3 глава

Е. Пророческая вставка: пришествие Мессии-Судии (3:1-6)

3:1 Отвечая на высказанное в предыдущем стихе обвинение, Бог обещает, что пошлет Своего ангела (вестника). Это обетование нашло свое частичное исполнение в Иоанне Крестителе, но в полноте исполнится, когда Илия (4:5) приготовит путь Господу, как ангел завета. Фраза «которого вы желаете» звучит иронично потому, что когда пришел Мессия (Первое Пришествие), то оказалось, что народ Израиля этого прихода совсем не желал – даже распял Христа.

3:2-4 День пришествия Его – это день вторичного прихода Мессии на Землю. Он придет, чтобы осудить грех; но кто устоит, когда Он явится? Это служение очищения от скверны, символом которого стало очищение храма Христом, ожидает своего окончательного завершения во время Его второго пришествия. Сыны Левия (священники) также будут очищены, чтобы приносить жертвы в святости и праведности – только такие жертвоприношения будут благоприятны Господу, как в лета прежние.

3:5 Господь также накажет чародеев, прелюбодеев, клятвопреступников, беспощадных эксплуататоров, притеснителей вдов (и сирот) и всех, кто изгоняет пришельцев.

3:6 Тот факт, что Господь никогда не изменяется, гарантирует спасение сынов Иакова от гибели.

Ж. Отступничество народа (3:7)

Господь призывает народ обратиться к Нему, но евреи не признают своего отступничества и лицемерно спрашивают: «Как нам обратиться?»

З. Обкрадывание Бога – удержание десятин и нежелание приносить жертвы (3:8-12)

По закону Моисея израильтяне должны были отдавать Господу десятую часть урожая и скота (или же могли заплатить в размере стоимости этой десятины плюс пятая часть). Помимо десятины существовало немало других разных приношений, цель которых – смиренное осознание, что все принадлежит Богу, что Он даятель всех благ.

Новый Завет учит верующих жертвовать регулярно, добровольно, радостно и «сбалансировано», т.е. в соответствии с доходом, которым благословил их Господь – о десятине же ни слова! Скорее предполагается, что если живший под законом еврей отдавал десятую часть, то насколько же больше следует жертвовать христианину, живущему под благодатью!

В Ветхом Завете, наградой за верное служение десятиной было материальное богатство; в Новом Завете награда за верное служение – духовное богатство.

Итак, Господь указывает Своему народу на его нежелание служить Ему десятиной и приношениями – этим они обкрадывали Его, навлекая на себя проклятие. Если бы они регулярно приносили десятину, Бог послал бы им такое невероятное изобилие, что некуда было бы девать собранный урожай. Он избавил бы их от засухи, чумы, врагов и саранчи; сделал бы благословением для всей земли.

И. Несправедливые обвинения против Бога (3:13-15)

Снова Господь обвиняет евреев за брошенные в Его адрес дерзостные слова – они заявляли, что служение Богу и повиновение Ему не приносит никакой пользы. Более того учили других, что по-настоящему счастливы лишь надменные грешники и все кто искушает Бога, ведь они не только процветают, но и остаются безнаказанными.

II. БЛАГОСЛОВЕНИЕ «ОСТАТКА» И СУД НАД НЕЧЕСТИВЦАМИ (3:16 – 4:6)

А. Возрождение «верного остатка» (3:16-18)

Но в Израиле сохранился «верный остаток» – все те, кто не отступили от Иеговы. Бог спасет их и благословит, ведь они принадлежат Ему. Это Его собственность, великая драгоценность.

Вильям Келли комментирует этот отрывок следующим образом:

«Сами иудеи больше не захотят гордиться своим еврейским происхождением. Они поймут, что тщетно «просто быть иудеем» и возжаждут подлинного богопознания; почувствуют отвращение к тем, кто называясь евреем, остается нечестивцем (ст. 18).»