Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — Малахия
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 926 Все тексты автора Уильям МакДональд
Введение
«Книга Малахии подобна позднему закату, завершающему долгий день, и в то же время она подобна первым лучам солнца, возвещающим рождение нового славного дня.» Нагельсбах
Введение
I. Уникальное положение в каноне
Имя Малахии означает «мой вестник» (возможно, сокращенная форма от Малак-Лиах – «вестник Иеговы»). Этот автор уникален тем, что является последним пророком Ветхого Завета, который предвосхитив служение Иоанна Крестителя и Самого Господа Иисуса, стал свого рода мостиком между двумя заветами.
Странно конечно, но некоторые исследователи считают пророчество Ма-лахии анонимным, а его имя – просто титулом Ездры или какого-нибудь другого автора. Кое-кто из отцов церкви даже считал, что эту книгу написал ангел (в греческом и еврейском языках слово «вестник» также означает «ангел»).
Малахия характерен особым «диалектическим» стилем (вопросы и ответы), благодаря чему некоторые комментаторы называют его «еврейским Сократом».
II. Aвторство
Хотя иудейское предание гласит, что Малахия был членом «великой синагоги» и левитом из Суфы (селение в пределах Завулона), ничего определенного о нем мы не знаем, кроме того, что записано в книге. Имеются все основания однако полагать, что это был мужественный и часто строгий пророк, который вместе с Аггеем и Захарией призывал иудеев пост-вавилонского периода вернуться к заветным отношениям с Богом.
III. Bремя написания
Не вызывает сомнений, что Малахия написал свою книгу после 538 г. (до Р. Х.), так как говоря о князе, использует слово, появившееся в употреблении лишь после вавилонского плена. Очевидно также, что писал он позже, чем два других «малых» пророка пост-вавилонского периода (Аггей и Захария) – храм был уже восстановлен (даже стены города построены), жертвоприношения возобновлены, и должно было пройти достаточно времени, чтобы духовный упадок проявился таким видимым образом.
Вероятно, книгу пророка Малахии следует датировать 470-460 гг. до Р. Х.
IV. Исторический фон и тема
Проблемы рассматриваемые в книге Малахии, аналогичны тем, с которыми столкнулся Неемия: браки с язычницами, несправедливая финансовая политика, нежелание приносить в Божий дом десятину и общая духовная апатия. Это было либо отголоском тех порочных явлений, которые Неемия так и не искоренил, либо возвращением к прошлым грехам после непродолжительного духовного подъема.
Так как религиозная жизнь иудеев после плена, не отличалась особым рвением, Малахия пытается «расшевелить» людей с помощью живого диалога с гипотетичным собеседником – неверным народом.
Справедливо подмечено, что Малахии очень подходит его имя («вестник Иеговы») – в четырех коротких главах он описывает трех вестников: священника Господнего (2:2), Иоанна Крестителя (3:1а) и Самого Господа (3:16).
В книге пророка Малахии записан последний призыв (ветхозаветного периода) Иеговы к Своему народу, после которого пророческий глас умолк на целых четыре столетия, пока не пришел Иоанн Креститель.
Стоит отметить, что каким бы «поздним» временем ни датировали некоторые критики это пророчество и книги других пророков, все они безусловно были написаны задолго до пришествия Иоанна Крестителя и Господа Иисуса. Таким образом, мы изучили подлинные пророчества, а не «записанные в форме пророчеств истории», как заявляют некоторые критики, разрушающие веру в богодухновенность Библии.
Содержание
I. ГОСПОДЬ ОБВИНЯЕТ ИЗРАИЛЬ; ОТВЕТ ИЗРАИЛЯ И УГРОЗА БОЖЬЕГО СУДА (1:1 – 3:15)
A. Неблагодарность народа (1:1-5)
Б. Кощунства священников (1:6-14)
B. Осуждение священников (2:1-9)
Г. Развод и смешанные браки (2:10-16)
Д. Отрицание народом Божьей святости и справедливости (2:17)
Е. Пророческая вставка: пришествие Мессии-Судии (3:1-6)
Ж. Отступничество народа (3:7)
З. Обкрадывание Бога – удержание десятин и нежелание приносить жертвы (3:8-12)
И. Несправедливые обвинения против Бога (3:13-15)
II. БЛАГОСЛОВЕНИЕ «ОСТАТКА» И СУД НАД НЕЧЕСТИВЦАМИ (3:16 – 4:6)
A. Возрождение «верного остатка» (3:16-18)
Б. Суд над грешниками (4:1)
B. Пришествие Мессии к «остатку» (4:2, 3)
Г. Заключительный призыв к повиновению и обетование о приходе пророка Илии (4:4-6)