Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — Иоанн
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 5099 Все тексты автора Уильям МакДональд
6 глава
IV. ТРЕТИЙ ГОД СЛУЖЕНИЯ СЫНА БОЖЬЕГО: ГАЛИЛЕЯ (Гл. 6)
А. Четвертое чудо: насыщение пяти тысяч (6,1-15)
6,1 Выражение «после сего» означает, что после событий, описанных в главе 5, прошел некоторый период времени. Сколько – мы не знаем. Знаем только, что Иисус направился из окрестностей Иерусалима к морю Галилейскому. Когда говорится, что Он пересек море, это, вероятнее всего, означает, что Он прошел от северо-западного к северо-восточному побережью. Море Галилейское также известно как море Тивериадское, потому что город Тивериада находился на его западном побережье. Этот город, столица Галилейской провинции, был назван в честь римского императора Тиберия.
6,2-3 За Ним последовало множество народа не потому, что все они уверовали в Него как Сына Божьего, а, скорее, потому, что они видели чудеса, которые Он сотворил над больными.
Вера, основанная на чудесах, никогда не была угодна Богу так, как вера, основанная только на Его Слове. Слово Божье не нуждается для своего подтверждения в чудесах. Все, что Бог говорит, истинно. Оно никак не может быть ложно. Оно должно быть достаточным для каждого человека. «Иисус взошел на гору». Здесь гора может просто означать холмистую местность, то есть область у моря.
6,4 Не совсем ясно, почему Иоанн упомянул, что приближалась Пасха иудейская. Некоторые предполагают, что Господь Иисус имел в виду Пасху иудейскую, когда провозглашал в этой главе замечательную весть об истинном Хлебе жизни. Он не пошел в Иерусалим на эту Пасху. Иоанн говорил о Пасхе как иудейском празднике.
Действительно, она была установлена Богом в ВЗ. Он дал ее иудеям, и в этом смысле она была праздником иудейским. Но выражение «праздник иудейский» могло также означать, что Бог больше не признавал этот праздник одним из Своих, потому что иудеи превратили его в простой ритуал, лишенный какого-либо глубокого смысла. Он потерял подлинное значение и не был больше праздником Иеговы.
6,5 Иисуса не раздражало множество народа; Он не думал, что они нарушат Его покой или помешают провести время с учениками. Его первой мыслью было обеспечить людей едой.
Итак, Он обратился к Филиппу и спросил, где можно купить хлебов, чтобы накормить такое множество народа. Задавая этот вопрос, Иисус не надеялся получить ответ, Он хотел научить других. Он знал ответ, а Филипп – нет.
6,6 Господь собирался преподать Филиппу очень ценный урок и испытать его веру. Сам Иисус знал, что совершит чудо перед множеством народа. Но понимал ли Филипп, что Иисус способен совершить его? Великой или малой была вера Филиппа?
6,7 Очевидно, вера Филиппа не достигала самых больших высот. Он быстро произвел подсчет и решил, что даже на двести динариев не достаточно будет хлеба, чтобы каждому из присутствующих досталось хотя понемногу.
Мы не знаем точно, сколько хлеба можно было приобрести в то время на двести динариев, но, должно быть, это составляло очень большое количество. Поденный рабочий тогда зарабатывал один динарий в день.
6,8-9 Андрей был братом Симона Петра. Они жили недалеко от Вифсаиды, расположенной на побережье моря Галилейского. Андрей также не сомневался, что трудно накормить такое количество людей. Он заметил мальчика с пятью ячменными хлебами и двумя рыбками, но чувствовал, что этим почти бесполезно пытаться утолить голод такого множества. У этого паренька было мало провизии, но он хотел отдать ее в распоряжение Господа Иисуса. В результате его доброты эта история оказалась записанной во всех четырех Евангелиях. Он сделал немногое, но «немногое становится многим, если Бог присутствует в нем», и о нем стало известно во всем мире.
6,1 Велев людям сесть (буквально: «возлечь»), Господь Иисус позаботился о том, чтобы им было удобно. Обратите внимание: Он выбрал место, где было много травы. Не так легко найти такое место в той области, но Господь позаботился, чтобы такое количество людей находилось в чистом, приятном месте.
Отмечено, что людей (в греч. переводе «мужчин») был тысячи, то есть там были также женщины и дети. Количество пять тысяч упоминается для того, чтобы показать, какое небывалое чудо должно было произойти.
6,11 Иисус, взяв хлебы, воздал за них благодарение. Если Он делал это, прежде чем раздать пищу, как же мы должны благодарить Бога перед едой! Затем Он раздал пищу ученикам. Здесь для нас содержится конкретный урок. Господь Иисус не делал все Сам. Он поручил обслуживание другим. Кто-то хорошо сказал: «Вы делайте то, что можете делать; я буду делать то, что я могу делать; а Господь сделает то, что не можем сделать мы».
