Введение

«В отличие от других пророков, Амос не посвятил свою жизнь пророческому служению – слушанию и изречению Божьего Слова. Он не воспитывался в «школе пророков» и не был «профессиональнымпрозорливцем». Этот пастух, следуя повелению Бога, оставил свое стадо, чтобы сообщить в Вефиле Божье послание. Выполнив поручение, он, вероятнее всего, вернулся к своим овцам в Фекою.» Герберт Ф. Стивенсон

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Книга Амоса написана на прекрасном ветхозаветном еврейском языке. Амос занимался разведением овец и собирал сикоморы. Вероятно, его следует считать одним из тех Божьих избранников в истории человечества, которые проповедовали весьма эффективно и даже красноречиво, несмотря на отсутствие воспитания в традиционной «школе пророков», специальной подготовки и формального обучения, которое так ценится сегодня.

II. Aвторство

Амос (его имя означает «бремя») ничего не говорит о своей родословной, поэтому можно предположить, что происхождения он незнатного, в отличие от Исаии и Софонии. Обычно проповедники слишком подчеркивают «сельское» происхождение Амоса. Однако слово, которое указывает на его постоянное занятие, содержит несколько иное значение, чем обычное еврейское «пастух». Оно используется в Библии еще только в одном месте: по отношению к царю Месе, который успешно разводил овец (4 Цар. 3:4). Хотя Амос был подданным иудейского царства, Бог поручил ему пойти на север в Самарию и пророчествовать против царства Израиля. Это был суровый пророк праведности и бескомпромиссной справедливости.

III. Bремя написания

Амос нес служение в годы царствования Озии в Иудее (790-739 гг. до Р. Х.)

и Иеровоама II в Израиле (793-753). Это был век благополучия, роскоши и морального упадка – особенно в Северном Царстве. Амос упоминает, что пророчествовал «за два года перед землетрясением». Точную дату из этой скупой информации не выведешь, но археологи подтверждают факт мощного землетрясения в 760 г. до Р. Х., что вполне соответствует предложенной Амосом датировке.

IV. Исторический фон и тема

Ассирия под руководством Ададнирари III нанесла поражение сирийскому альянсу, что позволило Иоасу и Иеровоаму II завладеть новыми землями. Израиль сильно разбогател за счет того, что теперь Самария стала перевалочным пунктом на пути торговых караванов. В ней строили дворцы из слоновой кости, а купцов раздражал запрет на торговлю по субботам. Богачи становились все более коррумпированными и угнетали бедных; в судах невозможно было добиться правосудия; богослужения либо превратились в фарс, либо включали элементы идолопоклонства. Повсюду царили суеверие и безнравственность. Амос понимал, что так долго продолжаться не может, и что горизонт будущего уже застилает грозная туча Божьего суда. На него была возложена непопулярная миссия пойти на север в Самарию, чтобы осудить царство Израиля (которое соперничало тогда с Иудеей) и предупредить о возмездии. Северное Царство напоминало корзину спелых плодов – оно созрело для суда.

Содержание

I. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ СУДА НАД ВОСЬМЬЮ НАРОДАМИ (ГЛ. 1, 2)

A. Вступление (1:1, 2)

Б. Дамаск (1:3-5)

B. Газа (1:6-8)

Г. Тир (1:9, 10)

Д. Едом (1:11, 12)

Е. Аммон (1:13-15)

Ж. Моав (2:1-3)

З. Иудея (2:4, 5)

И. Израиль (2:6-16)

II. ВИНА ИЗРАИЛЯ И НАКАЗАНИЕ (ГЛ. 3 – 6)

A. Первая речь «слушайте» (Гл. 3)

Б. Вторая речь «слушайте» (Гл. 4)

B. Третья речь «слушайте» (5:1-17)

Г. Первая речь «горе» (5:18-27)

Д. Вторая речь «горе» (Гл. 6)

III. СИМВОЛЫ ГРЯДУЩЕГО СУДА (7:1 – 9:10)

A. Нашествие саранчи (7:1-3)

Б. Пожирающий огонь (7:4-6)

B. Свинцовый отвес (7:7-9)

Г. Историческая вставка: неустрашимость Амоса (7:10-17)

Д. Корзина с плодами (Гл. 8)

Е. Удар в притолоку (9:1-10)

IV. БУДУЩЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЗРАИЛЯ (9:11-15)