22 глава

22,1-2 Апостол поступил мудро, обратившись к толпе иудеев на арамейском, а не греческом языке. Услышав свой родной язык, они были приятно удивлены, и их крики стихли, по крайней мере, на некоторое время.

22,3-5 Вначале Павел рассказал о своем происхождении: о том, что он иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, что воспитывался он при ногах хорошо известного иудейского законоучителя Гамалиила и был наставлен в иудаизме. Особо подчеркнул он то, что был ревностным иудеем. Он гнал христианскую веру, бросая в темницы тех, кто веровал в Иисуса. Первосвященник и синедрион могли засвидетельствовать рвение и основательность, с которыми он делал это. Именно от них он получил письма, уполномочившие его идти в Дамаск и привести тамошних христиан в Иерусалим на истязание.

22,6-8 До сих пор иудеи могли понять все, что говорил Павел, и если бы они были честны сами с собой, то должны были согласиться с тем, что все это правда. Теперь апостол хотел рассказать им о событии, которое полностью изменило всю его жизнь. Им самим предстояло решить, произошло ли это по воле Божьей.

Когда Павел был в пути к Дамаску, осиял его великий свет с неба. Здесь впервые упоминается о том, что это произошло около полудня – то есть свет этот был более ярким и ослепительным, чем солнце в зените. Упав на землю, пораженный силой света, преследователь услышал голос с неба, говоривший: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Спросив, он узнал, что с неба с ним говорил Иисус Назорей. Назарянин воскрес из мертвых и был прославлен на небесах.

22,9 Люди, путешествовавшие вместе с Павлом, видели свет и слышали звук голоса (9,7), но не могли разобрать слов. Говоря точнее, они слышали шум, но не речь.

22,10-11 После этого разговора с Господом жизни и славы Павел обратился к Спасителю духом, душой и телом. Об этом свидетельствует его во прос: «Господи, что мне делать?» Господь Иисус направил его в Дамаск, и там он должен был получить указания. Павла, ослепленного сиянием славы Христовой, за руку привели в город.

22,12 В Дамаске к нему пришел Анания. Своим слушателям-иудеям Павел описывает его как мужа благочестивого по закону, одобряемого всеми иудеями, живущими в Дамаске. Свидетельство такого человека было важным подтверждением рассказа об обращении Павла.

22,13 Называя Павла братом Савлом, Анания приказал ему прозреть. Тогда Павел впервые увидел его.

22,14-16 Из стихов 14-16 мы, наконец, узнаем, что Анания сказал Павлу:

«Бог отцов наших предызбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал; итак, что ты медлишь? встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа (Иисуса)».

В этих стихах необходимо отметить несколько важных моментов. Во-первых, Анания утверждает, что события на пути в Дамаск произошли по воле Бога отцов наших. Для иудеев противиться тому, что произошло, значило бы противиться Богу. Во-вторых, Анания сказал Павлу, что он будет свидетелем Господу перед всеми людьми. Это должно было подготовить слушателей-иудеев к сообщению Павла о том, что он был послан к язычникам. Наконец, Павлу было сказано встать, креститься и омыть свои грехи.

Стих 16 неправильно используется для проповеди духовного возрождения во время совершения крещения. Возможно, стих этот касается Павла только как иудея, которому необходимо было отмежеваться от народа, отвергнувшего Христа, приняв водное крещение (см. комментарий к 2,38).

Более простое решение подсказывается грамматической конструкцией оригинала. В греческом тексте личный глагол, определяемый деепричастием, стоит в каждой половине стиха. Буквальный перевод звучал бы так: «Встав, крестись и омой грехи свои, призвав имя Господа». Идея, заложенная во второй части этой фразы, подтверждается библейским учением в целом (ср. Иоил. 2,32; Деян. 2,21; Рим. 10,13).

22,17-21 Из этих стихов мы впервые узнаем о том, что случилось с Павлом, когда его первый визит в Иерусалим после обращения уже подходил к концу. Молясь в храме, он пришел в исступление и услышал слова Господа, Который приказывал ему выйти скорее из Иерусалима, так как народ не примет его свидетельства о Христе. Апостолу казалось невероятным, что собственный народ откажется слушать его. В конце концов, они знали, каким ревностным иудеем он был до того; знали они и то, как он заключал в темницы и избивал учеников Иисуса и был соучастником убийства Стефана. Но Господь повторил Свой приказ: «Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам».

22,22-23 До этого иудеи слушали Павла спокойно. Но упоминание о благовествовании язычникам вызвало вспышку безумной ревности и ненависти. Толпа яростно кричала, требуя смерти Павла.

22,24-25 Когда тысяченачалъник увидел безумное неистовство, которое охватило народ, он решил, что Павел, должно быть, виновен в каком-то очень серьезном преступлении. Очевидно, он не понимал речи Павла, поскольку апостол говорил на арамейском, и решил пытками добиться от него признания. Поэтому он повелел ввести узника в крепость и привязать его ремнями для бичевания. Когда производились эти приготовления к бичеванию, Павел спокойно спросил центуриона, законно ли бичевать римского гражданина без суда. Ведь даже заковывать римского гражданина, до того как его вина будет доказана, считалось противозаконным. Бичевать же его было бы очень серьезным преступлением.

22,26 Сотник тут же подошел и посоветовал тысяченачальнику быть осторожным в своих действиях по отношению к Павлу так как этот человек римский гражданин.

22,27-28 Узнав об этом, тысяченачальник поспешил подойти к Павлу Спросив его об этом, он узнал, что апостол действительно был римским гражданином. В те времена стать римским гражданином можно было тремя способами. Во-первых, гражданство иногда давалось императорским указом как награда за оказанные услуги и подвиги. Во-вторых, можно было родитъся римским гражданином, как родился им Павел: он родился в Тарсе, свободном городе Римской империи, и его отец имел римское гражданство. Наконец, можно было купить гражданство, часто за очень большую цену. Так приобрел гражданство тысяченачальник, заплатив за него большие деньги.

22,29 Известие о том, что Павел римский гражданин, воспрепятствовало его бичеванию, вызвав страх у правителей.

22,30 Тысяченачальник, очевидно, стремился достоверно узнать, в чем обвиняют Павла иудеи. В то же время он твердо решил проводить расследование организованно и в рамках закона. Поэтому на следующий день после массовых волнений в Иерусалиме он приказал вывести Павла из тюрьмы и поставить его перед первосвященниками и синедрионом.