Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — Матфей
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 7756 Все тексты автора Уильям МакДональд
22 глава
З. Притча о брачном пире (22,1-14)
22,1-6 Иисус не закончил Свой разговор с первосвященниками и фарисеями; Он снова изобразил в притче о брачном пире возлюбленный Израиль как отверженный, а презренных язычников – как гостей за брачным столом. Он сравнил Царство Небесное с одним царем, который сделал брачный пир для сына своего. Приглашение гостей проходило в два этапа. На первое, предварительное, сделанное слугами в личном порядке, был получен категорический отказ. Второе приглашение последовало, когда пир уже был готов. И его некоторые званые, слишком занятые на своих фермах и в бизнесе, с презрением отвергли. Другие же, применив силу, схватили, оскорбили и убили приглашавших их слуг.
22,7-10 Царь так разгневался, что истребил убийц тех и сжег город их. Выбросив первый список гостей, он распространил новое приглашение, общее для всех, кто только пожелает прийти. На этот раз на брачном пире не было ни одного свободного места.
22,11-13 Однако среди гостей оказался некто, одетый не в брачную одежду. Когда его спросили, почему он не в соответствующей одежде, он молчал. Царь велел слугам выбросить его во тьму, где будет плач и скрежет зубов. Слуги в стихе 13 и рабы в стихе 3 не одни и те же.
22,14 Заканчивая притчу, наш Господь сделал следующий вывод: «Ибо много званых, а мало избранных». Что касается смысла этой притчи, то царь – это Бог и Его Сын Господь Иисус. Брачный пир – это подходящее описание брачной радости, характеризующей Царство Небесное. Представление в ней Церкви как Невесты Христа излишне усложняет картину. Главная мысль притчи – отстранение Израиля, а не особое приглашение и судьба Церкви. Первый этап приглашения рисует Иоанна Крестителя и двенадцать учеников, благосклонно приглашающих Израиль на брачный пир. Но народ отказался принять приглашение. Слова «и не хотели придти» (ст. 3) достигли апогея драматизма во время распятия.
Второй этап приглашения представляет возвещение Благой Вести евреям (книга Деяний). Некоторые отнеслись к этой вести с презрением. Другие откликнулись на нее насилием: большинство апостолов были замучены.
Царь, справедливо разгневавшийся на Израиль, послал «Свои войска», т.е. Тита и его римские легионы, чтобы уничтожить Иерусалим и большую часть его населения в 70 г. н.э. Они были «Его войском» в том смысле, что послужили орудием для наказания Израиля. Фактически они были Его, хотя и не знали Его лично.
Теперь Израиль, как народ, отстранен и Евангелие обращено к язычникам: и к хорошим, и к плохим, т.е. всех степеней порядочности (Деян. 13,45-46; 28,28). Но сущность каждого человека, откликнувшегося на приглашение, будет испытана. Человек в небрачной одежде – это тот, кто говорит, что подготовлен для Царства, но в действительности никогда не был одет в Божью одежду праведности во Христе Иисусе (2 Кор. 5,21). В самом деле, не было и нет извинения человеку, не имеющему брачной одежды. Как отмечает Райри, в те дни был обычай давать одежду гостям, если у них ее не было. Этот человек, по-видимому, не воспользовался предложенной одеждой. Когда его спрашивают, есть ли у него право на вход в Царство, он молчит, потому что не имеет Христа (Рим. 3,19). Его участь – тьма внешняя, где плач и скрежет зубов. Плач предполагает, что в аду страдают. Некоторые считают, что скрежет зубов означает продолжающуюся ненависть и восстание против Бога. Если это так, то опровергается представление о том, что огни ада оказывают очищающий эффект.
Стих 14 относится ко всей притче, а не к инциденту с человеком не в брачной одежде. Много званых, т.е. Евангелие возвещается многим. Но избранных мало. Одни не принимают приглашение, другие оказываются обманщиками. Все же, те кто отзывается на Благую Весть, являются избранными.
Единственный путь, позволяющий человеку сказать, избран он или нет, это его отношение к Господу Христу: что он делает с Господом Иисусом Христом. Как высказался Дженингс: «Все приглашены радоваться на пиру, но не все желают поверить Дающему, что Он даст им одежду, подобающую для пира».
