12 глава

В. Гонения Ирода на христиан и его смерть (12,1-23)

12,1-2 Сатана без устали продолжал нападки на Церковь. В этот раз преследования начал царь Ирод. Это был Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого. Римский император Клавдий назначил его царем Иудеи. Ирод соблюдал закон Моисея и шел на все, чтобы угодить иудеям. Придерживаясь этой политики, он преследовал некоторых из принадлежащие к церкви и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.

Это тот самый Иаков, который вместе с Петром и Иоанном был на горе Преображения с нашим Господом; и это его мать просила, чтобы ее два сына сидели рядом с Христом в Его Царстве.

Глава 12 позволяет провести интересное исследование путей Господних для Его народа. Иаков погиб от рук врага, а Петр чудесным образом был спасен. Человеческий разум задается вопросом, почему предпочтение было отдано Петру. Вера же основывается на любви и мудрости Божьей, зная, чтоЗло, что Господь благословил, нам благом обернется;Добро, коль не освящено, лишь болью отзовется.И справедливым будет то, что кажется обидой,Все в воле Божьей, и она – сама тебе наградой.

(Фредерик В. Фабер)

12,3-4 Иудеи с такой радостью восприняли казнь Иакова, что Ирод решил сделать то же самое и с Петром. Однако к тому времени уже начались дни опресноков, а во время религиозных праздников не принято казнить. К тому же иудеи были слишком заняты своими обрядами и не оценили бы ту услугу, которую собирался им оказать Ирод. Поэтому он на время праздников приказал посадить Петра в темницу Апостола охраняли шестнадцать солдат в четырех четверицах.

12,5 Церковь в Иерусалиме горячо молилась о Петре, особенно потому, что смерть Иакова была еще слишком свежа в их памяти. Дж. К. Морган пишет: «Сила прилежной непрестанной молитвы была могущественней Ирода, могущественней самого ада».

12,6-11 В ту ночь, когда Ирод решил вывести его, Петр крепко спал в оковах между двумя воинами. Кто-то назвал его сон триумфом веры. Он, вероятно, помнил Господне обетование о том, что доживет до старости (Ин. 21,18) и поэтому знал, что Ирод не сможет убить его раньше. Внезапно явился Ангел Господень, и камера озарилась светом. Легко толкнув Петра в бок, ангел велел ему скорее встать. Туг же оковы упали с рук его. Затем коротко и четко ангел приказал Петру одеться, обуться, завернуться в плащ и идти за ним. Изумленный, Петр тем не менее следовал за ангелом, минуя первую и вторую стражу тюрьмы. Когда они пришли к железным воротам, те отворились сами, как будто в них был вставлен современный фотоэлемент. Лишь после того как они прошли одну улицу города и ангел исчез, Петр пришел в себя и осознал, что это не сон, но что Господь чудесным образом избавил его из руки Ирода и иудеев.

12,12 Когда Петр остановился, чтобы подумать, он вспомнил, что ученики молятся в доме Марии, матери Иоанна Марка. Вероятно, это было молитвенное собрание, длившееся всю ночь, так как спасение Петра из тюрьмы произошло в ранние утренние часы.

12,13-15 Петр постучался у ворот и стал ждать. Служанка по имени Рода (греч. «Роза») вышла послушать, но так разволновалась, когда услышала голос Петра, что забыла отворить ворота. Она вбежала в дом сообщить эту прекрасную новость молящимся. Те подумали, что она сошла с ума и, не колеблясь, сказали ей об этом, но она утверждала, что апостол действительно стоит у ворот. Они говорили: «Это, должно быть, его ангел», но она продолжала настаивать, что это Петр.

Этих христиан часто упрекают за неверие в силу молитвы: они действительно удивились, когда Бог ответил на их молитвы. Но такая критика, вероятно, вызвана нашей собственной неуверенностью. Вместо того чтобы упрекать других, нам следует радоваться, что Бог отвечает и на такую молитву, без веры. Все мы склонны быть «неверящими верующими».

12,16-17 Петр же в это время стоял у ворот, продолжая стучать. Когда они наконец отворили и он вошел, все их сомнения исчезли и они разразились криками радости. Он быстро успокоил их, коротко рассказал о своем чудесном спасении, попросил сообщить об этом Иакову (вероятно сыну Алфея) и братьям и затем вышел. Куда он отправился, неизвестно.

12,18-19 Когда наступило утро и отсутствие Петра было обнаружено, злополучных воинов охватила паника. Для Ирода же то, что его перехитрили, было весьма чувствительным ударом по самолюбию. Рассказ воинов звучал весьма неубедительно. На самом деле беспомощность их оправданий, вероятно, приводила царя в еще большую ярость, поэтому он приказал казнить их. После того он отправился в Кесарию лечить свое уязвленное самолюбие.

12,20 По какой-то неизвестной причине Ирод был раздражен на тирян и сидонян, жителей двух торговых портов на Средиземном море. Жители этих городов воспользовались пребыванием Ирода в Кесарии, чтобы вновь снискать его расположение, поскольку им жизненно необходимо было ввозимое из Иудеи зерно. Поэтому они склонили на свою сторону Власта, постельника царского, и через него добивались восстановления дипломатических отношений.

12,21-23 В один из дней Ирод во всем своем царском великолепии вышел говорить с народом. Люди в исступлении кричали: «Это голос Бога, а не человека!» Он даже и не пытался уклониться от божественных почестей или воздать славу Богу. За то Ангел Господень поразил его ужасной болезнью, и он умер. Это произошло в 44 г. н.э.

Таким образом, казнивший Иакова в угоду иудеям сам был поражен рукой Того, Кто может погубить в аду не только тело, но и душу. Ирод пожал то, что посеял.

Г. Первое миссионерское путешествие Павла: Галатия (12,24 – 14,28)

12,24 Все это время Благая Весть неуклонно распространялась. Гнев человеческий Бог обращает Себе во славу, и остаток гнева Он укрощает (Пс. 75,11). Он уничтожает замыслы народов, но совет Господень стоит вовек (Пс. 32,10-11).

12,25 Исполнив поручение в Иерусалиме – передав дар антиохийцев, —Варнава и Савл возвратились в Антиохию, взяв с собой Марка, племянника Варнавы, который позднее написал второе Евангелие. (И в Александрийском, и в большинстве других текстов говорится «в Иерусалим». Так как в 13,1 Варнава и Павел снова в Антиохии, возможно, переписчики «исправили» это на «из»).

Неизвестно, были ли Варнава и Савл в Иерусалиме во время убийства Иакова, заточения Петра или смерти Ирода.

Многие комментаторы Библии считают, что глава 13 является своего рода переломным моментом в книге Деяний. Некоторые даже заходят так далеко, что называют ее и последующие главы вторым томом Деяний. На первый план в повествовании теперь выдвигается апостол Павел, а центром, из которого Благая Весть расходится во всех направлениях к язычникам, становится Антиохия в Сирии.