Введение

«Через всю книгу Иезекииля – от первой до последней главы – красной нитью проходит одна основная мысль: суверенность и слава Господа Бога. В Его руке Израиль и все народы мира, хотя порою и кажется, что эта истина заглушается хвастливыми громкими возгласами. Своей верховной волей Бог определил нам прославлять Его и свидетельствовать о Нем до краев земли.» Чарльз Ли Файнберг

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Миллионам людей библейский персонаж Иезекииль известен в основном благодаря таким знаменитым гимнам как «Иезекииль увидел колесо» и «Сухие кости». Но, к сожалению, на этом их познания заканчиваются. Разумеется, книга пророка Иезекииля не входит в число произведений, которые следует немедленно прочесть после покаяния, хотя есть и те – по крайней мере, некоторые знатоки литературы – кто увлечен потрясающим стилем пророка.

Иезекииль отличается от других пророков (особенно от Иеремии и в меньшей степени от Исаии и малых пророков) своим акцентом на утешении Божьего народа, а не на суде. Находясь близ Вавилона при реке Ховаре – в месте, которое чем-то напоминало древний концлагерь – он писал свои пророчества, чтобы ободрить иудеев в изгнании.

II. Aвторство

Иезекииль (это имя означает «Бог укрепляет» или «укрепленный Богом») был одним из изгнанников, которые оказались в Вавилоне во время второго пленения за одиннадцать лет до разрушения Иерусалима.

До 20-х годов прошлого века «ножницы» критиков-рационалистов в основном «щадили» книгу пророка Иезекииля.

Такое положение вещей, однако, очень расстраивало некоторых либеральных ученых, которые тут же принялись выдвигать различные теории, отрицающие единство книги, авторство Иезекииля и традиционную датировку его пророчеств.

Впрочем, иудейско-христианская позиция, что книга была написана поэтом-пророком – священником Иезекиилем, сыном Вузия – хорошо и убедительно аргументируется.

Мы приводим здесь упрощенно шесть аргументов Джона Б. Тейлора в пользу единства книги – в пользу того, что она была написана одним автором:

1. В книге от начала до конца прослеживается цельность и непрерывность без какого-либо намека на компилятивность.

2. Книга строится вокруг одной главной темы: падение Иерусалима и разрушение храма.

3. Стиль и язык однородны; на протяжении всей книги повторяются некоторые специфические выражения, такие как «сын человеческий», «было ко мне слово Господне», «узнаете, что Я – Господь», «слава Господня» и т.д.

4. В Книге Иезекииля прослеживается четкая хронологическая последовательность, что особенно заметно на фоне других больших пророков (Исаии, Иеремии).

5. Написание всей книги от первого лица придает ей автобиографический характер. Автор называет себя Иезекиилем в 1:3 и 24:24. 6. Вся книга гармонично и целостно раскрывает личность Иезекииля, его характер: искренность, склонность к символизму, внимание к деталям, благоговейный трепет перед славой и трансцендентностью Бога.

III. Bремя написания

Иезекииль точно датирует свои пророчества. Первое видение (1:2) он получил в пятый год пленения Иехонии (593 г. до Р. Х.); последнее же пророчество датируется 571 годом до Р. Х. (29:17). Следовательно, его служение продолжалось не менее двадцати двух лет. Если, как священник, Иезекииль начал свое служение в возрасте тридцати лет, ему должно было быть более пятидесяти, когда он закончил пророчествовать.

IV. Исторический фон и тема

Иезекииль пророчествовал своим землякам-изгнанникам непосредственно перед началом пленения и после него в течение двадцати с лишним лет. Так как Иудеи лелеяли ложную надежду на возвращение в Иерусалим, он наставлял народ, что в первую очередь следует обратиться к Господу.

Книгу Иезекииля легко разделить на три части. В первой он перечисляет грехи Иудеи и предупреждает о грядущем Божьем суде: пленение и разрушение Иерусалима. Все это преподносится очень наглядно посредством необычных видений и символических действий. Яркое сияющее облако – видимое проявление Божьего присутствия – зависает над храмом и как бы нехотя удаляется. Это означает, что Бог не может больше пребывать среди Своего народа по причине их грехов, и что меч Его суда скоро обрушится на оскверненный храм. Слава Господа – одна из ключевых идей, красной нитью проходящих через всю книгу Иезекииля.

Во второй части книги осуждаются соседние нации – за идолопоклонство и жестокое обращение с Божьим народом. Среди них аммонитяне, моавитяне, идумеи, филистимляне, жители Тира и Сидона и египтяне.

