Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — Деяния
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 6201 Все тексты автора Уильям МакДональд
4 глава
Е. Преследования и рост Церкви (4,1-7,60)
4,1-4 Уже недалек был день начала гонений на новорожденную Церковь. Как и следовало ожидать, исходили они от религиозной элиты. Против апостолов выступили священники, начальники стражи при храме и саддукеи.
Скрогги полагает, что священники олицетворяют религиозную нетерпимость, начальники стражи при храме – политическую враждебность, а саддукеи – рационалистическое неверие. Саддукеи отрицали учение о воскресении, что неизбежно приводило их к конфликту с апостолами, так как воскресение было ключевым моментом в проповеди апостолов. Сперджен проводит следующую аналогию:
«Саддукеи, как вы знаете, придерживались широких взглядов, были либералами, передовыми людьми своего времени. Этим «великодушным джентльменам» не было равных в циничных насмешках, едком сарказме и жестоких деяниях. Они вполне либерально относились ко всем, кроме тех, кто держался истины, а для таковых у саддукеев с излишком хватало горечи, намного превосходящей горечь полыни и желчи. Они так великодушно относились к своему брату-грешнику, что у них не хватало терпимости на долю христиан». (Charles Haddon Spurgeon; других данных нет.)
Этих религиозных вождей возмущал сам факт того, что апостолы учили народ, это они считали своей неотъемлемой прерогативой. К тому же гнев у них вызывала и проповедь в Иисусе воскресения из мертвых. Сам факт воскресения Христа из мертвых дискредитировал саддукеев.
Выражение «воскресение из мертвых» в стихе 2 очень важно, так как оно опровергает популярную точку зрения о всеобщем воскресении в конце мира. Этот и другие отрывки говорят о воскресении из мертвых. Другими словами, некоторые воскреснут, в то время как другие (неверующие) останутся в могилах до более отдаленного времени.
Поскольку было уже поздно, старейшины решили держать апостолов до следующего дня под своего рода домашним арестом. (Чудо исцеления, описанное в главе 3, произошло около трех часов пополудни.)
Несмотря на противодействие официальных лиц, многие люди обратились к Господу. Упоминается, что к христианской общине присоединилось около пяти тысяч мужей (греч. andre -«мужчины»). Комментаторы не пришли к единому мнению, включает ли это число три тысячи человек, спасенных в день Пятидесятницы. В это число не входят женщины и дети.
4,5-6 На следующий день религиозный суд, известный как синедрион, собрался на заседание с целью положить конец деятельности этих нарушителей общественного спокойствия. Но в результате апостолы получили еще одну возможность свидетельствовать о Христе! Наряду с начальниками их, и старейшинами, и книжниками на заседании присутствовали:
1. Анна первосвященник. Когда-то к нему первому привели Господа. К этому времени он уже не был первосвященником, но, возможно, этикет требовал, чтобы к нему по-прежнему обращались с этим титулом.
2. Каиафа, зять Анны, председательствовавший на суде Господа.
3. Иоанн и Александр, о которых ничего не известно.
4. И все прочие из рода первосвященнического, мужчины, принадлежащие к роду первосвященников.
4,7 Суд открылся вопросом к апостолам, какою силою или каким именем они сотворили чудо исцеления. И Петр, уже третий раз подряд в Иерусалиме, публично выступил с проповедью о Христе. Ему представилась бесценная возможность проповедовать Благую весть религиозным лидерам, и он воспользовался этой возможностью с готовностью и без страха.
4,8-12 Прежде всего, он напомнил собравшимся, что поводом для их недовольства было то, что апостолы оказали благодеяние человеку немощному. Хотя Петр этого и не сказал, все знали, что исцеленный им человек долгое время до того просил милостыню у двери храма, а религиозные лидеры не могли исцелить его. Следующие слова апостола прозвучали для слушателей, как гром среди ясного неба: он объявил, что этот человек исцелен именем Иисуса, Которого они распяли. Бог воскресил Иисуса из мертвых, и именно Его властью было сотворено это чудо. Иудеи не нашли в своем храме места для Иисуса, поэтому отвергли и распяли Его. Но Бог воскресил Его из мертвых и возвеличил на небесах. Таким образом, пренебреженный камень стал главою угла, необходимым камнем, который завершает постройку. А Он действительно необходим. Без Него нет спасения. Он – единственный Спаситель. Нет другого имени под небом, данного человекам, которым можно было бы спастись, и только этим именем надлежало бы нам спастись.
Читая стихи 8-12, вспомним, что эти слова произнес тот же человек, который некогда трижды клятвенно отрекся от Господа.
4,13 Сухая, формальная религия всегда нетерпимо относится к полной жизни и энергии проповеди Евангелия, которая приносит плоды в сердцах и жизни людей. Религиозных иерархов приводит в замешательство то, что некнижные и простые люди способны повлиять на общество, тогда как они сами, несмотря на всю свою премудрость, «не могут подняться выше плоти и крови».
