Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — Лука
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 5670 Все тексты автора Уильям МакДональд
Введение
«Самая прекрасная из существующих книг». (Эрнест Ренан)
Введение
I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ
Самая прекрасная из существующих книг – это высокая оценка, особенно из уст скептика. И все же именно такую оценку дал Евангелию от Луки французский критик Ренан. И что может возразить на эти слова отзывчивый верующий, читающий вдохновенный шедевр этого евангелиста? Лука, пожалуй, единственный языческий писатель, избранный Богом для записи Его Писания, и это частично объясняет особую его привлекательность для наследников греко-римской культуры на Западе.
В духовном смысле мы были бы намного беднее в своей оценке Господа Иисуса и Его служения без уникальной выразительности врача Луки.
Он подчеркивает особый интерес нашего Господа к отдельным личностям, даже к бедным и изгоям, Его любовь и спасение, предложенные Им всем людям, а не только евреям. Лука также особо акцентирует внимание на славословии (когда приводит образцы раннехристианских гимнов в гл. 1 и 2), молитве и Святом Духе.
II. АВТОРСТВО
Лука – родом из Антиохии, а по профессии врач – долгое время был спутником Павла, много беседовал с другими апостолами и в двух книгах оставил нам образцы лекарства для душ, которые он получил от них.
Внешнее свидетельство Евсевия в его «Истории Церкви» об авторстве третьего Евангелия согласуется со всеобщим раннехристианским преданием.
Ириней широко цитирует третье Евангелие как принадлежащее перу Луки.
Другие ранние свидетельства в поддержку авторства Луки включают Юстина Мученика, Гегезиппа, Климента Александрийского и Тертуллиана. В чрезвычайно тенденциозном и сокращенном издании Маркиона Евангелие от Луки – единственное, которое принял этот известный еретик. Фрагментарный канон Муратори называет третье Евангелие «от Луки».
Лука – единственный евангелист, написавший продолжение своего Евангелия, и именно из этой книги, Деяний апостолов, наиболее ясно видно авторство Луки. Отрывки со словом «мы» в Деяниях апостолов – это описание событий, в которых писатель принимал личное участие (16,10; 20,5-6; 21,15; 27,1; 28,16; ср. 2 Тим. 4,11). Перебрав всех, только Луку можно признать участником всех этих событий. Из посвящения Феофилу и стиля написания вполне ясно, что Евангелие от Луки и Деяния апостолов принадлежат перу одного и того же автора.
Павел называет Луку «врач возлюбленный» и говорит о нем особо, не смешивая с христианами из евреев (Кол. 4,14), что указывает на него как на единственного языческого писателя в НЗ. Евангелие от Луки и Деяния апостолов по объему превосходят все послания Павла, вместе взятые.
Внутреннее свидетельство усиливают внешние документы и церковные предания. Лексика (часто более точная в медицинских терминах, чем у других новозаветных писателей), наряду с литературным стилем греческого языка, подтверждает авторство культурного христианского врача из язычников, который к тому же хорошо и детально ознакомлен с еврейскими характерными особенностями. Любовь Луки к датам и точным исследованиям (например, 1,1-4; 3,1) выдвигает его в ряды первых историков Церкви.
III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Наиболее вероятная дата написания Евангелия – самое начало 60-х годов I века. Некоторые все же относят его к 75-85 гг. (или даже ко II веку), что вызвано, как минимум, частичным отрицанием того, что Христос мог в точности предсказать разрушение Иерусалима. Город был разрушен в 70 г. н.э., поэтому пророчество Господа должно быть записано прежде этой даты.
Поскольку почти все согласны в том, что Евангелие от Луки должно по времени предшествовать написанию книги Деяний апостолов, а Деяния заканчиваются пребыванием Павла в Риме около 63 г. н.э., то верной кажется более ранняя дата. Большой пожар в Риме и последующее преследование христиан, которых Нерон объявил виновниками (64 г. н.э.), а также мученичество Петра и Павла едва ли были бы оставлены без внимания первым церковным историком, если бы эти события уже произошли. Следовательно, наиболее очевидная дата – это 61-62 гг. н.э.
IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА
Греки искали человека, наделенного Божественным совершенством и одновременно сочетавшего в себе наилучшие черты мужчин и женщин, но без их недостатков. Таким представляет Лука Христа – Сына Человеческого: сильным и одновременно исполненным сострадания. Он подчеркивает Его человеческую природу.
Например, здесь больше, чем в других Евангелиях, акцентируется Его молитвенная жизнь. Часто упоминаются чувства симпатии и сострадания.
Возможно, именно поэтому здесь такое особое место занимают женщины и дети. Евангелие от Луки известно также как миссионерское Евангелие.
Это Евангелие направлено к язычникам, а Господь Иисус представлен как Спаситель мира. И, наконец, это Евангелие – пособие по ученичеству. Мы прослеживаем путь ученичества в жизни нашего Господа и слышим его подробное изложение, когда Он наставляет Своих последователей. В частности, именно эту черту будем прослеживать и мы в своем изложении. В жизни совершенного Человека мы будем находить элементы, создающие идеальную жизнь для всех людей. В Его несравненных словах мы будем находить путь Креста, к которому Он нас призывает.
Приступая к изучению Евангелия от Луки, давайте прислушаемся к призыву Спасителя, оставим все и последуем за Ним. Послушание – это инструмент духовного познания. Смысл Священного Писания станет яснее и дороже для нас, когда мы вникнем в описанные здесь события.
План
I. Предисловие: цель луки и его метод (1,1-4)
II. Приход Сына Человеческого и Его Предтеча (1,5 – 2,52)
III. Подготовка Сына Человеческого к служению (3,1 – 4,30)
IV. Сын Человеческий доказывает Свою силу (4,31 – 5,26)
V. Сын Человеческий объясняет Свое служение (5,27 – 6,49)
VI. Сын Человеческий расширяет Свое служение (7,1 – 9,50)
VII. Возрастающее противление Сыну Человеческому (9,51 – 11,54)
VIII. Учение и исцеление на пути в Иерусалим (гл. 12 – 16)
IX. Сын Человеческий наставляет Своих учеников (17,1 – 19,27)
X. Сын Человеческий в Иерусалиме (19,28 – 21,38)
XI. Страдания и смерть Сына Человеческого (гл. 22 – 23)
XII. Победа Сына Человеческого (гл. 24)