Наконец, в последней части книги Иезекииль предсказывает возрождение и воссоединении всего народа – Израиля и Иудеи. Когда народ покается в своих грехах, Бог пошлет им Своего Святого Духа. Мессия придет к Своему народу и уничтожит его последних врагов. Храм будет восстановлен, и слава Господа снова наполнит его. Эти пророчества еще не исполнились; они относятся к будущему тысячелетнему правлению Христа на земле, так называемому «тысячелетнему царству».

Как и во многих других пророческих книгах, в книге Иезекииля не соблюдена строгая хронологическая последовательность, хотя она прослеживается четче, чем в Исаии и Иеремии. Очень важно обращать внимание на даты и указания на временные отрезки, которыми начинаются многие главы. Альберт Барнс так пишет о хронологическом порядке пророчеств:

Пророчества разделены на группы по датам, указанным в начале глав, что дает повод относить к этому же периоду (или к ближайшему после него времени) все последующие не датированные пророчества.

1. Пятый год пленения Иехонии (главы 1-7) – призвание Иезекииля, предсказание скорого разрушения Иерусалима.

2. Шестой год (главы 8-19) – Анализ духовно-нравственного состояния всего народа и предсказание грядущего суда.

3. Седьмой год (главы 20-23) – Новая серия упреков и грозных пророчеств о разрушении Иерусалима.

4. Девятый год (глава 24) – начало осады; город будет взят.

5. Тот же год (глава 25) – пророчества против моавитян, аммонитян и филистимлян.

6. Одиннадцатый год (главы 26 – 28) – пророчества против Тира. В этом году после восемнадцати месяцев осады Иерусалим был взят, а храм – разрушен.

7. Десятый год (29:1-16) – пророчество против Египта.

8. Двадцать седьмой год (29:17 – 30:19) – пророчество против Египта.

9. Одиннадцатый год (30:20 – 31:18) – пророчество против Египта.

10. Двенадцатый год (глава 32) – пророчество против Египта.

11. Тот же год (главы 33 – 34) – пророчество против неверных правителей.

12. Тот же год или какой-то другой между двенадцатым и двадцать пятым годами (глава 35) – провозглашение суда над горой Сеир.

13. Тот же год (главы 36 – 39) – видения и пророчества утешения. Низложение Гога.

14. Двадцать пятый год (главы 40 – 48) – видение нового храма.

Касательно того, как Иезекииль мог передавать Божье Слово из Вавилона в Иудею через сотни километров, в «Ежедневных заметках Библейской Лиги» можно прочесть следующее:

Одна из проблем этой книги: как Иезекииль мог нести служение для жителей Иерусалима, находясь в изгнании в далеком Вавилоне? Можно предположить, что угнанные в плен евреи могли контактировать с оставшимися в родной земле. Нет сомнения, что после установления мира на огромной объединенной Вавилоном территории такой контакт стало осуществлять гораздо проще, чем раньше. Кроме того, было целесообразно передавать Божьи послания с помощью символических действий – устное сообщение могло стереться из памяти посланника после долгого пути, а записанное послание могло привлечь внимание властей.

Содержание

I. ПРИЗВАНИЕ И МИССИЯ ИЕЗЕКИИЛЯ (1:1 – 3:21)

A. Обстоятельства, в которых находился Иезекииль (1:1-3)

Б. Видение Божьей славы на престоле-колеснице (1:4 – 2:1а)

B. Поручение пророчествовать народу Израиля (2:1б – 3:21)

1. Характер народа: непокорный (2:1б – 2:7)

2. Характер послания: суд, как указано в свитке (2:8 – 3:3)

3. Характер народа: гордый и жестокосердный (3:4-11)

4. Роль пророка: страж (3:12-21)

II. ОПИСАНИЕ СУДА НАД ИУДЕЕЙ И ИЕРУСАЛИМОМ (3:22 – 24:27)

A. Наглядное изображение грядущего суда (3:22 – 5:17)

1. Иезекиилю велено притворяться немым, пока Бог не разрешит ему говорить (3:22-27)

2. Осада Иерусалима, разыгранная наглядно (Гл. 4)

3. Судьба народа, предсказанная с помощью острого ножа и волос (Гл. 5)

Б. Уничтожение идолопоклонства и сохранение остатка (Гл. 6)

B. Неизбежность и жестокость вавилонского вторжения (Гл. 7)

Г. Видение об идолопоклонстве в храме (Гл. 8)

Д. Уход Божьего присутствия и уничтожение идолопоклонников (Гл. 9)

Е. Видение о Божьей славе, посещающей Иерусалим для суда (Гл. 10)