И. Плата дани кесарю и Богу (22,15-22)
Глава 22 – это глава вопросов, с помощью которых три разные делегации старались уловить Сына Божьего.
22,15-16 Здесь мы читаем об искушении со стороны фарисеев и иродиан. Эти две партии были злостными врагами, но их объединила общая ненависть к Спасителю. Их цель – вынудить Христа сделать политическое заявление, имеющее опасные последствия. Они воспользовались выгодным для них сейчас разногласием между евреями по поводу верности кесарю. Некоторые евреи страстно противостояли покорности языческому императору. Другие, например, иродиане, относились к этому более терпимо.
22,17 Сначала они льстиво сделали Ему комплимент о чистоте Его характера, Его справедливости и бесстрашии. Потом они задали Ему провокационный вопрос: «Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» Если бы Иисус ответил: «Нет», то Он не только настроил бы против Себя иродиан, но и был бы обвинен в противлении римскому правительству. Фарисеи сбили бы Его с толку и выдвинули бы против Него обвинения. Если бы Он сказал: «Да», то пылкие духом еврейские националисты обвинили бы Его в предательстве. Он лишился бы значительной доли поддержки со стороны простого люда – поддержки, которая так долго удерживала вождей в их стремлении отделаться от Него.
22,18-19 Иисус прямо назвал их лицемерами, старающимися уловить Его. Потом Он попросил показать Ему динарий, монету, которой платили подать римскому правительству. Всякий раз, когда евреи видели изображение и надпись кесаря на монете, это было для них досадным напоминанием, что они находятся под властью язычников и их налогообложением. Должно быть, динарий напоминал им, что господство над ними римлян является результатом их греха. Если бы они были верны Иегове, то никогда не возник бы вопрос об уплате подати кесарю.
22,20-21 Тогда Иисус спросил их: «Чье это изображение и надпись?» Им пришлось ответить: «Кесаревы». Тогда Господь сказал им: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Этот вопрос оказался для них бумерангом. Затронув тему уплаты подати кесарю, они надеялись уловить Иисуса. Он же разоблачил их в том, что они не отдавали должного Богу. Хотя они и проявляли недовольство, но отдавали кесарю должное, а Божьими претензиями на их жизнь пренебрегали. Тот, Кто стоял перед ними, был отображением Личности Бога (Евр. 1,3), а они не отдали Ему должное. Ответ Иисуса показывает, что верующий имеет двойное гражданство. Он обязан повиноваться правительству, поставленному людьми, и оказывать ему финансовую поддержку. Он не должен плохо отзываться о правителях или проводить работу по свержению власти. Как гражданин неба, он обязан подчиняться Богу. Если же между послушанием Богу и власти возникает конфликтная ситуация, он должен прежде всего быть верным Богу (Деян. 5,29).
Цитируя стих 21, большинство из нас делает акцент на той его части, которая касается кесаря, и легко опускает ту, которая касается Бога, т.е. мы делаем ту же ошибку, за которую Иисус осудил фарисеев!
22,22 Когда фарисеи услышали Его ответ, они поняли, что побеждены. Им оставалось только удивиться и уйти.
К. Саддукеи и их загадка о воскресении мертвых (22,23-33)
22,23-24 Как упоминалось раньше, саддукеи были либеральными теологами того времени, отвергающими воскресение тела, существование ангелов и чудеса. Фактически, они больше отрицали, чем утверждали.
Их представители пришли к Иисусу с историей, выдуманной для того, чтобы выставить идею о воскресении нелепой. Они напомнили Ему о законе, касающемся женитьбы на вдове покойного брата (Втор. 25,5). Согласно этому закону, если израильтянин умер, не оставив после себя детей, то его брат должен был жениться на вдове, чтобы сохранить эту фамилию в Израиле и наследственность в семье.
22,25-28 В их загадке говорилось о женщине, которая лишилась своего мужа, потом вышла замуж за одного из его братьев. Умер и второй брат, поэтому она вышла замуж за третьего и так до седьмого. Наконец, умерла женщина. Потом был задан вопрос, цель которого – уничижить Того, Кто Сам есть воскресение (Ин. 11,25): «Итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее».
