12 глава

VIII. УЧЕНИЕ И ИСЦЕЛЕНИЕ НА ПУТИ В ИЕРУСАЛИМ (Гл. 12 – 16)

А. Предупреждение и одобрение (12,1-12)

12,1 Пока Иисус осуждал фарисеев и законников, собрались тысячи народа. Ссора или спор обычно привлекают множество людей, но эта толпа, несомненно, собралась потому, что ее привлекло то, как бесстрашно Иисус обличал этих лицемерных религиозных вождей. Хотя бескомпромиссное отношение к греху не всегда популярно, оно, тем не менее, касается сердца человека своей праведностью. Истина всегда подтверждает себя. Обратившись прежде к ученикам Своим, Иисус сказал: «Берегитесь закваски фарисейской». Он объяснил, что закваска – это символ или образ лицемерия. Лицемер – это тот, кто носит маску, внешний облик которого крайне отличается от того, что внутри. Фарисеи выставляли себя как образец совершенной добродетели, однако на деле они были мастера маскарада.

12,2-3 Но настанет день разоблачения. Все, что они скрывали, откроется, и все, что они делали в темноте, будет вынуто на свет.

Такой же неизбежной, как разоблачение лицемерия, будет и победа истины. До этого времени слово, провозглашаемое учениками, было не совсем ясным и говорилось для ограниченной аудитории. Но вслед за отвержением Израилем Мессии и приходом Святого Духа ученики бесстрашно пойдут вперед во имя Господа Иисуса и повсеместно провозгласят Благую Весть. Затем, образно говоря, Слово будет провозглашено на кровлях домов.

Годет отмечает: «Те, чей голос не может сейчас найти слушателя, кроме ограниченных и скрытых кругов, будут учить весь мир». (Godet, Luke, II:89.)

12,4-5 Ободряющими и сердечными словами: «Говорю же вам, друзья Мои», Иисус предупреждает, чтобы Его ученики ни при каких испытаниях не стыдились этой бесценной дружбы.

Провозглашение вести о Христе по всему миру повлечет за собой гонения и смерть верных учеников. Однако есть предел того, что могут сделать им такие люди, как фарисеи. Этот предел – физическая смерть. Им не нужно ее бояться. Бог посетит их гонителей с намного худшим наказанием, а именно: осуждением на вечную смерть в геенне. Следовательно, ученикам надлежит бояться Бога, а не человека.

12,6-7 Чтобы подчеркнуть заинтересованность Бога в защите учеников, Господь Иисус упомянул заботу Отца о малых птицах. В Мф. 10,29 мы читаем, что две малые птицы продаются за медную монету. Здесь мы узнаем, что пять малых птиц продаются за два ассария. Иными словами, одну малую птицу отдают в придачу, если куплено четыре. Однако даже этот добавочный воробей, не имеющий коммерческой ценности, не забыт в глазах Бога. Если Бог заботится об этом маленьком воробье, то насколько больше Он хранит тех, кто идет вперед с Благой Вестью Его Сына! У них и волосы на голове все сочтены.

12,8 Спаситель сказал ученикам, что всякого, кто исповедает Его перед людьми, Он исповедает перед ангелами Божьими. Здесь Он говорит о всех истинных верующих. Исповедать Его – значит принять Его как единственного Господа и Спасителя.

12,9 Кто отвергнет Его перед человеками, тот отвержен будет перед ангелами Божьими. Похоже, что здесь Он в первую очередь ссылается на фарисеев, однако этот стих, конечно же, включает всех тех, кто отворачивается от Христа и стыдится признавать Его. В тот день Он скажет таковым: «Я никогда не знал вас».

12,10 Далее Спаситель объяснил ученикам, что есть разница между критикой Его и хулой на Святого Духа. Говорящие против Сына Человеческого будут прощены, если покаются и уверуют. Но хула на Святого Духа – грех непростительный. Это тот грех, в котором виновны фарисеи (см. Мф. 12,22-32). Что это за грех? Этот грех заключается в приписывании чудес Господа Иисуса дьяволу. Это хула на Святого Духа, потому что Иисус совершал все Свои чудеса в силе Святого Духа. Следовательно, они утверждали, что Святой Дух Божий – это дьявол. Этому греху нет прощения ни в этом веке, ни в грядущем. Подобный грех не может быть совершен истинным верующим, хотя некоторых мучают страхи, что они совершили его, когда оступились. Отпадение не является непростительным грехом. Отпавший может быть восстановлен во взаимоотношениях с Господом. Сам факт, что человек переживает, доказывает, что он не совершил непростительный грех.