Прежде чем Господь раздал ученикам хлеб, он чудесным образом умножился. Точный момент, когда это чудо произошло, не записан, но мы знаем, что тех пяти хлебов и двух рыбок удивительным способом стало достаточно в руках Господа, чтобы насытить множество народа. Ученики пошли раздавать хлеб и рыбу возлежавшим. Всего было вдоволь, потому что ясно сказано: они раздали также и рыбы, сколько кто хотел.
Гриффит Томас пишет, что в этой истории красиво изображены: а) погибающий мир; б) беспомощные ученики; в) совершенный Спаситель. Это чудо являло собой истинное действие сотворения. Ни один простой человек не мог взять пять хлебов и две рыбки и умножить их настолько, чтобы насытить такое количество народа. Ктото хорошо сказал: «Была весенняя пора, когда Он благословил хлеб, но наступила жатва, когда Он преломил его». Истинно также и то, что «хлеб без благословения – хлеб неумноженный». (W. H. Griffith Thomas, The Apostle John: His Life and Writings, pp. 173,74.)
6,12 Здесь мы видим проявление удивительной чуткости. Если бы Иисус был простым человеком, Он никогда бы не побеспокоился об оставшихся кусках. Разве тот, кто может насытить пять тысяч человек, будет волноваться об оставшихся крошках! Но Иисус – Бог, и Бог не допускает никаких потерь от Своих щедрот. Он не хочет, чтобы мы теряли то драгоценное, что Он дал нам, поэтому постоянно напоминает нам о том, что оставшиеся куски должны быть собраны, чтобы ничего не пропало.
Многие люди пытаются найти объяснение этому чуду. Множество присутствовавших там, говорят они, видели мальчика, который отдал свои пять хлебов и две рыбки Иисусу. Это заставило их понять, насколько сами они были эгоистичны, когда не решились вынуть свои завтраки и поделиться ими друг с другом. Таким образом можно было бы обеспечить пищей каждого. Но ни одно из подобных рассуждений не объясняет факты, изложенные в следующем стихе.
6,13 После того как люди закончили есть, кусками от пяти хлебов наполнили двенадцать коробов. Было бы явно невозможным собрать так много хлеба, если бы каждый человек имел с собой завтрак. Человеческие объяснения кажутся смешными. Можно сделать только один вывод: свершилось небывалое чудо.
6,14 Люди сами признали, что это чудо. Они бы не сказали так, если бы просто съели свои завтраки. Они действительно были убеждены, что это чудо, подтверждающее, что Иисус – Тот Пророк, Который должен прийти в мир. Из ВЗ они знали о пришествии пророка и искали того, кто избавит их от гнета Римской империи. Они ждали земного монарха. Но их вера не была истинной. Они не желали согласиться с тем, что Иисус – Сын Божий, признать свои грехи и принять Его как Спасителя.
6,15 Увидев чудо, люди захотели сделать Иисуса царем. Опять же, если бы Иисус был обычным человеком, Он, конечно же, подчинился бы их желанию. Люди слишком озабочены собственным величием и стремлением занимать выдающееся положение. Но Иисус был чужд тщеславия и самовозвышения. Он понимал, что пришел в мир умереть на кресте для искупления грешников. Он не сделает ничего, противоречащего этой цели. Он не поднимется на трон до тех пор, пока не взойдет на алтарь жертвенника. Он должен пострадать, пролить кровь и умереть прежде, чем будет возвеличен.
Ф. Б. Мейер пишет:
«Как сказал св. Бернар, Иисус всегда удалялся, когда Его хотели сделать царем, и появился, когда Его хотели распять. Постоянно помня это, давайте, не колеблясь, присоединимся к замечательным словам Еффея Гефянина: «Жив Господь, и да живет господин мой царь: где бы ни был господин мой царь, в жизни ли, в смерти ли, там будет и раб твой» (2 Цар. 15,21). И Он, несомненно, ответит так же, как Давид ответил беглецу, который пришел, чтобы стать на его сторону: «Останься у меня, не бойся; ибо, кто будет искать моей души, будет искать и твоей души; ты будешь у меня под охранением». (Frederick Brotherton Meyer, Tried By Fire, p. 152.)
Б. Пятое чудо: Иисус идет по воде и спасает Своих учеников (6,16-21)
6,16-17 Настал вечер. Иисус удалился на гору один. Люди, очевидно, разошлись по домам, ученики остались сами. Они решили сойти к морю и приготовиться к переправе (через море Галилейское).
И, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря в Капернаум. Становилось темно. Иисуса с ними не было. Где Он был? Он молился на горе. Какая точная иллюстрация нынешних последователей Христа! Они находятся в бурном море жизни. Темно. Господа Иисуса нигде не видно. Но это не означает, что Он не знает о происходящем. Он находится на небесах, молясь за тех, кого любит.