22,29 Их доказательство было построено на том, что поскольку сама идея воскресения создает непреодолимые трудности, значит она неразумна, а потому неправильна. Иисус ответил им, что трудность не в учении о воскресении, а в их мышлении; они не знали Писаний и силы Божьей.
Во-первых, они не знали Писаний. Библия нигде не говорит о том, что супружеские отношения будут продолжаться на небе. Хотя мужчин можно будет узнать, что они мужчины, а женщин, что они женщины,- все они будут как ангелы в том смысле, что не будут ни жениться, ни выходить замуж.
Во-вторых, они не знали силы Божьей. Если Он смог сотворить человека из праха земного, разве не может Он с легкостью поднять из праха тех, кто умер, и преобразовать их смертные тела в прославленные?
22,30-32 Потом Господь Иисус выдвинул аргумент из Писания, чтобы показать, что воскресение абсолютно неизбежно. В Исход 3,6 Бог говорит о Себе как о Боге Авраама, Исаака и Иакова. Иисус указал, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых». Бог заключил завет с этими людьми, но они умерли до того, как эти заповеди были полностью исполнены. Как может Бог говорить о Себе, как о Боге трех человек, тела которых находятся в могиле? Как может Тот, Кто не нарушает Своих обещаний, выполнить те из них, которые даны давно умершим людям? Ответ только один – воскресить их.
22,33 Не удивительно, что народ дивился Его учению. Мы удивляемся ему тоже!
Л. Наибольшая заповедь (22,34-40)
22,34-36 Когда фарисеи услышали, что Иисус привел в молчание их противников саддукеев, они пришли к Нему, чтобы взять у Него интервью. Их представитель, законник, попросил Иисуса выделить наибольшую заповедь в законе.
22,37-38 Иисус мастерски суммировал обязанности человека перед Богом в первую и наибольшую заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим». Марк добавляет: «и всею крепостью твоею» (Мк. 12,30). Это означает, что первая обязанность человека – любить Бога всем своим существом. Как уже было отмечено, сердце свидетельствует об эмоциональной природе, душа – о волевой, разум – об интеллектуальной и сила – о физической.
22,39-40 Потом Иисус добавил, что вторая обязанность человека – любить своего ближнего, как самого себя. Барнс говорит: «Любовь к Богу и к человеку заключает в себе всю религию; и проявления этой любви желали Моисей, пророки, Спаситель и апостолы». Мы должны неоднократно вникать в слова: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Нам нужно задуматься о том, как сильно мы любим самих себя, как много делаем для того, чтобы позаботиться о себе, чтобы нам было хорошо. Потом нужно попытаться представить себе, как бы все это выглядело, если бы мы проявили эту любовь к ближним. А затем так и поступать. Такое поведение не естественное, а сверхъестественное. Только возрожденные могут делать это, если позволят Христу действовать через них.
М.Сын Давида – Господь Давида (22,41-46)
22,41-42 Пока фарисеи приходили в себя после ответа, данного Иисусом законнику, Он поставил их перед нелегким вопросом. «Что вы думаете о Христе? Чей Он Сын?»
Большинство фарисеев не верили, что Иисус – это Христос; они все еще ожидали Мессию. Поэтому Иисус не спросил их: «Что вы думаете обо Мне?» (хотя, конечно, это тоже имелось в виду). Он просто спросил, чьим Сыном будет Мессия, когда явится? Они ответили правильно, что Мессия будет потомком Давида.
22,43-44 Тогда Господь Иисус процитировал Псалом 109,1, где Давид сказал: «Сказал Господь Господу Моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Первое слово «Господь» относится к Богу Отцу, а второе – к Мессии. Значит, Давид говорил о Мессии как о своем Господе.
22,45 Теперь Иисус задал им вопрос: «Если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» Ответ: Мессия – и Господь Давида, и Сын Давида; и Бог, и Человек. Как Бог – Он Господь Давида; как Человек – Он Сын Давида.
Если бы только фарисеи принимали наставление, они поняли бы, что Иисус был Мессией – Сыном Давида по линии Марии и Сыном Божьим по Его словам, делам и путям.
22,46 Но они отказывались видеть это. Поставленные в тупик Его мудростью, они перестали предпринимать попытки уловить Его вопросами. С тех пор они избрали другой метод – силу.