Также и отвержение Христа неверующим не является непростительным грехом. Человек может многократно причинять боль Спасителю и все же затем прийти к Господу и быть обращенным. Конечно, если он умрет в неверии, то уже не сможет обрести спасение. Тогда его грех действительно становится непростительным. Однако грех, который наш Господь назвал непростительным, – это грех, совершенный фарисеями, говорившими, что Он творил Свои чудеса силой Веельзевула, князя бесовского.

12,11-12 Ученики неизбежно будут привлечены на суд к начальствам и властям. Но Господь Иисус сказал, что им не нужно заранее репетировать, что отвечать. Святой Дух вложит соответствующие слова в их уста, когда это будет необходимо. Это не означает, что служители Господа не должны проводить время в молитве и изучении, прежде чем проповедовать Евангелие или учить Слову Божьему. Данное обетование нельзя использовать как повод для лени! Однако здесь Господь определенно обещает, что те, кого привлекут к суду за их свидетельство о Христе, получат особую помощь от Святого Духа. И это общее обетование всем Божьим людям: если они ходят в Духе, то им будет дано, какие именно слова говорить в кризисные моменты жизни.

Б. Предупреждение против алчности (12,13-21)

12,13 В этот момент некто из народа, выйдя, попросил Господа уладить спор о наследстве между ним и его братом.

Зачастую говорят: где завещание, там множество родственников. Похоже, это именно такой случай. Нам не сказано, был ли этот человек лишен причитавшейся ему по праву части или же он по жадности своей хотел больше, чем ему причиталось.

12,14 Спаситель тотчас напомнил ему, что Он не пришел в этот мир, чтобы улаживать подобные бытовые вопросы. Цель Его прихода – спасти грешных мужчин и женщин. Он не собирался отвлекаться от великой и славной миссии, чтобы делить жалкое наследство. (Кроме того, у Него не было законного права судить о вопросах, касающихся имущества. Его решения не носили обязательный характер.)

12,15 Однако Господь использовал этот случай, чтобы предостеречь Своих слушателей против одного из самых коварных зол в сердце человека – любостяжания. Ненасытная жажда накопления материальных благ – это одна из могучих движущих сил в жизни.

И все же накопительство совершенно не совпадает с целью человеческого существования. «Ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения».

Дж. Р. Миллер отмечает:

«Это один из предупредительных флажков, которые ставит наш Господь и которые большинство людей нашего времени, похоже, не очень замечают. Христос много говорил об опасности богатства, но не многие люди боятся богатства. Любостяжание в нынешнее время практически не считается грехом. Если человек нарушает шестую или восьмую заповедь, его квалифицируют как преступника и покрывают позором; однако он может нарушать десятую заповедь, и это – всего лишь предпринимательство. Библия гласит, что любовь к деньгам – это корень всех зол; но каждый, кто цитирует эти слова, делает ужасающее ударение на слове «любовь», объясняя, что не деньги, а лишь любовь к ним производит подобный корень. Посмотрев вокруг, человек может решить, что смысл жизни все же в изобилии имущества. Люди думают, что их величие пропорционально нажитому богатству. Похоже, что это правда, потому что мир измеряет людей величиной их банковского счета. Однако никогда не было более фатального заблуждения. В действительности человек измеряется тем, что он из себя представляет, а не тем, чем он обладает«. (J. R. Miller, Come Ye Apart, reading for June 10.)

12,16-18 Притча о богатом безумце иллюстрирует тот факт, что имущество – это не главное в жизни. Богатый человек собрал необычайно хороший урожай. При этом у него возникла проблема, из-за которой он очень расстроился. Он не знал, что делать со всем собранным зерном. Все его житницы были забиты до отказа. Но затем он нашел выход. Проблема решена. Он сломает житницы и построит еще большие.

Он мог бы избавить себя от расходов и забот по сооружению этих огромных построек, если бы только посмотрел на нуждающийся мир вокруг него и употребил эти богатства для удовлетворения духовного и физического голода. «Нагота бедняков, дома вдов, рты детей – это те житницы, которые будут всегда», – сказал Эмброуз.

12,19 После окончания строительства новых житниц он планировал удалиться на покой. Обратите внимание на присущий ему дух независимости: мои житницы, мои плоды, мое добро, моя душа. Он спланировал все свое будущее. Он собирался проводить вольготную жизнь: покойся, ешь, пей, веселись.

12,20-21 «Однако, когда он начал так думать о времени, тогда, к своей вечной погибели, столкнулся с Богом».