6,18 Море Галилейское подвержено внезапным и сильным штормам. Ветры на большой скорости налетают с долины реки Иордан. Достигнув Галилейского моря, они вздымают высокие волны. Малым суденышкам небезопасно находиться в море в такое время.
6,19 Ученики проплыли около двадцати пяти или тридцати стадий. С человеческой точки зрения, они находились в большой опасности. В нужный момент они взглянули и увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке. Здесь описано еще одно удивительно чудо. Сын Божий шел по водам Галилейского моря. Ученики испугались, потому что до конца не осознавали, Кем был этот удивительный Человек.
Обратите внимание на то, как просто рассказана эта история. Иоанн сообщает нам весьма удивительные факты, но не использует высокопарных слов, чтобы произвести на нас впечатление величием происходящего. Он очень сдержан в изложении фактов.
6,20 Затем Господь Иисус сказал удивительные слова утешения: «Это Я, не бойтесь». Если бы Он был всего лишь человеком, их бы это здорово напугало. Но Он – могущественный Создатель и Повелитель вселенной. Когда Он с ними рядом, им нечего бояться. Он, сотворивший некогда Галилейское море, мог повелеть водам утихнуть и помочь Своим напуганным ученикам безопасно добраться до берега. Слова «это Я» буквально означают «Я ЕСМЬ». Уже вторично в Евангелии от Иоанна Иисус применил к Себе имя Иеговы.
6,21 Поняв, что это Господь Иисус, ученики хотели принять Его в лодку. И тотчас лодка пристала к берегу, куда они плыли. Здесь произошло еще одно чудо, которому нет объяснения. Им больше не нужно было грести. Господь Иисус мгновенно доставил их к берегу. Какая же это удивительная Личность!
В. Люди ищут знамение (6,22-34)
6,22 В этих стихах описан день, последовавший за насыщением пяти тысяч. Народ все еще находился на северо-восточном берегу Галилейского моря. Люди видели, как накануне вечером ученики входили в лодку, и знали, что Иисус не отправился с ними. Только одна лодка находилась в то время у берега, и ученики ею воспользовались.
6,23 На следующий день, близко к тому месту, где Господь Иисус насытил множество людей, пришли из Тивериады другие лодки. Но Господь не мог отплыть ни в одной из них, потому что они только что прибыли. Возможно, на этих лодках люди пересекли море и приплыли в Капернаум, как написано в следующих стихах.
6,24 Люди постоянно следили за Иисусом. Они знали, что Он удалился на гору молиться. Они знали, что Он не входил в лодку с учениками, переплывшими озеро. Однако на следующий день Его нигде не могли найти.
Они решили пересечь море и достичь Капернаума, где, скорее всего, находятся ученики. Они не могли предположить, что Иисус мог быть там, но в любом случае решили искать Его.
6,25-26 Прибыв в Капернаум, они нашли Его там. Они не могли скрыть свое любопытство и спросили, когда Он сюда пришел.
Иисус не ответил на их вопрос прямо. Он понял, что они искали Его не потому, что Он – Иисус, а, скорее, из-за пищи, которую Он дал им. Они видели, что в тот день Он сотворил великое чудо. Это должно было убедить их, что Он действительно Творец и Мессия. Но их интерес распространялся только на пищу. Они ели чудесный хлеб, и их голод был утолен.
6,27 Поэтому, прежде всего, Иисус посоветовал им не стараться о пище тленной. Господь не имел в виду, что они не должны работать и добывать хлеб насущный; Он только предостерег, что это не должно быть высшей целью их жизни. Удовлетворение естественных потребностей – не самое важное в жизни. Человек состоит не только из тела, но также из духа и души. Мы должны заботиться о пище, пребывающей в жизнь вечную. Человек не должен жить так, словно его тело – это все, что у него есть. Он не должен посвящать все силы и таланты насыщению своего тела, которое вскоре съедят черви. Он больше должен заботиться о своей душе – день за днем питать ее Словом Божьим. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». Мы должны неустанно трудиться, чтобы приобрести лучшее познание в Слове Божьем.
Говоря, что Бог Отец положил печать Свою на Нем, Господь Иисус подразумевал, что Бог послал Его и одобрил Его служение. Когда мы ставим на документе свою печать, мы заверяем истинность написанного. Бог «положил печать» на Сына Человеческого в том смысле, что подтвердил истинность слов Иисуса.
6,28 В свою очередь, люди спросили Господа, что им делать, чтобы творить дела Божьи. Человек всегда пытается заработать себе доступ на небеса.
Ему приятно сознавать, что он может что-то сделать, чтобы заслужить спасение. Если он так или иначе может способствовать сохранению своей души, то он способен найти почву для хвастовства; и это доставляет ему огромное удовольствие.
