4 глава

В. Иисус искушаем сатаной (4,1-11)

4,1 Может показаться странным, что Иисусу предстояло быть возведенным Духом для искушения. Почему Дух Святой должен был вести Его на такую схватку? Ответ таков: это искушение было необходимо, чтобы продемонстрировать пригодность Иисуса к тому служению, ради которого Он пришел в этот мир. Первый Адам оказался непригодным к владычеству после встречи со своим противником в Едемском саду. Здесь же последний Адам встречает дьявола лицом к лицу на очной ставке и выходит неуязвленным.

Греческое слово, которое переводится словами «искушать» или «испытывать», имеет два значения: 1) испытать или проверить (Ин. 6,6; 2 Кор. 13,5; Евр. 11,17) и 2) подстрекать ко злу. Дух Святой испытывал, или проверял Христа. Дьявол же искал, как соблазнить Его сделать грех.

В искушении нашего Господа кроется глубокая тайна. Неизбежно встает вопрос: разве мог Он согрешить?

Если ответить «нет», то перед нами возникает следующий вопрос: разве можно считать это искушение настоящим, если Он не мог поддаться на него? Если же мы ответим «да», то возникает другая проблема: как мог воплотившийся Бог согрешить?

Помнить, что Иисус Христос есть Бог и что Бог не может грешить,- дело первостепенной важности. Правда и то, что Он также был человек, однако утверждать, что Он мог грешить, как человек, а не как Бог,- значит строить доводы не на духовном основании.

Авторы НЗ несколько раз писали о безгрешности Христа. Павел писал, что Он «не знавший греха» (2 Кор. 5,21), Петр говорит, что Он «не сделал никакого греха» (1 Пет. 2,22), и Иоанн подтверждает, что «в Нем нет греха» (1 Ин. 3,5).

Как и мы, Иисус мог быть искушаем извне: сатана пришел к Нему с предложениями, противоречащими воле Божьей. Но, в отличие от нас, Он не мог быть искушен изнутри – в Нем не могли возникнуть никакие похоти или страсти. Более того, в Нем не было ничего, что могло бы отозваться на дьявольские обольщения (Ин. 14,30).

Несмотря на то что Иисус не мог согрешить, искушение было настоящим. Он мог встретиться с соблазном греха, но для Него было морально невозможно сделать грех. Он мог делать только то, что видел, как делает Отец (Ин. 5,19), и невероятно, чтобы Он видел когда-либо Отца согрешающим.

Он ничего не мог творить Сам от Себя (Ин. 5,30), и Отец никогда не позволял Ему уступать в искушении.

Цель искушения была не в том, чтобы посмотреть, сделает ли Он грех, а в том, чтобы доказать, что даже под ужасным давлением Он не мог делать ничего, как только быть послушным Слову Божьему.

Если бы Иисус мог согрешить как человек, то мы столкнулись бы с проблемой, что, и находясь на небе, Он все еще человек. Мог ли Он все-таки грешить? Конечно, нет.

4,2-3 Попостившись сорок дней и сорок ночей, Иисус взалкал. (Число сорок в Писании часто используется в контексте испытания или проверки.)

Это естественное желание обеспечивало искусителю преимущество, которое он с успехом применял ко многим людям. Он предложил Иисусу воспользоваться Своей чудодейственной силой, чтобы превратить камни пустыни в булки хлеба. Во вступительных словах «если Ты Сын Божий» нет сомнения. Они фактически означают «так как Ты Сын Божий». Дьявол ссылается на слова, которые сказал Иисусу Отец во время крещения: «Это Сын Мой возлюбленный». Он использует конструкцию, которая на греческом языке допускает правдивость высказывания, и посредством этого призывает Иисуса проявить Свою силу, чтобы утолить голод. (В условном предложении данного типа используется изъявительное наклонение. Смысл этого предложения можно передать так: «Если Ты – я допусаю это – Сын Божий…» или: «Так как Ты Сын Божий…»).