В Новом Завете нет четкой границы между духовенством и мирянами. Это различие появилось уже в католицизме. За доктрину о всеобщем священстве сражался и погиб в Чехии Ян Гус; и до сих пор гуситским символом является чаша причастия, стоящая на открытой Библии. Именно идея царственного священства и способности каждого верующего свидетельствовать была движущей силой Церкви на заре христианства. Без всякого современного оборудования и средств передвижения, не имея переводов или публикаций Слова, Благая Весть о милости Божьей потрясла всю Римскую империю, вплоть до дворца кесаря, где тоже были христиане. Бог призывает нас вернуться к такому христианству. (James A. Stewart, Evangelism, р. 95.)
Синедрион был поражен смелостью Петра и Иоанна. Судьи предпочли бы проигнорировать их как некнижных и невежественных рыбаков из Галилеи. Но что-то в их поведении – выдержка, уверенность в своей сипе, бесстрашие – напоминало им поведение Иисуса на суде. Они объяснили смелость апостолов тем фактом, что они были с Иисусом в прошлом, но верное объяснение таково: они были исполнены Духом Святым сейчас.
4,14-18 Еще одним смущающим судей обстоятельством было присутствие в зале заседаний исцеленного калеки. Невозможно было отрицать сам факт чуда.
Дж. X. Джоветт пишет:
«Люди могут превосходить вас в искусстве ведения дискуссии. Ив интеллектуальном споре вы легко можете потерпеть поражение. Но если ваш аргумент – спасенная жизнь, он неопровержим. «Видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки». (J.H. Jowett, The Redeemed Family of God,. 137.)
Чтобы обсудить дальнейшую линию поведения, они на время выслали Петра и Иоанна из зала. Перед ними стояла дилемма: они не могли наказать апостолов за совершенный ими милосердный поступок, однако, если они не остановят этих фанатиков, их собственная религия окажется перед угрозой потери своих приверженцев. Поэтому они решили запретить Петру и Иоанну разговаривать с людьми об Иисусе в частных беседах и учить о Нем публично.
4,19-20 Петр и Иоанн не могли согласиться с таким ограничением. Они должны были хранить верность Богу и отвечали перед Ним, а не перед людьми. И старейшины, будь они честны сами с собой, должны были бы признать это. Апостолы были свидетелями воскресения и вознесения Христа.
День за днем они слушали Его учение. Они отвечали за свое свидетельство перед своим Господом и Спасителем Иисусом Христом.
4,21-22 Слабость позиции старейшин проявилась в том, что они не могли наказать апостолов: весь народ знал, что произошло чудо благодеяния. Люди хорошо знали исцеленного человека, которому было более сорока лет, поскольку в течение долгого времени они видели его плачевное состояние. Поэтому синедрион мог лишь отпустить обвиняемых апостолов, пригрозив им.
4,23 Руководимые интуицией свободных сынов Божьих, апостолы сразу же, как только были отпущены, пришли к своим. Они искали и находили общество единоверцев – «тоскующую, сгрудившуюся паству, единственным преступлением которой был Христос». Действительно, во все времена характер христианина проверялся тем, где он находит друзей и сообщников.
4,24-26 Как только верующие выслушали рассказ апостолов, они возвысили голос к Господу в молитве. Обращаясь к Богу как Владыке, то есть Властителю всего (это слово редко используется в НЗ), они прежде всего прославили Его как Творца мира, а следовательно, и тех Его созданий, которые сейчас противостояли Его истине. Затем они цитируют слова Давида из Псалма 2, в котором он, вдохновленный Святым Духом, говорил о противодействии земных властей Христу Его. На самом деле в Псалме сказано о времени, когда Христос придет на землю, чтобы основать Сюе Царство, и когда цари и князья попытаются помешать Ему. Но первые христиане понимали, что современная им ситуация была сходной, поэтому к ней допустимо применить те же слова. Как уже говорилось, их истинная духовность проявлялась в Божественном мастерстве, с которым они вплетали Священное Писание в текст своих молитв.
4,27-28 В этих стихах изложена их трактовка цитаты из Псалма. Здесь, в Иерусалиме, против Божьего святого Слуги Иисуса объединились римляне и иудеи. Ирод представлял иудеев, а Пилат действовал от имени язычников. Заканчивается стих 28 неожиданно. Можно было бы ожидать жалобы христиан на то, что эти властители объединились, чтобы осуществить свои планы, рожденные в их порочных сердцах. Вместо этого стих утверждает, что они собрались, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Господа и совет Его.
Мэтсон объясняет это так:
«Идея здесь такова: их усилия противостоять Божественной воле привели к тому, что она восторжествовала. …Они объединились, чтобы вести войну против Христа, но неосознанно лишь способствовали росту Его славы… Наш Господь не успокаивает бурю, которая поднимается против Него; Он управляет ею, действует через нее «. (George Matheson, Rest By the River, pp. 75-77.)