6,29 Иисус видел их лицемерие. Они делали вид, что желают трудиться для Бога, однако не хотели иметь никакого дела с Сыном Божьим. Иисус указал им, что, прежде всего, они должны уверовать в Посланного Богом. Подобную ситуацию мы наблюдаем и сегодня. Многие хотят получить право доступа на небо посредством добрых дел. Но прежде чем совершать добрые дела для Бога, они должны сначала уверовать в Господа Иисуса Христа. Добрые дела не предшествуют спасению; они следуют за ним. Единственное доброе дело, которое грешник может совершить, – это признать свои грехи и принять Христа как Господа и Спасителя.
6,30 Этот стих еще раз доказывает испорченность человеческих сердец. Только вчера люди видели, как Господь Иисус насытил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками. Сегодня же они пришли к Нему и спросили, каким знамением Он может подтвердить Свое заявление о том, что Он Сын Божий. Как и большинство неверующих, они хотели сначала увидеть, а потом поверить: «Чтобы мы увидели и поверили Тебе». Но это – нарушение Божьего порядка. Бог говорит грешникам: «Если вы уверуете, то будете видеть». Вера всегда должна предшествовать.
6,31 Ссылаясь на ВЗ, иудеи напомнили Иисусу о чуде с манной небесной в пустыне. (Манна представляла собой маленькие белые съедобные крупинки, которые Бог чудесным образом послал израильтянам в пустыне. Они должны были собирать манну на земле каждое утро первые шесть дней недели.) Вероятно, они хотели сказать, что Иисус никогда не творил ничего, подобного этому чуду. Они цитировали Псалом 77,24-25, где написано: «Хлеб с неба дал им есть». Они подразумевали, что Моисей низвел пищу с небес, что Господь не был столь же велик, как Моисей, потому что Он только умножил имеющуюся пищу!
6,32 Ответ Господа содержит, по крайней мере, две мысли. Прежде всего, не Моисей дал им манну, но Бог.
Более того, манна не была истинным духовным хлебом с небес. Манна была натуральным продуктом, предназначенным для насыщения плоти, которая не имеет никакого значения за пределами этой жизни. Господь Иисус здесь говорит об истине – идеальном и истинном хлебе, который Бог дает с неба. Это хлеб для души, а не для тела. Слова «Отец Мой» – заявление Христа о Своей Божественности.
6,33 Господь Иисус указал на Себя как на хлеб Божий, который сходит с небес и дает жизнь миру. Он показал превосходство хлеба Божьего над манной в пустыне. Манна не даровала жизнь, она только поддерживала физическое существование. Она предназначалась не для всего мира, а только для Израиля. Истинный хлеб сходит с небес и дает жизнь людям – не только одному народу, но всему миру.
6,34 Иудеи все еще не понимали, что Господь Иисус говорил о Себе как об истинном Хлебе, и попросили подавать им всегда такой хлеб. Они все еще имели в виду буквальный хлеб. К сожалению, в их сердцах не было никакой истинной веры.
Г. Иисус – хлеб жизни (6,35-65)
6,35 Тогда Иисус изложил истину просто и ясно. Он есть хлеб жизни. Приходящие к Нему найдут в Нем все для удовлетворения духовного голода раз и навсегда. Уверовавшие в Него не будут жаждать никогда. Обратите внимание на слова «Я есмь» в этом стихе и признайте, что Господь заявляет о равенстве с Иеговой. Было бы безумием, если бы греховный человек произнес слова из стиха 35. Ни один простой человек не может удовлетворить свой голод или жажду, тем более духовные потребности целого мира!
6,36 В стихе 30 неверующие иудеи попросили Господа о знамении, увидев которое, они смогут поверить. Здесь Иисус говорит, что они уже видели Его – самое величайшее из всех знамений – и, однако же, не веруют. Если Сын Божий стоял перед ними, исполненный совершенства, а они Его не узнавали, то напрасно предполагать, что любое явленное Им знамение убедило бы их.
6,37 Неверие иудеев не обескураживало Господа. Он знал, что все, намеченное Отцом, будет выполнено. Даже если беседующие с Ним иудеи не принимали Его, Он знал, что избранные Богом придут к Нему. Пинк пишет следующее: «Понимание непобедимости вечных Божьих планов дает спокойствие, равновесие, мужество, настойчивость, которые ничто другое не может дать». Этот стих очень важен, потому что в нескольких словах раскрывает две из наиважнейших доктрин Библии. Первая: Бог даровал определенных людей Христу и все, кого Он дал Ему, будут спасены. Вторая: доктрина об ответственности человека. Для того чтобы обрести спасение, человек должен прийти к Господу Иисусу и принять Его верой. Бог избирает определенных людей к спасению, но Библия нигде не учит, что Он избирает кого-то для проклятия. Если кто-то получает спасение – это дар благодати Божьей. Но если кто-то навсегда погибает, то по собственной вине. Все люди осуждены за их испорченность и греховность.