Удовлетворение естественного желания с помощью божественной силы в ответ на внушение сатаны – прямое непослушание Богу. Мысль, скрывающаяся за предложением сатаны, является отголоском Быт. 3,6 («хорошо для пищи»). Иоанн квалифицирует это искушение как похоть плоти (1 Ин. 2,16). Аналогичное искушение встречаем и мы: жить для удовлетворения естественных желаний, выбирать удобный путь вместо того, чтобы искать Царства Божьего и правды его. Дьявол говорит нам: «Ты же должен жить, не так ли?»

4,4 Иисус ответил на искушение цитатой из Слова Божьего. Пример нашего Господа учит нас, что мы должны не жить, а слушаться Бога! Добывать хлеб – не самое важное в жизни. Более важно быть послушным каждому слову Бога. Так как Иисус не получал никаких указаний от Отца превращать камни в хлеб, Он, несмотря на то что сильно проголодался, не стал действовать своевольно и таким образом слушать сатану.

4,5-6 Второе искушение происходило в Иерусалиме на крыле храма. Дьявол побуждал Иисуса броситься вниз, чтобы на деле доказать, что Он Божий Сын. Опять вступительное слово «если» не выражает сомнения, что видно из ссылки сатаны на защиту, обещанную Мессии Богом в Псалме 90,10-11.

Искушением этим сатана предлагал Иисусу продемонстрировать Себя как Мессию, сделав сенсационный трюк. Он мог достигнуть славы без страданий, Он мог миновать крест и все же взойти на трон. Но такой поступок был против воли Божьей. Иоанн называет это предложение дьявола гордостью житейской (1 Ин. 2,16). Оно напоминает «дерево вожделенное, потому что дает знание» (Быт. 3,6), в саду Едемском, так как и то, и это было средством достижения личной славы и пренебрежением воли Божьей. Это искушение приходит к нам с желанием достигнуть видного положения в религиозном мире, не участвуя в Его страданиях. Мы ищем великого для себя, а потом убегаем и прячемся, когда на нашем пути встречаются трудности. Пренебрегая волей Божьей и превознося себя, мы искушаем Бога.

4,7 Опять Иисус отражает атаку, цитируя Писание: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего»» (см. Втор. 6,16). Бог обещал сохранить Мессию, но этой гарантии должна была предшествовать жизнь послушания воле Божьей. Претендовать на обетование, будучи непослушным, значило бы искушать Бога. Наступит время, когда Иисус откроется как Мессия, но сначала должен быть крест. Жертвенник должен предшествовать трону. Венец из терна должен предшествовать венцу славы. Иисус должен дождаться назначенного Богом времени и исполнить Божью волю.

4,8-9 Искушая Иисуса в третий раз, дьявол взял Его на весьма высокую гору и показал Ему все царства мира и славу их. Все это он предложил Иисусу в обмен на поклон. Хотя это искушение было связано с поклонением, духовным актом, сатана здесь пытался заставить нашего Господа ухватиться за величественную власть над миром через поклон себе. Предлагаемое вознаграждение – все царства мира и слава их – относится к похоти очей (1 Ин. 2,16). В известном смысле сейчас царства мира принадлежат дьяволу. О нем сказано, как о «боге века сего» (2 Кор. 4,4), а Иоанн говорит нам, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5,19). Когда Иисус явится во второй раз как Царь царей (Откр. 19,16), тогда «царства мира сего» станут Его собственностью (Откр. 11,15). Иисус не нарушил Божественное расписание и, естественно, никогда не поклонился бы сатане!

Для нас это искушение имеет двоякий смысл: обменять наше духовное первородство на преходящую славу этого мира и поклоняться и служить творению вместо Творца.

4,10 В третий раз Иисус противостоял искушению, использовав ВЗ: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Поклониться сатане – значит признать его Богом.

