Введение

«Если кто-то хочет соприкоснуться со всеми тайнъми пророческими изречениями в кратком их изложении, дайте ему прочитать эту небольшую книгу пророка Софонии.» Мартин Буцер (1528)

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Многим людям нравится наблюдать за жизнью королевского двора и впитывать благородные манеры царственных особ. К таковым, по всей видимости, можно причислить и Софонию, великого правнука благочестивого царя Езекии и, таким образом, троюродного кузена богобоязненного царя Иосии, во времена которого он жил. К сожалению, между правлением Езекии и Иосии пролегла черная полувековая полоса греховного царствования Амона и Манассии. Софония, вероятно, имел доступ ко Двору в столице Южного царства.

II. Aвторство

У нас очень мало сведений о Софонии, сыне Хусия. Его имя означает «Иегова скрывает», т. е. защищает или оберегает. Его генеалогия, как мы уже отметили, восходит к царскому роду. Что касается стиля книги, то Софонии присуще противопоставлять свет и тьму, рисуя при этом очень мрачную картину дня Господня, в которой, однако, едва заметно высвечивается будущая слава Израиля и покаяние язычников. Как отмечает Хьюитт, пророк не старается смягчить свое послание:

«Он не намерен изменять свой стиль в угоду кому бы то ни было. Он прямо осуждает грех, провозглашает о суде с поразительным бесстрашием и завершает книгу вдохновенной песней надежды, предвосхищающей приход Тысячелетнего Царства.»

III. Bремя написания

Софония нес служение в период правления Иосии (640-609 гг. до Р. Х.). Среди верующих ученых нет единогласия касательно того, писал ли он свою книгу до великого пробуждения в 621 г. (до Р. Х.) или после. Если до него, то его пророчество, вероятно, способствовало духовному подъему. Однако некоторые моменты в книге – такие как цитирование недавно найденного Закона – предполагают дату после 621 г. Из Соф. 2:13 следует, что во время написания книги Ниневия еще не пала. Так как ее разрушение имело место в 612 году, можно сделать вывод, что Софония пророчествовал где-то между 621-612 годами.

IV. Исторический фон и тема

Вероятно, Софония пророчествовал в Иерусалиме – «с места сего» (1:4). Исторический контекст данного пророчества описан в 4 Цар. 21-23 и первых главах Иеремии.

«Софония видел угрожающие орды скифов, застилающие горизонт – они быстры и ужасны в своем стремительном передвижении. Положение Иудеи было очень щекотливым. Она оказалась в тяжелейшей ситуации, так как со своими ничтожными ресурсами не могла даже надеяться, чтобы противостать такой грозной силе. Когда между великими державами к северу и югу от Иудеи возникала борьба за мировое господство, оказавшиеся «между молотом и наковальней» слабые страны часто становились невольными участниками военных действий, обрекая себя на гибель. Понимая, что ситуация в мире накаляется, Софония стал проповедником праведности, беспощадно бичуя зло своего времени.» В своей маленькой книге Софония семь раз использует выражение «день Господень» – отсюда тема книги: Божий суд ждет Иудею за ее непослушание. Другие ключевые фразы – «ревность» и «посреди него». Бог ревнует в том смысле, что видит в идолопоклонстве измену Себе. Он «посреди» людей прежде всего как праведный Судья (3:5), и лишь затем – как Победитель Своих врагов (3:15).

Содержание

I. БОГ ПОСТАНОВИЛ СВЕРШИТЬ СВОЙ СУД (Гл. 1)

A. Над всей землей (1:1-3)

Б. Над Иудеей и Иерусалимом (1:4-6)

B. Жертвоприношение как образ дня Господнего (1:7-13)

1. Приглашенные гости – враги Иудеи (1:7)

2. Жертва – грешный народ Иудеи (1:8-13)

Г. Ужасы дня Господня (1:14-18)

II.  БОГ ПРИЗЫВАЕТ ИУДЕЮ К ПОКАЯНИЮ (2:1-3)

III.  ОБРЕЧЕННЫЕ НА ГИБЕЛЬ ЯЗЫЧЕСКИЕ НАРОДЫ (2:4-15)

A.Филистимляне (2:4-7)

Б. Моавитяне и аммонитяне (2:8-11)

B. Эфиопия (2:12)

Г. Ассирия и в первую очередь Ниневия (2:13-15)

IV. БОГ ПРОВОЗГЛАШАЕТ ИЕРУСАЛИМУ «ГОРЕ» (3:1-7)

A. Неповиновение, безответственность, неверие и нераскаянность (3:1, 2)

Б. Жадность князей и судей (3:3)

B. Легкомыслие и вероломство пророков, кощунства священников (3:4)

Г. Явление Господа в суде (3:5-7)

V. СЛОВА УТЕШЕНИЯ ДЛЯ «ВЕРНОГО ОСТАТКА» (3:8-20)

A. Уничтожение нечестивых язычников (3:8)

Б. Обращение к Богу уцелевших народов (3:9)

B. Восстановление рассеявшегося Израиля (3:10-13)

Г. Радость по поводу второго пришествия Христа (3:14-17)

Д. Благие деяния Бога для Своего народа (3:18-20)