Если бы все люди оказались в аду, они получили бы то, что заслужили. Но Бог, по Своей благодати, снисходит и из всего человечества спасает отдельных людей. Имеет ли Он право делать это? Конечно, имеет. Бог может делать все, что считает нужным, и никто не может оспаривать это Его право. Мы знаем, что Бог никогда не поступит ошибочно или несправедливо.
Библия учит, что Бог предопределил некоторых людей к спасению, но она точно так же учит и тому, что человек ответственен за то, примет ли он Евангелие. Божье приглашение обращено ко всем без исключения; если человек уверует в Господа Иисуса Христа, он спасется. Бог не спасает людей вопреки их желанию. Человек должен прийти к Нему в раскаянии и вере. И тогда Бог спасет его. Никто приходящий к Богу через Христа не будет изгнан.
Человеческий разум не может примирить эти два учения. Однако мы должны верить им, даже если не можем понять. Это библейские учения, которые ясно здесь изложены.
6,38 В стихе 37 Господь Иисус сказал, что все планы Божьи по спасению тех, кто придет к Нему, в конечном счете осуществятся. Поскольку это воля Отца, Господь будет делать все возможное для ее осуществления, так как Его миссия – творить волю Божью. «Я сошел с небес», – сказал Христос, ясно давая знать, что Его жизнь не началась в вифлеемских яслях. Он существовал с Богом Отцом на небесах от вечности. Он сошел в мир послушным Сыном Божьим. Он добровольно занял положение слуги, чтобы исполнить волю Своего Отца. Это не означает, что у Него нет Своей воли, скорее, Его собственная воля находится в совершенном согласии с волей Божьей.
6,39 Воля Отца заключается в том, чтобы каждый, кого Он дал Христу, был спасен и сохранен до воскресения в последний день, когда он будет воскрешен и принят в небесную обитель.
Слово «ничего» относится к верующим. Здесь Иисус говорил не об отдельных верующих, а о всем Теле Христовом – тех, которые будут спасены в течение многих лет. Господь Иисус ответственен за то, чтобы ни один член Тела не погиб, но чтобы все Тело воскресло в последний день.
Что касается христиан, то для них последний день будет днем, когда Господь Иисус явится на облаках. Тогда прежде восстанут из мертвых те, кто при жизни уверовал во Христа, затем изменятся живущие верующие, и все вместе будут восхищены, чтобы встретиться с Господом в воздухе и быть с Ним всегда. Для иудеев это означает пришествие Мессии в славе.
6,40 Далее Господь продолжает объяснять, как человек становится членом искупленной семьи. Воля Божья в том, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную. Здесь видеть Сына означает: видеть Его не телесными глазами, а глазами веры.
Нужно увидеть, то есть признать, что Иисус Христос – Сын Божий и Спаситель мира, а затем поверить в Него. Это означает, что вера его должна проявиться в принятии Господа Иисуса как личного Спасителя. Все верующие уже здесь, на земле, имеют жизнь вечную, а также получают уверенность в том, что будут воскрешены в последний день.
6,41 Народ был совершенно не готов принять Господа Иисуса и возроптал на Него. Иисус утверждал, что Он хлеб, сшедший с небес. Люди поняли, что это весьма значительное притязание. Ни простой человек, ни даже большой пророк не могли сойти с небес. Итак, они роптали на Него, потому что не желали верить Его словам.
6,42 Они знали, что Иисус – сын Иосифов. В этом, конечно, они были неправы. Иисус рожден от девы Марии. Иосиф не был Его отцом. Наш Господь был зачат от Духа Святого. Отказ верить в непорочное зачатие привел их к слепоте и неверию. То же самое наблюдается и сегодня. Отказывающиеся принимать Господа Иисуса как Сына Божьего, родившегося в мир от непорочной девы, обрекают себя на отрицание всех великих истин, касающихся Личности и деяний Христа.
6,43 Хотя люди и не говорили это Ему в глаза, Иисус знал все, о чем они переговаривались, и, в ответ, предостерег их, чтобы они не роптали между собой. Следующие стихи объясняют, почему их ропот был бесполезным и ненужным. Чем больше иудеи отвергали свидетельство Господа Иисуса, тем сложнее становились Его поучения. «Свет отверженный есть свет отрицаемый». Чем больше они отвергали Благую Весть, тем тяжелее им становилось принять эту весть. Если Господь говорил им о простых вещах, и они не поверили, то если Он будет излагать им более трудные вещи, они тем более не поймут, что Он говорит.
6,44 Сам по себе человек крайне безнадежен и беспомощен. Он даже не в силах сам прийти к Иисусу. До тех пор, пока Отец не начнет работать в его сердце и жизни, он никогда не поймет весь ужас своей вины и нужду в Спасителе. Многим людям этот стих кажется трудным. По их мнению, он учит тому, что человек может желать спасения, но не иметь возможности найти его. Это не так. В действительности, стих учит, что вначале Бог действует в наших сердцах и находит нас, чтобы привлечь к Себе. Нам предоставлен выбор: принять Господа Иисуса или отказаться от Него. Но если Бог не заговорит с нашим сердцем, у нас никогда не возникнет желание искать Его. Еще раз Господь подтвердил обещание, что Он воскресит каждого истинного верующего в последний день.
