2 глава

IV. БОГ ОТВЕЧАЕТ, ЧТО УНИЧТОЖИТ НЕЧЕСТИВЫХ ХАЛДЕЕВ, А ПРАВЕДНЫХ ИУДЕЕВ СПАСЕТ (Гл. 2)

А. Аввакум в ожидании ответа (2:1)

В ожидании ответа от Господа, Аввакум удалился на свою сторожевую башню. Он хотел побыть один, чтобы взглянуть на происходящее с точки зрения Бога. В этом заключен важнейший урок для современных христиан. Всем нам жизненно необходимо ежедневное общение с Богом, как бы мы его ни называли -«тихим временем», «молитвенным часом» или еще как-нибудь.

Б. Повеление записать ответ и верить, что Бог исполнит обещанное (2:2, 3)

2:2 «Запиши видение» – повелел Господь пророку (отвечая на его вопрос), чтобы читающий легко мог прочитать и убедиться в истинности написанного, когда Вавилон падет, а Иудея возродится.

2:3 Э. Дж. Поллок отмечает, что этот стих касается главной надежды иудеев: придет Мессия, Который покорит Своих врагов, установит Свое царство, уничтожив все, что оскорбляет Его святость, и утвердит Свое славное правление, сделав Израиль главой всех народов, так как Сам будет главой иудейской на-ции. Автор послания к евреям цитируя стих 3 в Евр. 10:37, заменяет средний род («видение… сбудется») мужским («Грядущий придет»). В новозаветном контексте эти слова отражают надежду христиан: восхищение церкви.

В. Праведные будут жить верой, а нечестивые халдеи погибнут (2:4)

Вавилонский царь погибнет, так как его душа возгордилась – благочестивый же остаток Израиля верой жив будет. Последняя фраза этого стиха трижды цитируется в Новом Завете. Ее можно разделить на три части: «праведный» (на праведности делается акцент в Рим. 1:17), «своей верой» (на вере делается акцент в Гал. 3:11) и «жив будет» (на спасении делается акцент в Евр. 10:38). Эту фразу («праведный своей верой жив будет») также можно перевести как «оправданный будет жить верою».

Г. Перечень грехов халдеев (2:5-19)

1. Неутолимая жажда завоеваний (2:5-8)

2:5 Употребление вина было национальным грехом вавилонян. Навуходоносор, разумеется также грешил этим. Кейл пишет, что эта пагубная привычка халдеев «подтверждается многими древними древними авторами… всем известно (Дан. 5), что Вавилон был захвачен, когда Валтасар с приближенными пьянствовали на развязной пирушке». Вдобавок к этому, вавилоняне отличались неутолимой жаждой завоеваний.

2:6-8 Со стиха 6 начинается полная сарказма песнь, в которой пять раз провозглашается горе Вавилону. Первое «горе» связано с неуемной агрессией, постоянным стремлением к новым завоеваниям. Покоренные Навуходоносором многие народы будут насмехаться над поверженным царем, который добыл богатства неправедным путем. Теперь уже они будут терзать и грабить Вавилон, как некогда делал он.

2. Жадность и гордость (2:9-11)

Второе «горе» провозглашено Навуходоносору за его жадность и гордость. Он пытался обезопасить свою династию от руки несчастья, но его неправедные приобретения и зверства станут свидетельствовать против него.

3. Обогащение через кровопролитие (2:12-14)

Третье «горе» объявлено царю из-за его мании величия и кровавой политики. Выстроенный рабами Вавилон ожидает бесславный конец – он станет достоянием огня, и вся земля узнает, что Иегова – истинный Бог.

Несомненно, придет день, когда весь мир признает единого истинного Бога. Это славное время предсказано в форме знаменитого поэтического сравнения: «Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море»

(2:14).

4. Развращение окружающих народов (2:15-17)

Четвертое «горе» провозглашено Навуходоносору за его бесстыдство и дьявольское наслаждение, которое он испытывает, развращая другие народы. Ему также предъявлено обвинение в разрушении Иерусалима и опустошении Иудеи. Другими словами, Навуходоносор был виновен в «пропаганде» насилия и сексуальной распущенности (включая различные формы извращений) – во всем том, что рекламирует современное телевидение и пресса.

5. Идолопоклонство (2:18,19)

Пятое и последнее «горе» в саркастических тонах осуждает царя за идолопоклонство, в котором погряз Вавилон – какая польза от золотого или серебряного истукана, в котором нет дыхания?

Д. Затишье перед бурей (2:20)

В некоторых церквях этот стих используется в качестве замечательной музыкальной вставки, цель которой – призвать собрание к тишине во время слушания проповеди. К сожалению, контекст противоречит «такому удачному тексту», так как провозглашает о Божьем намерении свершить Свой суд. Именно в ожидании грозных событий, должна молчать вся земля перед лицом Его.