Бог сказал ему, что он умрет в ту же ночь. Следовательно, он потеряет право на все свое материальное имущество. Оно достанется кому-то другому. Кто-то сказал, что глупец тот, чьи планы заканчиваются у могилы. Этот человек действительно был глупцом. «Кому же достанется то, что ты заготовил?» – спросил Бог. Мы точно так же можем задать этот вопрос самим себе: «Если Христу надлежит прийти ныне, то кому достанется все мое добро?» Насколько лучше употребить его для Бога сегодня, чем дать ему попасть в руки дьявола завтра! С помощью своего добра мы можем сейчас собирать сокровища на небесах и таким образом богатеть в Бога. Или же мы можем расточить его на нашу плоть, а от плоти пожать тление.

В. Озабоченность и вера (12,22-34)

12,22-23 Одна из величайших опасностей в христианской жизни состоит в том, что приобретение пищи и одежды становится первой и главной целью нашего существования. Мы бываем настолько заняты зарабатыванием денег на все это, что Господень труд отодвигается на второй план. В НЗ делается упор на то, что дело Христово должно занимать первое место в нашей жизни. Пища и одежда должны быть на втором месте. Мы должны не покладая рук трудиться для обеспечения своих насущных потребностей, а затем доверить Богу свое будущее, предоставляя себя для служения Ему. В этом жизнь по вере.

Когда Господь Иисус сказал, что нам не нужно заботиться о пище и одежде, Он не имел в виду, что мы должны сидеть сложа руки и ожидать, пока все это будет нам доставлено. Христианство не призывает к лени!

Однако Он, безусловно, имел в виду, что, зарабатывая деньги для жизненных потребностей, мы не должны допускать, чтобы они приобрели для нас чрезмерное значение. Ведь есть нечто более важное в жизни, чем то, что мы едим или что надеваем. Здесь мы посланники Царя, и все соображения личного удобства и внешнего вида должны подчиняться одной славной задаче: возвещать о Нем.

12,24 Иисус использовал воронов как пример Божьей заботы о Своем творении. Они не проводят свою жизнь в бешеной погоне за пищей и обеспечением своих будущих потребностей.

Они живут в ежечасной зависимости от Бога. Тот факт, что они не сеют и не жнут, не должен сужаться до учения о том, что людям нужно воздерживаться от мирских занятий. Его истинное значение таково: Бог знает о нуждах тех, кого Он создал, и Он восполнит их, если мы ходим в зависимости от Него. Если Бог питает воронов, то сколь больше Он будет питать тех, кого сотворил, кого по благодати Своей спас и кого призвал к служению Себе. У воронов нет ни хранилищ, ни житниц, и все же Бог обеспечивает их изо дня в день. Почему же нам проводить свою жизнь в сооружении больших житниц и хранилищ?

12,25-26 «Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» – спросил Иисус. Это указывает на тщетность заботы о том, что нам не подвластно (например, о будущем). Никто, заботясь, не может прибавить себе росту или продлить себе жизнь. (Выражение «себе росту» можно также перевести «продолжительность своей жизни».) А если так, то зачем заботиться о будущем? Вместо этого давайте употребим все свои силы и время на служение Христу, а будущее предоставим Ему.

12,27-28 Далее говорится о лилиях. Этот пример иллюстрирует всю тщетность употребления самых прекрасных талантов человека на приобретение одежды. Лилии – это, вероятно, дикие красные анемоны. Они не трудятся, не прядут и все же обладают природной красотой, которая соревнуется со всей славой Соломона. Если Бог наряжает такой красотой цветы, которые сегодня цветут, а завтра брошены в огонь, то разве Он выпустит из внимания нужды Своих детей? Мы ведем себя, как маловеры, когда переживаем, заботимся и мечемся в бесконечной борьбе, чтобы приобрести все больше и больше материального добра. Мы растрачиваем свою жизнь на то, что Бог мог бы нам дать, если бы мы еще больше посвятили Ему свое время и таланты.

12,29-31 В действительности наши ежедневные потребности малы. Удивительно, насколько просто мы можем жить. Зачем же тогда придавать пище и одежде такое видное место в нашей жизни? Зачем же беспокоиться о будущем? Так живут неспасенные люди. Внимание людей мира сего, которые не знают Бога как своего Отца, сосредоточено на пище, одежде и удовольствиях. Все это образует самый центр круга их существования. Однако Бог никогда не предусматривал, чтобы Его дети проводили свое время в сумасшедшей погоне за удобствами. У Него есть труд, который нужно совершать на земле, и Он пообещал заботиться о тех, кто всем сердцем предан Ему. Если мы ищем Его Царства, то Он никогда не допустит, чтобы мы были голодны или наги. Как грустно будет, придя к концу жизни, обнаружить, что большая часть нашего времени потрачена на рабский труд за то, что уже входит в обратный билет домой на небеса!

