. Увидев это, Бог нанес городу сокрушительный и окончательный удар (Быт. 18:21).

16:53-58 В Своей благодати Бог восстановит Содом, Самарию и Иерусалим – но это пока в будущем. Стих 53 описывает возрождение этих городов, однако нет намеков на спасение уже умерших нечестивцев.

16:59-63 Бог восстановит со Своим народом вечный союз; Иудея устыдится того, что когда-то пренебрегла Господом ради идолов. Это безусловный завет благословения, который Господь заключил еще с патриархами, но исполнит в будущем.

Джон Ньютон был прав, когда писал, что слава Божьей благодати сияет ярче всех Его чудес.