4,29-30 Выразив таким образом уверенность во всемогущей силе Бога, христиане попросили Его о трех вещах:
1. Воззри на угрозы их. Они не осмеливались диктовать Богу как наказать этих нечестивых людей, полностью полагаясь в этом на Него.
2. Дай рабам Твоим со всей смелостью говорить. Личная безопасность для них не важна. Гораздо важнее было бесстрашие в проповеди Слова.
3. Тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеление. На заре христианства Бог подтверждал проповедь Евангелия знамениями и чудесами, совершаемыми именем Иисуса. Здесь верующие просят Бога продолжать таким образом подкреплять проповедь апостолов.
4,31 И, по молитве их, поколебалось место, что явилось физическим выражением присутствовавшей духовной силы. Все они исполнились Духа Святого, что свидетельствовало об их повиновении Господу их хождении в свете, их смирении перед лицом Его. Они продолжали говорить слово Божье с дерзновением, что было ответом на их молитву в стихе 29.
Несколько раз в книге Деяний апостолов говорится о том, что люди исполнялись, или были исполнены, Святым Духом. Обратите внимание на цели или результаты этого исполнения:
1) чтобы говорить (2,4; 4,8 и здесь);
2) чтобы служить (6,3);
3) чтобы быть пастырем (11,24);
4) чтобы обличать (13,9);
5) чтобы умереть (7,55).
4,32-35 Сердца, которые горят любовью к Христу, также воспламеняются любовью друг к другу. Эта любовь проявляется в готовности отдавать. Совместная жизнь верующих во Христе на практике проявлялась в общности собственности. Вместо того чтобы эгоистично держаться за свое имущество, они считали его принадлежащим всей общине. Каждый раз, когда возникала нужда, они продавали земли или дома и приносили иену проданного апостолам, которые распределяли эти деньги. Важно то, что они давали каждый раз, когда возникала нужда; это не было однократным и произвольным делением поровну.
Ф. У. Грант объясняет:
«Это был не принципиальный отказ от права на частную собственность, но любовь, которая не позволяла человеку отвернуться от нужды другого. Ими руководил инстинкт сердец, которые нашли свои истинные владения в той области, куда вознесся Христос». (Grant, «Acts» 34.)
В определенной степени саркастическую, но, к сожалению, слишком часто подтверждающуюся параллель приводит Ф. Е. Марш:
«Сравнивая раннюю Церковь с современным христианским миром, кто-то сказал: «Разве не горько сознавать, что если бы евангелист Лука описывал современное состояние христианства, а не первые его годы, то Деяния апостолов 4,32-35 звучало бы приблизительно так: У множества же заявляющих о том, что они уверовали, было каменное сердце и жестокая душа; и каждый говорил, что все, чем он владеет, – его собственное; и все у них было по моде. И с великою силою свидетельствовали они о прелестях этого мира; и великий эгоизм был на всех них. И много между ними было тех, в ком отсутствовала любовь; ибо все, кто владел землями, покупали еще больше, иногда жертвуя небольшую часть этого для общества, чтобы их имена были опубликованы в газетах; и каждому давалась слава по его желанию.» (F.Е. Marsh, Fully Furnished, 74.)
В жизни тех, кто полностью посвятил себя Господу, действует таинственная сила. Следовательно, то, что мы читаем в стихе 33, не стечение обстоятельств. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Кажется, что когда Бог находит людей, готовых передать Ему свое имущество, Он придает их свидетельству замечательную привлекательность и силу.
Многие считают, что распределение всех материальных благ было характерно лишь для определенного периода в жизни ранней Церкви и не должно служить примером для нас. Такие рассуждения лишь обнажают нашу собственную духовную бедность. Если бы в наших сердцах пребывала сила Пятидесятницы, то и наша жизнь изобиловала бы ее плодами.
Райри указывает:
«Это не «христианский коммунизм «. Продажа собственности была совершенно добровольным делом (ст. 34). Право собственности сохранялось. Община не осуществляла контроль над вырученными от продажи деньгами до тех пор, пока они добровольно не передавались апостолам. Средства распределялись не поровну, а в соответствии с нуждами. Это не коммунистические принципы. Это христианская благотворительность в чистом виде». (Ryrie, Acts, 36.)
Обратите внимание на два признака великой Церкви в стихе 33 – великая сила и великая благодать. Вене Хавнер перечисляет четыре других признака: великий страх (5:5,11); великое гонение (8,1); великая радость (8,8; 15,3); великое число уверовавших (11,21).
4,36-37 Эти стихи соединяют главы 4 и 5. Щедрость Варнавы показана здесь специально в контрасте с лицемерием Анании. Иосия, прозванный Варнавой, был левитом. Левиты обычно не имели земель; уделом их было служение Господу. Как и почему он получил эту землю, нам неизвестно. Но мы знаем, что закон любви был так силен в душе этого сына утешения, что он продал свою землю и положил деньги к ногам апостолов.