13 глава

VI. РЕЧЬ СЛУГИ НА ГОРЕ ЕЛЕОНСКОЙ (Гл. 13)

А. Иисус предсказывает разрушение храма (13,1-2)

13,1 Когда Господь Иисус Христос последний раз перед Своей смертью выходил за пределы храма, один из учеников попытался вызвать Его восхищение великолепием храма и окружающей архитектуры. Внимание учеников было поглощено архитектурными достижениями, связанными с воздвижением огромных камней.

13,2 Спаситель заметил, что все это скоро будет разрушено. Не останется здесь камня на камне, когда римские армии вторгнуться в Иерусалим в 70 году н.э. Зачем увлекаться тем, что всего лишь преходящая тень?

Б. Начало скорбей (13,3-8)

В Своей речи на горе Елеонской Господь привлек внимание учеников к более важным событиям. Некоторые из пророчеств, кажется, касаются разрушения Иерусалима в 70 г. н.э.; большинство из них, по-видимому, следует относить к более позднему времени, к периоду скорбей и возвращению Христа во плоти, с властью и славой. Девизом христиан, применимым к верующим всех времен, должны быть следующие слова: (1) берегитесь (ст. 5, 23, 33), (2) не ужасайтесь (ст. 7), (3) терпите до конца (ст. 13), (4) молитесь (ст. 18, 33), (5) бодрствуйте (ст. 9, 33, 35, 37).

13,3-4 Речь началась с вопроса Петра, Иакова, Иоанна и Андрея. Когда будет разрушен храм, и какой признак будет предшествовать предсказанному событию? Ответ Господа касался разрушения позднего храма, которое произойдет во время великой скорби, накануне Его второго пришествия.

13,5-6 Во-первых, им следует беречься, чтобы никто не прельстил их уверениями, что он мессия. Появится много лжехристов, что подтверждается возникновением множества культов, в каждом из которых есть собственный антихрист.

13,7-8 Во-вторых, не следует истолковывать войны и военные слухи как знамения конца времен. На протяжении всего промежуточного периода будут происходить межнациональные раздоры. Помимо этого в природе будут наблюдаться большие катаклизмы – землетрясения, глады, смятения. Это всего лишь предродовые схватки, возвещающие о времени невиданных родовых мук.

В. Преследования учеников (13,9-13)

13,9 В-третьих, Господь предсказал, что тех, кто будет неуклонно свидетельствовать о Нем, ожидают большие испытания. Их привлекут в религиозные и гражданские суды. Хотя этот стих можно отнести ко всем периодам христианского свидетельства, все же он особенным образом указывает на служение 140 000 верующих евреев, которые понесут Евангелие Царства всем народам земли накануне воцарения Христа.

13,10 Не следует опираться на этот стих, уча, что Евангелие должно быть проповедано прежде восхищения. Слово Божье нужно проповедовать во всем мире, и оно, возможно, будет проповедано. Но говорить, что оно должно быть проповедано, значит заявлять нечто такое, на что Библия не указывает. Это пророчество может и не исполниться до прихода Христа за Его святыми; Он может прийти в любой момент!

13,11 Господь обещал, что верующие, которых в судебном порядке будут преследовать за имя Его, во время защиты получат помощь от Бога. Им не нужно заранее обдумывать свою аргуменитацию; возможно, у них не будет для этого времени. Дух Святой даст им нужные слова. Это обетование нельзя использовать как отговорку, позволяющую сегодня не готовиться к проповеди и евангелизации; оно – залог сверхъестественной помощи в критические времена. Это обетование для мучеников, а не для служителей!

13,12-13 Еще один признак скорбных дней: частые предательства тех, кто верен Спасителю. Члены семьи будут доносить на своих верующих родственников. Мир захлестнет огромная волна антихристианских чувств. Нужно будет обладать отвагой, чтобы оставаться верным Господу Иисусу Христу; претерпевший же до конца спасется. Это не значит, что он получит вечное спасение за свою стойкость; это было бы искажением евангельской вести. Не может это означать также и того, что во время великой скорби верные христиане будут избавлены от физической смерти, потому что мы повсюду читаем, что многие скрепят свидетельство своей кровью. Это, вероятно, означает, что стойкость до конца будет служить доказательством реальности спасения, то есть будет характеризовать тех, кто действительно спасен.