Как мы уже видели, оно относится к пришествию Христа за Своими святыми, когда мертвые воскреснут, а живущие преобразятся. Оно относится только к верующим.
6,45 Четко утверждая, что никто не может прийти к Нему до тех пор, пока его не привлечет Отец, Господь продолжает объяснять, как Отец привлекает людей. Прежде всего, Он цитирует Исаию (54,13): «И будут все научены Богом». Бог не только просто выбирает отдельных людей. Он производит в них какую-то работу. Он говорит к их сердцам через Свое драгоценное Слово.
Затем подключается личная воля человека. Откликнувшиеся на учение Слова Божьего и научившиеся у Отца придут ко Христу. Здесь снова мы видим, что две великие истины – суверенитет Бога и свобода выбора человека – помещены в Священном Писании рядом. Они показывают нам, что спасение имеет как Божественную, так и человеческую стороны.
Говоря «у пророков написано», Иисус, естественно, подразумевал книги пророков. Он, в частности, имел в виду книгу Исаии, но мысль, которую Он выражал, можно найти у всех пророков. Только через учение Слова Божьего и действие Духа Божьего люди тянутся к Богу.
6,46 То, что людей учит Бог, не означает, что они видели Его. Единственный, Кто видел Отца, – Тот, Кто пришел от Бога, то есть Сам Господь Иисус.
Все наученные Богом получили наставление о Господе Иисусе Христе, потому что главной темой учения Божьего является Сам Христос.
6,47 Стих 47 – одно из самых ясных и самых кратких изложений пути спасения во всем Слове Божьем. Господь Иисус сформулировал его в словах, которые вряд ли можно истолковать превратно: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Обратите внимание: Он предварил эти важные слова Своим решительным «истинно, истинно говорю вам». Это один из многих стихов НЗ, который учит, что спасение даруется не по делам, не в результате соблюдения закона или «золотого правила», не по принадлежности к Церкви, но просто по вере в Господа Иисуса Христа.
6,48-49 Здесь Господь Иисус заявляет, что Он есть хлеб жизни, о котором Он упоминал. Естественно, «хлеб жизни» означает хлеб, который дает жизнь тем, которые его едят. Иудеи ранее вспоминали о манне в пустыне и просили Господа Иисуса сотворить пищу, столь же замечательную, как та. Здесь Господь напомнил им, что отцы их ели манну в пустыне и умерли. Иными словами, манна предназначалась только для этой жизни. Она была бессильна дать вечную жизнь тем, кто ее ел. Выражением «отцы ваши» Господь отделял Себя от погибающего человечества и подразумевал Свою Божественность.
6,50 В отличие от манны, Господь Иисус говорил о Себе как о хлебе, сходящем с небес. И тот, кто будет есть этот хлеб, не умрет. Это не означало, что он не умрет физически, но он будет иметь вечную жизнь на небесах. Даже если он и умрет физически, его тело воскреснет в последний день и он будет пребывать с Господом вечно.
В этом и в следующих стихах Господь Иисус неоднократно говорит о людях, ядущих Его Плоть. Что Он подразумевает под этим? Означает ли это, что люди должны есть Его Плоть буквально? Безусловно, эта идея невозможна и отталкивающа. Некоторые, однако, думают, что Он имел в виду учение, согласно которому мы должны есть Его Плоть во время причастия: якобы хлеб и вино чудесным образом превращаются в Тело и Кровь Христа, и, чтобы иметь спасение, мы должны причащаться этих видимых знаков.
Но Иисус не говорил этого. Из контекста ясно, что есть Его Плоть – значит верить в Него. Когда мы верим в Господа Иисуса Христа как нашего Спасителя, мы соединяемся с Ним верой. Мы получаем привилегию приобщиться к Его Личности и Его делам. Августин сказал: «Верьте и насытитесь».
6,51 Иисус – хлеб живый. Он не только имеет жизнь в Себе, но и дает жизнь. Ядущий хлеб сей будет жить вовек. Как это может быть? Как Господь может дать жизнь вечную виновным грешникам? Ответ дан в последней части этого стиха: «…хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Здесь Господь Иисус предсказал Свою смерть на кресте. Он отдаст свою жизнь во искупление грешников. Тело Его будет изранено, и кровь Его будет пролита в жертву за грехи. Своей смертью Он искупит грех. Он возьмет на Себя возмездие за наши грехи. Почему Он так поступит? Он сделает это за жизнь мира. Он умрет не только за иудейский народ или за избранных. Его смерть будет иметь решающее значение для всего мира. Это, естественно, не означает, что будет спасен весь мир, но совершенного Господом Иисусом на Голгофе достаточно для того, чтобы спасти весь мир, если все люди придут к Иисусу.
