10 глава

X. ВИДЕНИЕ О БОЖЬЕЙ СЛАВЕ (Гл. 10)

10:1-9 События, описанные в этой главе, происходят в третий год Кира, царя персидского. Некоторые иудеи уже вернулись из плена в Иерусалим (когда Кир выпустил указ, дающий разрешение на это), но Даниил оставался в земле изгнания. После трехнедельного сетования – возможно, из-за грустных новостей, которые он получил от вернувшихся на родину евреев (строительство храма было остановлено); возможно, из-за плачевного духовного состояния оставшихся на чужбине евреев или потому что сильно желал узнать о будущем своего народа – Даниил стоял на берегу реки Тигр (евр. Хиддекел). Там он увидел мужа, облаченного в льняную одежду. Его вид напоминает описание Господа Иисуса в Откр. 1:13-16.

10:10-14 Голос «мужа» объяснил, почему молитвы Даниила пока остаются без ответа. Князь царства Персидского препятствовал этому двадцать один день. Кто же этот князь (или правитель), так долго мешавший исполнению просьбы Даниила? Так как для противостояния был призван архангел Михаил (покровитель Израиля), врагом должен был быть не просто какой-то человек-князь, но кто-то гораздо более могущественный – какой-нибудь злой ангел. Леон Вуд в прекрасном комментарии к Даниилу объясняет:

Так как у Греции также был «свой князь», приставленный к ней в определенное время (см. ст. 20) – по-видимому, это произошло тогда, когда Божий народ оказался под юрисдикцией Греции после падения Персии под ее натиском – логично предположить, что сатана часто ставит своих агентов над тою или иною террито-риею, чтобы настраивать местное правительство против Божьего народа. Без сомнения, эта глава внесла большой вклад в понимание природы борьбы между высшими духовными силами в свете осуществления Божьего замысла на земле (см. Еф. 6:11, 12).

Но как мог князь Персии двадцать один день противостоять Господу, и почему всемогущий Бог нуждался в помощи Михаила (ст. 13)? Есть предположение, что «муж» в стихах 5 и 6 – не Господь, а ангел – возможно, Гавриил.

В любом случае, голос объяснил, почему молитвы Даниила остались без ответа – как уже упоминалось, в этом был виноват князь царства Персидского. Голос также пообещал открыть (об этом написано в главах 11 и 12), что будет с народом Даниила (иудеями) в последние времена.

(10:10-14) Некоторые (такие как Уильям Келли) предполагают, что говорящий в стихе 13 – не Господь.

10:15-19 Остается непонятным, был ли это голос вестника в льняной одежде или какого-то ангельского существа, но, услышав его, Даниил пал на землю и онемел. Его, однако, укрепил некто с человеческим обликом.

10:20, 21 Затем тот, кого Даниил называет «господин мой», сказал, что ему предстоит сначала бороться с князем персидским, а потом встретиться с князем Греции. Однако он откроет Даниилу, что написано в истинном Писании. Михаил, князь ваш (то есть Даниила и его народа) – был единственным, кто стойко поддерживал его в этих противостояниях.