Г. Великая скорбь (13,14-23)

13,14-18 Стих 14 отмечает середину периода скорбей, начало великой скорби. Мы поймем это, сравнив данное место с Даниила 9,27. В это время в Иерусалимском храме установят большого отвратительного идола. Людей под угрозой смерти будут принуждать поклоняться ему. Истинные верующие, конечно же, откажутся.

Установление этого идолопочитаемого образа явится сигналом к началу великого преследования. Читающие Библию и верящие ей будут знать, что настало время бежать из Иудеи. У них не будет времени даже на то, чтобы собрать личные вещи. В особо затруднительном положении окажутся беременные женщины и питающие грудью матери. Если бегство произойдет зимой, то опасностей добавится.

13,19 Это будет время великой скорби, какой не случалось никогда в прошлом и не повторится в будущем. Это великая скорбь. Господь Иисус Христос не говорит здесь в общем о скорбях, с которыми встречаются верующие всех времен. Это период исключительного по своей глубине бедствия.

Заметьте, что скорбь, главным образом, коснется евреев. Мы читаем о храме (ст. 14, ср. Мф. 24,15) и об Иудее (ст. 14). Это бедственное время для Иакова (Иер. 30,7). Церкви здесь не видно. Она будет взята на небо до начала дня Господня (1 Фес. 4,13-18; ср. 1 Фес. 5,1-3).

13,20 В те дни на мир изольются чаши гнева Божьего. Это будут дни бедствия, хаоса и кровопролития. Фактически убийства будут столь массовыми, что Бог сверхъестественным образом сократит протяженность светового дня; иначе никто бы не выжил.

13,21-22 Период великой скорби снова станет свидетелем подъема лжемессий. Люди будут в таком отчаянии, что обратятся к каждому, кто пообещает им безопасность. Но верующие должны помнить, что Христос не появится тихо или без предупреждения. Даже если эти лжехристы будут совершать сверхъестественные чудеса (что они и будут делать), избранные не обманутся. Они поймут, что эти чудеса вдохновлены сатаной. Чудеса не обязательно имеют Божественное происхождение. Это сверхнеобычные отклонения от известных законов природы, но они могут представлять собой работу сатаны, ангелов и бесов. Человек греха получит силу от сатаны для совершения чудес (2 Фес. 2,9).

13,23 Поэтому верующие должны беречься и помнить о предупреждении.

Д. Второе пришествие (13,24-27)

13,24-25 После той скорби произойдут пугающие нарушения в небе. Тьма будет окутывать землю днем и ночью.

Звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются (силы, удерживающие небесные светила на орбите).

13,26-27 Затем пораженные ужасом люди увидят Сына Человеческого, возвращающегося на землю, на этот раз не простым Назарянином, а славным Победителем. Он придет на облаках в сопровождении мириад ангельских существ и прославленных святых. Это будет сцена невыразимой силы и сияния славы. Он пошлет Своих ангелов и соберет избранных Своих, то есть тех, которые признавали Его как Господа и Спасителя в период скорбей. От всех концов земли – от Китая до Колумбии – они придут, чтобы наслаждаться благами Его удивительного тысячелетнего царствования на земле. Однако одновременно с этим будут уничтожены Его враги.

Е. Притча о смоковнице (13,28-31)

13,28 Смоковница – это символ (образ) израильского народа. Иисус показал здесь, что до Его второго пришествия ветки смоковницы пустят листья.

В 1948 году было образовано независимое государство Израиль. Сейчас эта страна оказывает влияние на мировые события несоизмеримо большее, чем ее размеры. Об Израиле можно сказать, что он пускает листья. Плода еще нет; фактически плода не будет до возвращения Мессии к народу, который желает Его принять.