6,52 Иудеи все еще думали о материальном хлебе и плоти. Их мысли были неспособны подняться выше земного. Они не понимали, что Господь Иисус использовал материальное для того, чтобы преподать духовные истины. Тогда они стали спорить между собою, говоря: как Он может дать есть Свою Плоть другим? Парашют откроется только после вашего прыжка из самолета. Вера предшествует видению и готовит вашу душу для понимания, сердце – для веры, волю – для послушания. На все ваши «Как?» ответ один: подчиниться власти Христа, подобно Павлу, который взывал: «Господи, что Ты повелишь мне делать?»
6,53 Поскольку Иисус был всеведущим, Он прекрасно знал мысли и разговоры иудеев. Он серьезно предупредил их: если они не будут есть Плоти Его и пить Крови Его, то не будут иметь в себе жизни. Это не относится к хлебу и вину, которые используются при Вечере Господней. В ночь, когда совершалась Вечеря Господня и был предан Господь, тело Его еще не было поругано и кровь Его еще не была пролита. Ученики причащались хлебу и вину, но они не ели Его плоти и не пили Его крови в буквальном смысле. Этими словами Господь Иисус всего лишь утверждал, что пока мы не примем верой значение Его смерти за нас на Голгофе, мы не получим спасение. Мы должны верить в Него, принять Его, довериться Ему и принадлежать Ему.
6,54 Сравнив этот стих со стихом 47, мы ясно поймем, что есть Плоть Его и пить Кровь Его – значит верить в Него. В стихе 47 мы читаем: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную». Из стиха 54 мы узнаем, что ядущий Его Плоть и пьющий Его Кровь имеет жизнь вечную. Теперь все, что равно одному и тому же, равно между собою.
Есть Плоть Его и пить Кровь Его – значит верить в Него. Все верующие в Него воскреснут в последний день. Разумеется, воскреснут тела тех умерших, которые уверовали в Господа Иисуса.
6,55 Плоть Господа Иисуса истинно есть пища, и Кровь Его истинно есть питие. (В тексте NU читаем: «…истинная пища… истинное питье», но значение их, по сути, одинаковое.) Они противопоставляются пище и питью этого мира, имеющим только временное значение. Смерть же Господа Иисуса имеет непреходящее значение. Тот, кто причащается Ему верой, получает жизнь вечную.
6,56 Между Ним и верующими в Него существует очень тесное единение. Ядущий Его Плоть и пьющий Его Кровь пребывает в Нем, и Он – в том человеке. Это наиболее близкое и тесное единство. Когда мы едим обычную пищу, мы глотаем ее, и она становится частью нас самих. Когда мы принимаем Господа Иисуса как нашего Избавителя, Он входит в нашу жизнь, чтобы пребывать в нас, а мы чтобы пребывали (постоянно жили) в Нем.
6,57 Далее Господь привел еще одну иллюстрацию тесной взаимосвязи между Ним и Его людьми. Примером послужило Его личное единство с Богом Отцом. Живой Отец послал Господа Иисуса в мир. (Выражение «живой Отец» означает «Отец – источник жизни».) Хотя Иисус и пришел в этот мир как Человек, Он жил Отцом, то есть благодаря Отцу Он жил в самом близком единении и гармонии с Богом Отцом. Бог был центром и содержанием Его жизни. Его целью было выполнение воли Бога Отца. На земле Он был обычным Человеком, и мир не понимал, что Он Бог, сущий во плоти. Он не был понят миром, но все равно составлял одно целое со Своим Отцом. Они жили в самой близком единении. Именно так соединены верующие с Господом Иисусом. Их в этом мире не понимают, ненавидят и часто преследуют. Не потому, что они поверили и доверились Господу Иисусу, а потому что живут Им. Их жизни тесно переплетены с Его жизнью, и эта жизнь будет длиться вечно.
6,58 Этот стих, по-видимому, подводит итог всему сказанному Господом в предыдущих стихах. Иисус есть хлеб, сшедший с небес. Он превосходит манну, которую отцы ели в пустыне.
Тот хлеб имел лишь временное значение. Он нужен был только в этой жизни. Но Христос – Хлеб Божий, дающий жизнь вечную всем, кто ест Его.
6,59 С северо-восточного побережья Галилейского моря народ последовал за Иисусом и Его учениками в Капернаум, и, вероятно, многие нашли Иисуса в синагоге, где Он проповедовал им о Хлебе жизни. (Синагога – место собрания религиозных иудеев, но она не то же самое, что храм в Иерусалиме, где можно было совершать жертвоприношения.)
