Введение

«Иоиль… возможно, был первым из так называемых пишущих пророков. Поэтому его книга дает нам представление о том, как зарождалась история пророчеств – особенно формирование той эсхатологической парадигмы, которой неукоснительно следовали все остальные пророки Ветхого Завета.Дав Иоилю откровение, Бог начал готовить человечество к концу этого преходящего мира, раскрывая всю картину истории спасения. По сути, все последующие пророки и наш Господь лишь облекали в плоть предложенный Иоилем «скелет» Божьего плана, придерживаясь при этом духа Писания, т. е. не искажая изначального богодухновенного откровения, данного этому пророку.» Монтегю С. Миллз

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Краткость пророчества Иоиля вовсе не умаляет его важности и поэтической красоты. Для стиля этого пророка характерно большое разнообразие художественных приемов: аллитерации, метафоры, сравнения и параллелизмы – как синонимические, так и антитетические (см. введение к Псалмам, где разъясняются различные виды параллелизмов). Скрогги Грем отдает дань художественной силе этого пророчества:

Элегантный, четкий и страстный стиль.  Это произведение следует причислить к шедеврам древнееврейской литературы. Один из самых необычных моментов книги пророка Иоиля – это описание нашествия саранчи (Гл. 1). Следует ли воспринимать это предсказание буквально или как символ грозного нашествия врагов? Возможны оба варианта. Во времена Иоиля (по поводу точной даты ведутся горячие споры) Иудею часто опустошали тучи «вездесущей» саранчи, уничтожавшей практически весь урожай. Это природное явление служило яркой иллюстрацией грядущего вторжения вражеских армий и великого, ужасного Дня Господня.

Третья интересная особенность книги пророка Иоиля – предсказание об излиянии Святого Духа на всякую плоть (2:28-32), которое будет сопровождаться чудесами. Апостол Петр цитировал этот отрывок в своей проповеди (Деян. 2), поэтому не удивительно, что Иоиля называют «пророком Пятидесятницы».

II. Aвторство

Кроме того, что Иоиль был сыном Вафуила, мы практически ничего о нем не знаем. Его имя означает «Иегова есть Бог». Этого пророка иногда называют ветхозаветным Иоанном Крестителем.

III. Bремя написания

В своей короткой книге Иоиль не упоминает о правлении каких-либо царей, так что у нас почти нет ориентиров для помещения этого пророчества в соответствующую нишу ветхозаветной хронологии. Предлагались разные даты – от десятого до пятого века (до Р. Х.). Положение книги Иоиля в «Книге Двенадцати» (так евреи называют книги Малых Пророков) указывает на то, что иудейское предание относило Иоиля к ранним пророкам. И действительно, стиль Ио-иля больше напоминает классический период, чем период после плена, когда пророчествовали Аггей, Захария и Ма-лахия. Тот факт, что Иоиль не упоминает никаких царей, возможно, объясняется написанием книги в годы регентства первосвященника Иодая, т.е. в период несовершеннолетия царя Иоаса (правил в 835-796 гг.). На раннюю дату указывает и список врагов Иудеи: финикийцы и филистимляне (3:4), египтяне и идуме-яне (3:19), а не более поздние сирийцы, ассирийцы и вавилоняне.

IV. Исторический фон и тема

Если принять раннюю датировку, то Иоиль проповедовал иудеям, начиная с правления Иоаса и заканчивая царствованием Ахаза. Это означает, что он был одним из первых пишущих пророков. Ключевая фраза книги – «День Господень». Встречается пять раз (1:15; 2:1, 11, 31; 3:14).

Стих 2:18 – поворотный момент в книге. До этого Иоиль говорит о грядущем опустошении Иудеи; после этого – о грядущем избавлении и восстановлении нации.

Содержание

I. НАШЕСТВИЕ САРАНЧИ (Гл. 1)

А. Беспрецедентное бедствие (1:1-4)

Б. Пострадавшие от этого бедствия:

1. пьяницы (1:5-7)

2. священники (1:8-10, 13-16)

3. земледельцы (1:11, 12, 17, 18)

4. пророк Иоиль (1:19, 20)

II. ВТОРЖЕНИЕ ВРАГОВ (2:1-11)

III. БОГ ПРИЗЫВАЕТ ИУДУ К ПОКАЯНИЮ (2:12-14)

IV. ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОСТА (2:15-17)

V. ОБЕТОВАНИЕ ИЗБАВЛЕНИЯ (2:18 – 3:21)

A. Материальное процветание (2:18, 19, 21-27)

Б. Уничтожение врагов (2:20)

B. Излияние Святого Духа (2:28, 29)

Г. Знамения, предваряющие второе пришествие Христа (2:30-32)

Д. Суд над языческими народами (3:1-16а)

Е. Возрождение Иудеи и будущие благословения (3:16б-21)