12,32 Ученики составляли малое стадо беззащитных овец, которые посланы в недружелюбный мир. У них действительно не было никаких видимых средств обеспечения или защиты. Однако этой жалкой группе молодежи было предназначено унаследовать Царство с Христом. Им предстоит однажды царствовать с Ним на земле. В виду этого Господь призывает их не бояться, потому что если Отец уготовил для них такой славный почет, то им не нужно заботиться о промежуточном пути.

12,33-34 Вместо накапливания материального добра и планирования времени они могут употребить это имущество на дело Господне. Таким образом, их вклад будет для небес и для вечности. Разрушительное действие времени не повредит их собственности. Небесные сокровища полностью застрахованы от кражи и порчи.

Проблема состоит в том, что человек просто не может обладать материальным богатством, не полагаясь на него.

Вот почему Господь Иисус Христос сказал: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». Если мы направили свои деньги в будущее, тогда наши привязанности отойдут от всего бренного в этом мире.

Г. Притча о бдительном слуге (12,35-40)

12,35 Ученики не только должны доверять Господу во всем, что касается их нужд, им предстоит жить в постоянном ожидании Его второго пришествия. Их чресла должны быть препоясаны и светильники горящи. В странах Востока люди опоясывались, чтобы подвязать длинную, свисающую одежду, когда им предстояло быстро идти или бежать. Повязывание поясом говорит о миссии, которую нужно совершать, а горящая лампа указывает на провозглашение свидетельства.

12,36 Ученики должны жить в ежеминутном ожидании возвращения Господа, как если бы Он был человеком, который возвращается с брака. Келли комментирует:

«Они должны быть свободными от земных обуз, чтобы в момент, когда Господь постучит в дверь, как в этом примере, они могли тотчас Ему открыть – без помех и отвлечения на сборы. Сердца их ожидают Его, их Господа; они любят Его и готовы встретить. Он стучит, и они тотчас открывают Ему». (Kelly, Luke, p. 214.)

Подробности истории о человеке, который возвращается с брака, не следует подчеркивать, выводя из них пророческое будущее. Нам не следует отождествлять брак, о котором говорится здесь, с брачной вечерей Агнца, или возвращение человека с восхищением Церкви. Рассказ Господа предназначен научить одной простой истине, а именно: бдительному ожиданию Его возвращения. Он рассказан не для того, чтобы установить порядок событий при Его пришествии.

12,37 Когда господин возвращается с брака, рабы не спят, а ожидают его, готовые приступить к делу по его повелению. Он так доволен их бодрствованием, что готов буквально служить им. Он препояшется передником, посадит их к столу и подаст им еду. Это очень трогательное напоминание о Том, Кто однажды пришел в этот мир в виде Раба и Кто милостиво снизойдет к Своему народу, чтобы снова служить ему в небесном доме. Богобоязненный немецкий исследователь Бенгель рассматривает ст. 37 как величайшее обетование во всем Слове Божьем.

12,38 Вторая стража ночи длилась от девяти часов вечера до полуночи. Третья стража – от полуночи до трех часов утра. Независимо от того, в какую стражу вернется господин, его рабы находились в ожидании.

12,39-40 Господь изменяет картину, приведя в пример хозяина дома, в который неожиданно проникли воры.

Приход вора оказался совершенно неожиданным. Если бы ведал хозяин дома, то не допустил бы подкопать дом свой. Урок здесь в том, что время пришествия Христа неизвестно: никто не знает ни дня, ни часа, когда Он придет. Когда же Он наконец придет, то те верующие, которые собирали сокровища на земле, потеряют их. Поэтому некто сказал: «Христианин либо оставляет свое богатство, либо идет к нему».

Если мы действительно бодрствуем в ожидании возвращения Христа, то продадим все, что имеем, и положим сокровища на небесах, где никакой вор не может их достать.

Д. Верные и неверные рабы (12,41-48)

12,41-42 В это время Петр спросил, кому адресована притча Христа о бдительном ожидании: только ученикам или всем людям. Господь ответил, что она для всех тех, кто признает себя домоправителем Божьим. Верный и благоразумный домоправитель – это тот, кто поставлен над домом господина и кто раздает хлеб его людям. Главная ответственность домоправителя здесь касается людей, а не материальных вещей. Это согласуется со всем контекстом, где Иисус предостерегает учеников против вещизма и любостяжания. Важны люди, а не вещи.

