2 глава

IV. ОСУЖДЕНИЕ ЛИЦЕПРИЯТИЯ (2,1-13)

Первая половина главы 2 осуждает практику почитания людей. Оказывать кому-то предпочтение – крайне чуждая практика как Господу, так и всему учению НЗ. Среди христиан не должно быть места снобизму или дискриминации.

2,1 Прежде всего такая практика однозначно запрещена. Обратите внимание на то, что этот совет адресован верующим; нас в этом уверяет приветствие: «Братия мои!» Вера в нашего Господа Иисуса Христа подразумевает христианскую веру. Речь здесь идет не о Его доверии, а скорее о воплощении истины, которую Он дал нам. Соединяя все эти мысли воедино, мы находим, что Иаков говорит: «Братия мои! В вашей христианской вере не взирайте на лица». Снобизм и кастовые разграничения крайне противоречат истинному христианству. В присутствии Господа славы нет места преклонению перед человеческим величием.

Презрение к другим из-за их происхождения, расы, пола или материального положения – практическое опровержение веры. Эта заповедь не противоречит другим отрывкам НЗ, где верующих учат оказывать надлежащее уважение правителям, господам, старшим и родителям. Существуют определенные, установленные Богом отношения, которые нужно соблюдать (Рим. 13,7). Здесь же речь идет о проявлении подобострастного почтения к людям из-за их дорогой одежды и других мнимых отличий.

2,2-4 Эту заповедь Иаков наглядно проиллюстрировал в стихах 2-4. Гай Кинг удачно озаглавил эту часть главы «Недальновидный швейцар». Действие происходит в местном собрании христиан. [Здесь использовано греческое слово sunagоgе (конгрегация). Так как это слово позднее стало использоваться только для иудейских собраний («синагоги»), оно стало причиной самой ранней датировки Послания Иакова. «Конгрегация», «церковь» и «собрание» обычно являются переводами слова ekklеsia- «(вызванное из) собрание». Первоначально оно было политическим термином (ср. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций).]

Только что пришел благородного вида джентльмен в изысканной одежде и с дорогим золотым перстнем.

Швейцар кланяется и расшаркивается, затем проводит вельможного посетителя к заметному, почетному месту впереди. Возвратившись к двери, швейцар видит, что пришел еще один посетитель. Теперь это бедный человек в убогой одежде. На сей раз швейцар ловко стремится избавить собрание от смущения и предлагает посетителю постоять сзади или сесть на полу перед его собственным местом. Кажется невероятным, что кто-то может поступать таким образом. Мы хотели бы думать, что иллюстрация утрирована. Но, заглянув в наше собственное сердце, мы найдем, что часто разграничиваем людей по этим искусственным классовым различиям и таким образом становимся судьями с худыми мыслями.

Вероятно, в современной церкви наиболее наглядный пример этому – дискриминация людей по расовой принадлежности и цвету кожи. Во многих случаях чернокожие верующие изгонялись из общества, или, по крайней мере, им давали почувствовать, что они нежеланны. Не всегда сердечно принимали уверовавших евреев. Всевозможную дискриминацию испытывали восточные христиане. Конечно, в области расовых отношений существуют огромные социальные проблемы. Но христианин должен быть верен Божественным принципам. Его обязательство состоит в том, чтобы на практике подтвердить истину о том, что все верующие – едины во Христе Иисусе.

2,5-6 Лицеприятие совершенно несовместимо с христианской верой. Иаков говорит об этом в стихах 5-13. Он приводит четыре веские причины, почему нелепо верующему оказывать подобострастие богатому и смотреть свысока на бедного.