Последовательность искушений, записанная Матфеем, отличается от записанной Лукой (Лк. 4,1-13). Некоторые предполагают, что порядок изложенного Матфеем параллелен ряду искушений, которые встречал Израиль в пустыне (Исх. 16; 17; 32). Своей реакцией на трудности Иисус показал Себя полной противоположностью Израилю.

4,11 После того, как Иисус успешно отразил искушения, дьявол Его оставляет. Искушения приходят скорее как волны, а не как постоянный поток. «Если враг придет, как река, дуновение Господа прогонит его» (Ис. 59,19). Какое ободрение для испытываемых святых Божьих!

Нам сказано, что ангелы приступили и служили Ему, но объяснения этой сверхъестественной помощи не дается.

Может быть, они принесли Иисусу физическую пищу, от которой Он отказался, когда ее предлагал сатана.

Из искушения Иисуса мы узнаем, что дьявол может нападать на тех, кем руководит Дух Святой, но что он бессилен против тех, кто противостоит ему Словом Божьим.

Г. Иисус начинает Свое служение в Галилее (4,12-17)

Матфей не описывает служение Иисуса в Иудее, которое длилось почти год. Этот годичный период охвачен в 1-4 главах Ев. от Иоанна и соответствует периоду между Матфея 4,11 и 4,12. Матфей ведет нас от искушения прямо к служению в Галилее.

4,12 Услышав же, что Иоанн Креститель отдан под стражу, Иисус понял, что это сигнал и к Его отвержению. Не принимая предтечу Царя, люди фактически отвергали и Царя. Но не страх влек Иисуса на север, в Галилею. В действительности Он направился прямо в центр царства Ирода – того самого царя, который заключил Иоанна в темницу. Переходя в Галилею языческую, Он показал, что отвержение Его евреями открывает возможность для благовествования язычникам.

4,13 Иисус оставался в Назарете до тех пор, пока жители этого города не предприняли попытку убить Его за то, что Он объявил спасение язычникам (см. Лк. 4,16-30). Потом Он перешел в Капернаум у Галилейского моря, район, обычно населенный потомками Завулона и Неффалима. С того времени Капернаум стал центром Его служения.

4,14-16 Переход Иисуса в Галилею стал исполнением пророчества Исаии (9,1-2). Невежественные, суеверные язычники, живущие в Галилее, увидели свет великий, то есть Христа, Свет мира.

4,17 С того времени Иисус стал проповедовать то же, что проповедовал и Иоанн: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Это был дополнительный призыв к моральному обновлению и приготовлению к Его Царству. Царство приблизилось в том смысле, что Царь уже пришел.

Д. Иисус призывает четырех рыбаков (4,18-22)

4,18-19 Фактически Иисус призвал Петра и Андрея во второй раз. В Ин. 1,35-42 они были призваны к спасению, здесь Он призвал их на служение. Первое призвание произошло в Иудее, второе – в Галилее. Петр и Андрей были рыболовами, но Иисус призвал их стать ловцами человеков. Их обязанностью было идти за Христом.

От Него требовалось сделать их успешными ловцами. Их следование за Христом предусматривало больше, чем физическое общение. Оно должно было привести к отображению характера Христа, оно должно было стать служением характера. То, кем они были, было важнее, чем то, о чем они говорили или что они делали. Так же, как Петр и Андрей, и мы должны стараться избегать искушения подменить истинную духовность красноречием, своей личностью или умными дискуссиями. Следуя за Христом, ученик учится идти туда, где плавает рыба, пользоваться приманкой, переносить трудности и неудобства, быть терпеливым и не бросаться в глаза.

4,20 Петр и Андрей услышали призыв и тотчас отозвались на него. С истинной верой они оставили свои сети. С истинной отдачей и посвящением они последовали за Иисусом.

4,21-22 Потом призыв прозвучал для Иакова и Иоанна. Они сразу же стали Его учениками. Оставив не только средства к существованию, но и своего отца, они признали авторитет Христа выше всех земных связей.