12,43-44 Когда Господь придет и обнаружит, что Его раб проявляет подлинный интерес к духовному благосостоянию мужчин и женщин, то щедро вознаградит его. Вознаграждение, вероятно, связано с совместным правлением со Христом во время Тысячелетнего Царства (1 Пет. 5,1-4).

12,45 Здесь раб говорит, что работает для Христа, но в действительности он неверующий. Вместо того чтобы питать народ Божий, он бьет его, грабит и живет в угоду своим прихотям. (Здесь, возможно, подразумеваются фарисеи.)

12,46 Приход Господа разоблачит его фальшивость, и он будет наказан вместе с другими неверными. Выражение «рассечет его» можно также перевести «сурово покарает его».

12,47-48 В этих стихах выдвигается основополагающий принцип всего служения. Он состоит в том, что чем большая привилегия, тем больше ответственность. Для верующих это означает, что на небесах будут степени вознаграждения. Для неверующих это означает, что в аду будут степени наказания. На тех, кто познал Божью волю, явленную в Св. Писании, возложена огромная ответственность за послушание ей. Много дано им, много и потребуется. Те, которые были лишены столь высокой привилегии, также понесут наказание за свою нерадивость, однако их наказание будет не таким строгим.

Е. Действие первого прихода Христа (12,49-53)

12,49 Господь Иисус знал, что Его пришествие на землю первоначально не принесет мира. Сначала произойдут разделения, раздоры, гонения, кровопролития. Он не пришел непосредственно для того, чтобы низвести на землю этот вид огня, но таким стал результат, или воздействие, Его прихода. Несмотря на то что во время Его земного служения обнаружились страдания и раздоры, все же лишь после креста сердце человека было окончательно изобличено. Господь знал, что все это должно произойти, и желал, чтобы как можно скорее разгорелся огонь преследований против Него Самого.

12,50 Ему предстояло креститься крещением. Здесь указано на Его крещение до смерти на Голгофе. Он переживал ужасное томление в ожидании креста, на котором должен был совершить избавление погибающего человечества. Позор, страдания и смерть – вот воля Отца для Него, и Он стремился проявить послушание.

12,51-53 Он очень хорошо знал, что в этот раз пришел не для того, чтобы дать земле мир. Поэтому Он предупредил учеников, что людей, которые приходят к Нему, их семьи подвергнут гонению и изгонят. Введение христианства в типичную семью, состоящую из пяти человек, приведет к расколу семьи. Любопытно отметить как признак извращенности человеческой природы то, что нечестивые родственники скорее желают, чтобы их сын был пьяницей или развратником, нежели занял открытую позицию последователя Господа Иисуса Христа! Этот отрывок опровергает теорию о том, что Иисус пришел, чтобы объединить все человечество (благочестивых и нечестивых) в единое «всеобщее братство людей». Напротив, Он разделил их так, как они никогда не были разделены прежде!

Ж. Знамение времен (12,54-59)

12,54-55 Предыдущие стихи были адресованы ученикам. Здесь Спаситель обращается к народу. Он напоминает людям об их способности предсказывать погоду. Они знали, что если облако поднимается с запада (от Средиземного моря), то следует ожидать дождь. И наоборот, южный ветер несет зной и засуху. У людей хватало сообразительности, чтобы знать все это. Однако здесь нужно нечто большее, чем ум. Нужно желание знать.

12,56 В духовных вопросах все по-другому. Хотя они обладали здравым человеческим умом, они не понимали, какое важное время наступило в истории человечества. Сын Божий пришел на эту землю и стоял в этот момент среди них. Никогда прежде небеса не приближались столь близко. Но они не узнали времени посещения их. Они обладали умственной способностью знать, однако не имели желания узнать, и поэтому сами себя обманывали.

12,57-59 Если бы они осознавали значение времени, в которое они жили, то поспешили бы примириться с соперником своим. Здесь употреблены четыре юридических термина – соперник, начальство, судья, истязатель – и все они могут указывать на Бога. Именно в это время Бог ходил среди них, обращаясь к ним с мольбой, давая им возможность приобрести спасение.

Им надлежит покаяться и возложить свое упование на Него. Если они откажутся, то им придется предстать перед Богом как перед своим Судьей. Дело, конечно же, будет вестись против них. Их признают виновными и осудят за неверие. Они будут брошены в темницу, то есть на вечное осуждение. Они не выйдут, пока не отдадут и последней полушки, – то есть они никогда не выйдут, потому что никогда не смогут заплатить столь ужасный долг.

Таким образом, Иисус говорил, что они должны различать время, в которое живут. Затем им нужно прийти к правильным взаимоотношениям с Богом, покаявшись в своих грехах и посвятив себя Ему в полном послушании.