6,60 К этому времени за Господом Иисусом следовало намного больше учеников, чем двенадцать, избранных Им поначалу. Любой, следовавший за Ним и утверждавший, что принял Его учение, считался учеником. Однако не все, называвшие себя Его учениками, были истинными верующими. В этом стихе описано, как многие из утверждавших, что являются Его учениками, говорили: «Какие странные слова». Они имели в виду, что учение Иисуса оскорбительно. Не потому, что они многого не понимали, а потому, что им было неприятно принять его. Говоря: «Кто может это слушать?», – они подразумевали: «Кто может стоять и слушать такое оскорбительное учение?»
6,61 Опять мы находим доказательство того, что Господь был всеведущим. Иисус знал все, о чем говорили ученики. Он знал, что они ропщут, услышав Его утверждение о том, что Он сошел с небес; что им неприятно слышать, как Он предлагает людям есть Плоть Его и пить Кровь Его, чтобы иметь жизнь вечную. Итак, Он спросил их: «Это ли соблазняет вас?»
6,62 Им не понравились Его слова о том, что Он сошел с небес. Теперь Он спросил, что они подумают, если увидят Его восходящим снова на небеса. Он знал, что это произойдет после Его воскресения. Их также оскорбило Его заявление о том, что люди должны есть Его Плоть. Что они подумают, когда увидят, как Плоть восходит туда, где была прежде? Как люди смогут буквально есть Его Плоть и пить Его Кровь после того, как Он возвратится к Отцу?
6,63 Эти люди думали о буквальной плоти Христа, а Он говорил, что вечную жизнь можно получить не посредством насыщения плоти, а только через действие Святого Духа Божьего. Плоть не может дать жизнь; только Дух животворит. Они приняли Его слова в буквальном значении и не поняли, что их надо понимать духовно. Господь Иисус объяснил им, что слова, которые Он говорит, суть дух и жизнь; когда Его слова «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь» поймут духовно, то есть уверуют в Него, тогда принявшие их получат жизнь вечную.
6,64 Даже после этого объяснения Господь знал, что некоторые из Его слушателей не понимают Его и не поверят. Помехой служила не столько их неспособность, сколько их нежелание. Иисус от начала знал, что некоторые из Его мнимых последователей неверующие, а один из Его учеников предаст Его. Конечно, Иисус знал все это от вечности, но здесь, возможно, имеется в виду, что Он знал это с самого начала Своего служения на земле.
6,65 Иисус объяснил, что проблема в их неверии, о котором Он уже говорил им, и что никто не может прийти к Нему, если то не дано будет ему от Отца Его. Такие слова ущемляют гордость человека, полагающего, что он может заработать или заслужить спасение. Господь Иисус говорит, что даже право прийти к Нему исходит только от Бога Отца.
Д. Разная реакция на слова Спасителя (6,66-71)
6,66 Слова Господа Иисуса оказались неприятными для многих, следовавших за Ним. Они оставили Его и больше не желали иметь с Ним общение. Эти ученики никогда не были истинными верующими. Они следовали за Господом по различным причинам, но без истинной любви к Нему или понимания того, Кем Он был.
6,67 После этого Иисус обратился к двенадцати ученикам и спросил, не хотят ли и они отойти.
6,68 Ответ Петра заслуживает внимания. Он сказал следующее: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. Если мы оставим Тебя, то нам больше не к кому идти. Оставить тебя – значит обречь себя на погибель».
6,69 Говоря от имени двенадцати, Петр добавил: они уверовали и познали, что Господь Иисус – Мессия, Сын Бога живого. (В NU читаем: «Ты – святый Божий».) Обратите внимание на порядок слов «уверовали и познали». Прежде всего, они уверовали в Господа Иисуса Христа, а затем узнали, что Он действительно Тот, за Кого Себя выдавал.
6,70 В стихах 68 и 69 Петр вместо слов «двенадцать учеников» использовал слово «мы». В стихе 70 Господь Иисус поправил его. Он не должен так уверенно заявлять, что все двенадцать – истинные верующие. Господь действительно избрал двенадцать учеников, но один из них был дьявол. Среди них находился один, который не разделял взгляды Петра на Господа Иисуса Христа.
6,71 Господь Иисус знал, что Иуда Искариот собирается предать Его. Он знал, что Иуда никогда по-настоящему не воспринимал Его как Господа и Спасителя. Здесь вновь мы видим совершенное знание Господа. Также мы имеем доказательство того, что Петр ошибался, говоря от имени всех учеников!
Разговор о хлебе жизни наш Господь начал с довольно простого учения. Но в ходе беседы стало ясно, что иудеи отвергают Его слова. Чем больше они закрывали свои сердца и умы для правды, тем более трудным становилось это учение. В заключение Иисус сказал о том, что надо есть Его Плоть и пить Его Кровь. Это было уж слишком!
Они сказали: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» – и отошли от Него. Неприятие истины приводит к закономерной слепоте. Они не хотели видеть, и потому подошли к тому пределу, когда уже не могли видеть.