Откликнувшись на призыв Христа, эти рыбаки стали ключевыми фигурами в евангелизации мира. Если бы они не оставили свои сети, мы никогда бы о них не услышали. Признание власти Христа изменяет все в этом мире.

Е. Иисус исцеляет великое множество людей (4,23-25)

Служение Господа Иисуса было трехсторонним: Он учил Слову Божьему в синагогах, проповедовал Евангелие Царства и исцелял больных. Единственная цель Его чудесных исцелений – удостоверить Его личность и служение (Евр. 2,3-4). Главы 5-7 являются примером Его обучающего служения, а главы 8-9 описывают Его чудеса.

4,23 В стихе 23 впервые в НЗ упоминается слово «Евангелие», которое означает «Благая весть о спасении». В каждом периоде человеческой истории было только одно Евангелие, только один путь спасения.

ЕВАНГЕЛИЕ

В основу Евангелия положена благодать Божья (Еф. 2,8). Это значит, что Бог даром дает жизнь вечную грешным людям, не заслуживающим ее.

В основе Евангелия лежит труд Христа, совершенный Им на кресте (1 Кор. 15,1-4). Наш Христос выполнил все, что от Него требовала Божественная справедливость, дав возможность Богу оправдывать уверовавших грешников. Ветхозаветные верующие также спасались через труд Христа, хотя для них это было делом будущего. Вряд ли они много знали о Мессии, но о Нем знал Бог, и Он зачислил цену труда Христа и на их счет. Они, так сказать, были спасены «в кредит». Мы также спасены благодаря делу Христа, но для нас оно уже завершено.

Евангелие можно принять только верой (Еф. 2,8). В ВЗ люди спасались, если верили тому, что Бог говорил им.

В наше время люди спасаются через веру в свидетельство Божье о Его Сыне как единственном пути спасения (1 Ин. 5,11-12). Конечная цель Евангелия – небо. Мы имеем надежду на вечность в небесах (2 Кор. 5,6-10) так же, как ее имели ветхозаветные святые (Евр. 11:10,14-16).

Хотя Евангелие только одно, в разные времена оно имело разные особенности. Например, есть разница между Евангелием Царства и Евангелием благодати Божьей. Евангелие Царства говорит: «Покайтесь и примите Мессию – тогда вы войдете в Его Царство, когда оно будет установлено на земле». Евангелие благодати говорит: «Покайтесь и примите Христа, тогда вы будете взяты для встречи с Ним и всегда будете с Ним». По сути это одно и то же Евангелие – спасение по благодати через веру, но они показывают, что имеют разное применение, зависящее от осуществления Божьих намерений. (Отступление. – В оригинальном тексте здесь использовано слово «диспенсация» (dispensation), т.е. «управление, приведение в порядок». Оно раскрывает суть методов, которые использовал Бог по отношению к человечеству в определенные моменты истории. Слово не означает только период времени, скорее речь идет о Божественных намерениях в течение какого-либо временного отрезка. Подобным образом мы используем данное слово, когда говорим об администрации Рейгана, имея в виду политический курс, которому следовал президент Рейган во время своего пребывания на этом посту.)

Когда Иисус проповедовал Евангелие Царства, Он объявлял о том, что пришел как еврейский Царь, и объяснял условия входа в Его Царство. Его чудеса явили благотворную природу этого Царства.

4,24-25 Слух о Нем разнесся по всей Сирии (северной и северо-восточной части Израиля). Все больные, одержимые бесами и немощные ощутили Его исцеляющее прикосновение. Люди стекались к Нему из Галилеи, Десятиградия (союз десяти языческих городов на северо-востоке Палестины), из Иерусалима, Иудеи и региона, расположенного восточнее реки Иордан. Как писал Б.Б. Уарфильд, «за короткий период времени болезнь и смерть, должно быть, полностью были изгнаны… из этого региона». Неудивительно, что народ очень удивляли сообщения, поступающие из Галилеи!