Прежде всего, поступая так, мы не чтим человека, которого чтит Бог. Бог избрал бедных этого мира быть богатыми верой и наследниками Царства, которое Он обещал любящим Его. Бедные – избранные Божьи, Божья элита, наследники Божьи и возлюбленные Божьи. В Священном Писании мы неоднократно находим, что именно бедные, а не богатые собираются под знаменем Христа. Наш Господь Сам сказал: «…нищие благовествуют» (Мф. 11,5). Именно простые люди, а не богатые или знатные, слушали Его с услаждением (Мк. 12,37). Не много знатных и благородных призванных; преобладают немудрые, слабые, немощные, уничиженные и ничего не значущие (1 Кор. 1,26-29). Богатые обычно бедны верой, потому что полагаются на свое богатство, а не на Господа. С другой стороны, бедные избраны Богом, чтобы быть богатыми верой.

Царство Его будут населять жители, большинство из которых были бедны в этой жизни. Там они насладятся богатством и славой. Как глупо и опасно относиться с презрением к тем, кто будет однажды возвеличен в Царстве нашего Господа и Спасителя.

2,6 Вторая причина, по которой безрассудно оказывать уважение богатому, та, что он принадлежит к тому общественному классу, который обычно притесняет и угнетает детей Божьих. Здесь не все кажется ясным и бесспорным. Богатый, упомянутый выше, был, несомненно, верующим. Из этого не следует, что богатые, о которых сказано в стихе 6, тоже верующие.

Иаков просто говорит: «Справедливо ли оказывать предпочтение людям только потому, что они богаты? Если вы так поступаете, значит удостаиваете чести тех, кто первыми измывались над вами и влекли вас в суды». Кальвин кратко сказал по этому поводу: «Зачем чтить своих палачей?»

2,7 Третья причина, почему неумно становиться на сторону богатого, та, что они обычно злословят или бесславят имя Христа. Они бесславят доброе имя, которым называются верующие – христиане, или последователи Христа. Хотя грех поношения Господа присущ не только исключительно богатым, все же истинно то, что притесняющие бедных верующих часто сопровождают преследование сквернословием в адрес Спасителя. Так почему верующий должен оказывать особое почтение любому лишь потому, что он богат? Характерные черты, присущие богатым, обычно не угодны Господу Иисусу. Выражение «доброе имя, которым вы называетесь», можно также перевести как «доброе имя, которое было призвано вами». Некоторые усматривают здесь ссылку на христианское крещение. Верующие крестятся во имя Господа Иисуса. Именно это имя богатые обычно и поносят.

2,8 Четвертый аргумент Иакова таков: оказывая почтение богатому, человек нарушает закон, гласящий: «Возлюби ближнего твоего, как себя самого». Он называется царским законом, потому что исходит от Царя и является царем всех законов. Возможно, швейцар оправдывал свое отношение к богатому, говоря, что лишь пытался любить ближнего своего, как себя самого. Но это не извиняет его отношение к бедному. Если бы мы действительно любили своих ближних, как себя, то относились бы к ним точно так же, как хотели бы, чтобы относились к нам.

Естественно, мы бы не хотели испытывать презрительное отношение только потому, что бедны. По этой же причине и мы не должны презирать других. Из всех учений Библии это, конечно же, одно из наиболее революционных – возлюби ближнего твоего, как себя самого. Вдумайтесь в его смысл! Оно означает, что мы должны заботиться о других так же, как заботимся о себе. В нас должно быть желание разделить наше материальное имущество с теми, кто не столь обеспечен, как мы. И прежде всего мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы они получили возможность узнать нашего благословенного Спасителя.

Слишком часто в своих решениях мы руководствуемся тем, как наши действия отразятся на нас самих. Мы сосредоточены на самих себе. Мы угождаем богатым, надеясь на награду, социальную или материальную. Мы пренебрегаем бедными, потому что от них нам небольшая польза. Царский закон запрещает такое эгоистичное использование других. Он учит нас любить ближних наших, как самих себя. А на наш вопрос: «Кто мой ближний?» нам преподана история о милосердном самарянине (Лк. 10,29-37), согласно которой наш ближний – любой человек, потребность которого мы можем удовлетворить.

2,9 Поступать с лицеприятием – значит нарушать царский закон. Это и грех, и преступление. Грех – любое несоответствие воле Божьей, неспособность отвечать Его нормам. Преступление – нарушение известного закона. Некоторые действия греховны, потому что неправильны в своей основе, но они становятся преступлением только тогда, когда есть определенный закон, запрещающий их. Лицеприятие греховно, потому что само по себе неправильно. Но оно также и преступно, потому что против него есть закон.