Ж. Осуждение совета нечестивых князей (11:1-13)

З. Обещание сохранить остаток (11:14-21)

И. Уход облака славы на гору Елеонскую (11:22-25)

К. Знамения Иезекииля о грядущем плене (Гл. 12)

1. Его вещи (12:1-16)

2. Его трепет (12:17-28)

Л. Ложные пророки и пророчицы обречены на гибель (Гл. 13)

М. Угроза Бога в адрес старейшин-идолопоклонников (Гл. 14)

Н. Притча о бесплодной лозе (Гл. 15)

О. Притча о браке с Иерусалимом (Гл. 16)

П. Притча о двух орлах (Гл. 17)

Р. Осуждение поговорки о кислом винограде (Гл. 18)

С. Плач о последних царях Иудеи (Гл. 19)

Т. Бог доказывает Свое милостивое отношение к непокорному народу (20:1-32)

1. Идолопоклонство народа в Египте (20:1-9)

2. Осквернение Божьей субботы (20:10-17)

3. Бунт в пустыне (20:18-26)

4. Идолопоклонство (20:27-32)

У. Божье обетование о конечном восстановлении Изралия (20:33-44)

Ф. Картины неизбежного вторжения (20:45 – 21:32)

1. Знамение лесного пожара (20:45-49)

2. Знамение извлеченного меча (21:1-17)

3. Знамение развилки на дороге (21:18-32)

Х. Три пророчества о мерзостях Иерусалима (Гл. 22)

Ц. Притча о двух сестрах-блудницах (Гл. 23)

1. Огола (23:1-10)

2. Оголива (23:11-21)

3. Вторжение вавилонян (23:22-35)

4. Суд над Оголой и Оголивой (23:36-49)

Ч. Притча о кипящем котле (24:1-14)

Ш. Знамение смерти жены Иезекииля (24:15-27)

III. ПРОРОЧЕСТВА ПРОТИВ СЕМИ ЯЗЫЧЕСКИХ НАРОДОВ (главы 25 – 32)

A. Пророчество против Аммона (25:1-7)

Б. Пророчество против Моава (25:8-11)

B. Пророчество против Едома (25:12-14)

Г. Пророчество против филистимлян (25:15-17)

Д. Пророчество против Тира (26:1 – 28:19)

1. Разрушение Тира (Гл. 26)

2. Плач по Тиру (Гл. 27)

3. Падение князя Тира (28:1-19)

Е. Пророчество против Сидона (28:20-26)

Ж. Пророчество против Египта (главы 29 – 32)

1. Угроза фараону и его народу (Гл. 29)

2. Плач по павшему Египту (30:1-19)

3. Падение фараона (30:20 – 31:18)

4. Плач по фараон и Египту (Гл. 32)

IV. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЗРАИЛЯ И НАКАЗАНИЕ ЕГО ВРАГОВ (главы 33 – 39)

A. Пророк поставлен стражем над народом (Гл. 33)

Б. Нерадивые пастыри и Добрый Пастырь (Гл. 34)

B. Едом обречен на гибель (Гл. 35)

Г. Возрождение земли и народа (Гл. 36)

Д. Видение о долине сухих костей (37:1-14)

Е. Воссоединение Израиля и Иудеи (37:15-28)

Ж. Уничтожение будущих врагов Израиля (главы 38, 39)

V. КАРТИНЫ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО ЦАРСТВА (главы 40 – 48)

А. Иерусалимский храм тысячелетнего царства (главы 40 – 42)

1. Человек с измерительным прибором (40:1-4)

2. Восточные ворота внешнего двора (40:5-16)

3. Внешний двор (40:17-19)

4. Двое других ворот внешнего двора (40:20-27)

5. Трое ворот внутреннего двора (40:28-37)

6. Помещение для жертвоприношений (40:38-43)

7. Комнаты для священников (40:44-47)

8. Притвор храма (40:48,49)

9. Святилище и святое-святых (41:1-4)

10. Боковые комнаты (41:5-11)

11. Здание к западу от храма (41:12)

12. Размеры храма (41:13-15а)

13. Внутреннее убранство и украшения храма (41:15б-26)

14. Жилища священников (42:1-14)

15. Размеры внешнего двора (42:15-20)

Б. Поклонение в тысячелетнем царстве (главы 43, 44)

В. Управление в тысячелетнем царстве (главы 45, 46)

Г. Земля в тысячелетнем царстве (главы 47, 48)

1. Исцеление вод (47:1-12)

2. Границы земли (47:13-23)

3. Распределение земли (Гл. 48)