13,29 Образование и рост государства Израиль указывают нам, что Царь близко, при дверях. (В греческом языке подлежащим в данном случае является только окончание глагола «есть» (estin), который в контексте может иметь значение «Он» (Христос) или «это» (предсказанные события). Эти два значения сходны.) Если близко Его воцарение, то насколько ближе Его приход за Церковью!

13,30 Нередко этот стих понимают так, что все предсказанное в этой главе произойдет еще при жизни людей, видевших Христа. Однако такое толкование стиха ошибочно, потому что многие события, особенно описанные в стихах 24-27, не произошли в то время. Другие относят этот стих к роду, который будет жить в то время, когда распустились листья смоковницы, то есть род, при котором в 1948 году было образованно государство Израиль, увидит второе пришествие. Мы отдаем предпочтение третьей точке зрения.

Род сей может означать «эта порода людей». На наш взгляд, это слово означает «то племя еврейского народа, которое характеризуется неверием и отвержением Мессии». История свидетельствует о том, что «род сей» еще не прошел. Народ израильский не только выжил, как отдельная нация, но и продолжил свою глубоко укоренившуюся враждебность к Господу Иисусу Христу. Иисус предсказал, что национальные особенности этого народа не изменятся вплоть до Его второго пришествия.

13,31 Наш Господь подчеркнул абсолютную точность каждого из Своих предсказаний. Атмосферное небо и звездное небо прейдут. Сама земля будет уничтожена. Однако каждое сказанное Им слово сбудется.

Ж. День и час неизвестны (13,32-37)

13,32 Иисус сказал: «О дне же том или часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». Хорошо известно, что этот стих использовали враги Евангелия как доказательство того, что Иисус – всего лишь подобный нам человек, который имел ограниченное познание. Его также использовали искренние, но заблуждающиеся верующие для того, чтобы показать, что Иисус лишился Своих Божественных свойств, когда пришел на землю в образе Человека.

Ни одно из этих толкований не верно. Иисус был и есть одновременно и Богом, и Человеком. Он обладал всеми атрибутами Божества и всеми характеристиками совершенного Человека.

Правда, Его Божество скрывалось в плотском теле. Но, тем не менее, оно было. Он никогда, ни на один миг не переставал быть полностью Богом.

Как же тогда можно говорить, что Он не знает времени Своего второго пришествия? Мы полагаем, что ключ к этому вопросу дает Иоанн (15,15):

«…ибо раб не знает, что делает господин его». Как совершенный Слуга, Господь не знал время Своего пришествия (Ин. 12,50; 17,8). Как Бог, Он, конечно же, знал об этом. Но, как Слуге, Ему не дано было знать это, чтобы не открыть другим. Джеймс Г. Брукс объясняет это так:

«Это не отрицание Божественного всеведения нашего Господа, но просто утверждение о том, что при совершении искупления человечества не Его дело было «знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1,7). Иисус знал, что придет снова, и часто говорил о Своем втором приходе, но определение даты возвращения не входило в Его служение как Сына, и, следовательно, Он мог оставить Своим последователям этот вопрос как объект постоянного ожидания и желания». (James H. Brookes, «I Am Comming», p. 40.)

13,33-37 Эта глава завершается увещанием о необходимости бодрствовать и молиться, помня о возвращении Господа. Тот факт, что мы не знаем назначенного времени, должен удерживать нас в состоянии бодрствования.

Подобная ситуация обычна и в повседневной жизни. Человек уезжает из дому в длительную поездку. Он оставляет своему слуге инструкции и велит сторожу бодрствовать в ожидании его возвращения. Иисус сравнил Себя с человеком, отправляющимся в дорогу. Он может вернуться в любой час ночи. Он не должен найти Своих людей, служащих как ночные сторожа, спящими. Поэтому всему Своему народу Он оставил это слово: «Бодрствуйте!»