Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — Деяния
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 6201 Все тексты автора Уильям МакДональд
7 глава
7,1-8 Первая часть речи возвращает нас к истокам древнееврейской нации. Не совсем ясно, зачем понадобилось Стефану углубляться в историю Авраама, но возможны следующие объяснения:
1. Такой экскурс был необходим, чтобы показать осведомленность Стефана в истории и любовь его к народу израильскому.
2. Он постепенно подводил слушателей к истории Иосифа и Моисея, где в обоих случаях прослеживалась аналогия с отвержением Христа.
3. Эта история могла показать, что поклонение Авраама было угодно Богу, хотя и не сосредоточивалось в каком-либо определенном месте. (Стефана обвиняли в том, что он выступал против храма – «этого святого места».)
Основные моменты биографии Авраама таковы:
1. Бог явился ему в Месопотамии (ст. 2-3).
2. Он переселился в Харран, а затем в Ханаан (ст. 4).
3. Бог обещал дать Аврааму во владе ние землю, хотя сам патриарх не владел и пядью ее, что доказывается необходимостью купить пещеру Махпелу как место погребения (ст. 5). Исполнение этого обетования все еще дело будущего (Евр. 11,13-40).
4. Бог предсказал египетский плен Израиля и последующее избавление (ст. 6-7). Обе части этого пророчества исполнили люди, прежде отвергнутые народом: Иосиф (ст. 9-19) и Моисей (ст. 20-36). Четыреста лет, упомянутые в ст. 6 и в Быт. 15,13, – это время, в течение которого иудейский народ терпел притеснения в Египте. Четыреста тридцать лет, указанные в Исход 12,40 и Галатам 3,17, включают весь период от переселения Иакова и его рода в Египет до исхода и дарования закона. Израильтяне не подвергались преследованиям в течение первых тридцати лет жизни в Египте, фактически с ними обращались вполне почтительно.
5. Завет обрезания (ст. 8).
6. Рождение Исаака, затем Иакова, а затем двенадцати патриархов (ст. 8). Таким образом история подходит к рассказу об Иосифе, одном из двенадцати сыновей Иакова.
7,9-19 Из всех прообразов Христа в ВЗ Иосиф – один из наиболее ярких и самых любимых, хотя об этом прямо и не говорится. Разумеется, евреи, услышав речь Стефана, остро осознали свою вину: когда он напомнил им о некоторых событиях из жизни Иосифа, они вспомнили о том, что они сделали с Иисусом из Назарета!
1. Иосиф продан в Египет своими братьями (ст. 9).
2. Отвергнутый ими, он обретает власть и силу в Египте (ст. 10).
3. Братья Иосифа, гонимые голодом, приходят в Египет, но не узнают своего брата (ст. 11-12).
4. Во второй раз Иосиф открылся им. Тогда отверженный стал спасителем своего рода (ст. 13-14). Заметим, что существует кажущееся противоречие между числами семьдесят пять душ (ст. 14) и семьдесят (Быт. 46,27). Стефан следовал греческому переводу Бытие 46,27 и Исход 1,5, в которых приводится число семьдесят пять. В древнееврейском тексте указано другое число – семьдесят. Различие объясняется всего лишь разными способами подсчета семьи Иакова. «Возможно, и оригинальный, и греческий тексты верны:
последний включает сыновей Манассии и Ефрема, рожденных в Египте (1 Пар. 7,14-27), что было вполне допустимо и часто встреча лось в таких списках». (Kelly, Acts, р. 84.)
5. Смерть патриархов и их погребение в земле Ханаанской (ст. 15-16). Эти стихи также нуждаются в разъяснении. Здесь сказано, что Авраам купил место погребения у Еммора. В Бытие (23,16-17) говорится, что Авраам купил пещеру Махпелу в Хевроне у сыновей Хета. Иакова купил землю в Сихеме у сыновей Еммора (Быт. 33,19). Существует несколько возможных объяснений. (1) Авраам купил землю как в Сихеме, так и в Хевроне. Позднее Иаков мог еще раз купить участок в Сихеме. (2) Стефан мог называть именем Авраама его потомка Иакова. (3) Стефан, возможно, для краткости объединил сделки Авраама и Иакова в одну.
6. Умножение семьи Иакова в Египте и их порабощение после смерти Иосифа (ст. 17-19). Это, разумеется, готовит нас к следующей части речи Стефана – рассказу о том, как поступил израильский народ с Моисеем.
7,20-43 С язвительной дерзостью Стефан показывает, что до Христа, по крайней мере в двух случаях, иудейский народ отвергал спасителей, которых Бог воздвиг для их избавления. Его второй пример – Моисей.
Стефана обвинили в том, что он говорил хульные слова на Моисея (6,11). Он доказывает, что подлинный виновник – народ израильский, который отверг этого избранного Богом человека.
Стефан напоминает основные моменты жизни Моисея:
1. Рождение, первые годы жизни и воспитание в Египте (ст. 20-22). Выражение «силен в словах» может относиться к его письменным сочинениям, так как сам он не считал себя красноречивым человеком (Исх. 4,10).
2. Первый раз Моисей отвергнут своими братьями, когда, вступившись за одного из них, он убил египтянина (ст. 23-28). Обратите внимание на стих 25. В нем звучит напоминание о том, как Христос был отвергнут своими же!
3. Его бегство в землю Мадиамскую (ст. 29).
4. Бог является ему в горящем кусте, посылая обратно в Египет, чтобы избавить Свой народ (ст. 30-35).
