18 глава

Р. Осуждение поговорки о кислом винограде (Гл. 18)

18:1-4 У народа иудейского была пословица, возлагавшая на предков вину за грехи потомков.

«Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». Бог осуждает эту пословицу, утверждая, что каждый человек сам несет ответственность за свои грехи.

18:5-24 Далее Господь приводит несколько примеров, демонстрирующих принципы Его суда:

1. Человек, который избегает греха и живет праведно, непременно будет жив (ст. 5-9).

2. Грешный сын праведника непременно умрет (ст. 10-13). Иудеи в период плена (как и во времена Господа Иисуса) гордились тем, что их предком был Авраам (Лк. 3:8; Ин. 8:39). Бог указывает, однако, что нет никакой пользы иметь праведного отца, если сам живешь в грехе. Мы тоже склонны полагаться на духовность других. Но праведная и святая жизнь наших отцов и благочестивых наставников должна проявляться в нашей жизни.

3. Праведный сын неправедного человека будет жив (ст. 14-17), но его неправедный отец. умрет за свое беззаконие (ст. 18).

4.  Беззаконник, который покается и обратится от всех грехов своих, жив будет (ст. 21-23).

5.  Праведник, который отступит от

правды своей и станет поступать

неправедно,  непременно умрет (ст. 24).

Между стихом 20 и Исх. 20:5 нет противоречия. Действительно, как учит Исход, дети часто страдают из-за ошибок своих родителей. Но правда также и то – и об этом говорит данный текст – что каждый человек сам несет ответственность за свои поступки.

В стихе 20 речь идет о временном, а не вечном наказании – о физической смерти, причина которой грех. Принципы, сформулированные в стихах 5-24, не относятся к вечной жизни; в противном случае напрашивается вывод, что спасение достигается делами (ст. 5-9), и что праведники могут его потерять – обе эти концепции недвусмысленно опровергаются Господом в НЗ (см. например Еф. 2:8, 9; Ин. 10:28).

18:25-32 Народ продолжает обвинять Бога в несправедливости, но Он показывает, что никакой несправедливости в Его делах нет, так как даже беззаконник может спастись, если оставит свои грехи – чего Он искренне желает.

Когда Бог прощает, Он действительно прощает (ст. 22). Это свидетельствует не о плохой памяти Господа, а о том, что Его справедливость полностью удовлетворена искупительной жертвой Христа. Судебные дела верующих закрыты раз и навсегда.