5. Моисей становится избавителем нации (ст. 36).
6. Пророчество Моисея о грядущем Мессии (ст. 37). «Как меня» означает «как Он воздвиг меня».
7. Он выступает в роли законодателя собранию в пустыне (ст. 38).
8. Моисей второй раз отвергнут своим народом, который стал поклоняться золотому тельцу (ст. 39-41). Об идолопоклонничестве Израиля подробно рассказывается в стихах 42 и 43. Заявляя, что они приносят жертву Господу, народ принял скинию Молохову, культ которого был одной из самых отвратительных древних форм идолопоклонства, и поклонялся Ремфану, звездному божеству. Бог предупредил, что за этот грех их постигнет наказание – вавилонский плен. В стихах 42-43 Стефан цитирует по Септуагинте Книгу пророка Амоса (5,25-27). Вот почему он говорит, что пленение будет далее Вавилона, а не «далее Дамаска». Оба утверждения, разумеется, верны. История повторяется. Каждое новое поколение совершает одни и те же ошибки. Люди не меняются. Сталкиваясь с Божьим посланием, они не понимают его (ст. 25). Они отказываются прислушаться к призыву жить в мире (ст. 39). Спасенные из беды, они предпочитают бесполезных идолов милосердному Богу (ст. 41). Такова человеческая природа – непокорная, неблагодарная, безрассудная. Бог не меняется. Бог, говоривший с Моисеем, Тот же Бог, Который говорил некогда с его предками (ст. 32). Бог видит бедствие людей. И Он приходит им на помощь (ст. 34). Он ведет Свой народ от смерти к жизни (ст. 36). Если же кто по собственной воле отвергает Его, Он подчиняется его желанию (ст. 42). Таков наш великий Господь – милосердный, всемогущий, святой. Что бы ни случилось, Он никогда не изменяется (Мал. 3,6). Для слушателей Стефана это было предупреждением не шутить с Богом, а также заверением в том, что каждое обещание Бога всегда действительно. (Daily Notes of the Scripture Union, May 31,1969.)
7,44-46 Стефана обвиняли в том, что он выступал против храма. Он отвечает на это обвинение, обращаясь к тем дням, когда у народа израильского была скиния (палатка) свидетельства в пустыне. Именно в это самое время народ также поклонялся воинству небесному. Когда Иисус Навин привел израильтян в землю Ханаанскую и язычники, населявшие ее, были изгнаны, скинию перенесли в эти владения, где она и находилась до дней Давида. Отцы молили, чтобы найти жилище Богу Иакова и таким образом обрели благодать пред Богом.
7,47-50 Желание Давида построить храм Богу не осуществилось, Соломон же построил Ему дом.
Хотя храм был обиталищем Бога среди Его народа. Бога нельзя ограничить этим зданием. Соломон ясно сказал об этом во время освящения храма (3 Цар. 8,27). Пророк Исаия также предупреждал народ, что Бог обращает внимание не на здания, а на нравственное и духовное состояние людей (Ис. 66,1-2). Он ищет сокрушенное и кающееся сердце, человека, который трепещет перед Его Словом.
7,51-53 Иудейские вожди обвинили Стефана в том, что он выступал против закона. Теперь он отвечает им кратким и красноречивым обвинением.
Именно они – жестоковыйные, люди с необрезанными сердцем и ушами. «Он считает их не богоизбранным народом, а упорствующими язычниками с необрезанными сердцем и ушами». Они были достойными сыновьями своих отцов, подобно им постоянно сопротивляющимися Святому Духу. Их отцы гнали пророков, предвозвестивших пришествие Христа. А они предали и убили этого Праведника. Они были народом, нарушившим закон, тем самым народом, которому он был дан при служении ангелов.
Больше слов не требовалось. Действительно, к этому уже ничего невозможно добавить. Они попытались заставить Стефана защищаться. Но он стал обвинителем, а они – подсудимыми, признанными виновными. Его выступление было одним из последних обращений Бога к народу израильскому перед тем, как Евангелие стало распространяться среди язычников.
7,54-60 Как только Стефан стал свидетельствовать, что видит небеса отверстые, толпа не стала далее его слушать. Они, яростно крича, набросились на него, вытащили за город и стали побивать его камнями.
И как бы между прочим Дух упоминает имя юноши, который охранял одежды разгоряченных палачей. Имя его было Савл. Дух как бы говорит нам: «Запомните это имя. Вы его еще услышите!»
Смерть Стефана напоминала смерть нашего Господа:
1. Он молился: «Господи Иисусе! Прими дух мой» (ст. 59). Иисус же молился: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23,46).
2. Он просил: «Господи! не вмени им греха сего» (ст. 60). Иисус же молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23,34). Не значит ли это, что приобщением к делу Господа Стефан преобразился «в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3,18)?
Затем, помолившись, он почил. Когда слово «почить» (уснуть) в НЗ обозначает смерть, оно относится к телу, а не к душе. Душа верующего в момент его смерти уходит к Христу, а тело представляется спящим.
Обычно иудеям не разрешалось выносить смертные приговоры, это было прерогативой римских правителей. Но, по-видимому, в тех случаях, когда дело касалось храма, делалось исключение. Стефана обвинили в выступлениях против храма, и хотя обвинение было необоснованным, его казнили иудеи. Господа Иисуса обвиняли в том, что Он грозился разрушить храм (Мк. 14,58), но свидетельские показания оказались противоречивыми.