2,10 Нарушить одно требование закона – значит быть виновным во всем. Закон подобен цепи из десяти звеньев. Нарушьте одно звено – и цепь сломана. Бог не позволяет нам соблюдать одни законы, которые нам нравятся, и нарушать другие.

2,11 Бог запретил прелюбодеяние, но Он же запретил и убийство. Человек может не быть виновным в прелюбодеянии, но совершить убийство. Нарушает ли он закон? Конечно, да! Дух закона в том, чтобы любить ближнего своего, как самого себя. Прелюбодеяние, естественно, так же нарушает его, как и убийство. И как снобизм и предвзятость. Если мы совершаем любой из этих грехов, значит, мы не соблюли заповеди закона.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

Здесь мы прервем наше рассуждение и рассмотрим основную проблему, возникшую в доводах Иакова. Проблема в том, находятся христиане под законом или нет. Создается впечатление, что Иаков усиливает значение Десяти заповедей для верующих христиан.

Особенно он ссылается на шестую и седьмую заповеди, запрещающие убийство и прелюбодеяние. Также он суммирует последние пять заповедей в словах: «Возлюби ближнего твоего, как себя самого». Все же ставить верующего под закон как правило жизни – значит войти в противоречие с другими местами НЗ, например, с Римлянам 6,14: «…ибо вы не под законом, но под благодатию»; Римлянам 7,6: «…мы освободились от него [закона]…»; Римлянам 7,4: «…вы …умерли для закона Телом Христовым…» (см. также Гал. 2,19; 3,13.24.25; 1 Тим. 1,8-9; Евр. 7,19). То, что христиане не находятся под Десятью заповедями, отчетливо объявлено во 2 Коринфянам 3,7-11.

Почему тогда Иаков муссирует проблему закона для верующих в этот век благодати? Прежде всего, христиане не находятся под законом как правилом жизни. Христос, а не закон – образец для верующих. Где есть закон, там должно быть и наказание. Наказание за нарушение закона – смерть.

Христос умер, чтобы понести наказание за нарушенный закон. Пребывающие во Христе находятся вне закона и наказания. Но некоторые принципы закона имеют непреходящую ценность. Эти заповеди применимы ко всем людям всех возрастов. Идолопоклонство, прелюбодеяние, убийство и воровство в самой своей основе греховны. Греховны как для верующих, так и неверующих. Кроме того, девять из десяти заповедей повторяются в посланиях. Единственное, что не повторяется, так это заповедь относительно субботы. Нигде христианам не предписывается соблюдать субботу, или седьмой день недели, ибо эта заповедь скорее церемониальная, чем моральная. В принципе нет ничего плохого в том, что иудеи работали в седьмой день. Это было плохо только потому, что Бог выделил этот день среди других.

Наконец, нужно упомянуть, что девять заповедей, повторенных в посланиях, даются не как закон, а как руководство в праведности для народа Божьего. Другими словами, Бог не говорит христианам: «Если украдете, то будете осуждены на смерть». Или: «Если совершите безнравственный поступок, то потеряете спасение». Скорее Он говорит: «Я спас вас по Своей милости. Теперь Я хочу, чтобы вы жили свято из любви ко Мне. Если вы хотите знать, чего Я жду от вас, то поищите это повсюду в НЗ. Там вы найдете повторенными девять из десяти заповедей. Вы также найдете учение Господа Иисуса, фактически призывающее к более высоким нормам поведения, нежели предусмотренные законом». Так что в действительности Иаков не помещает верующих под закон и его приговор. Он не говорит: «Если вы поступаете с лицеприятием, то нарушаете закон и, таким образом, повинны смерти».

2,12 Иаков говорит: «Как верующие, вы отныне находитесь не под законом рабства, но под законом свободы – свободы делать то, что правильно. Закон Моисея требовал, чтобы вы возлюбили ближнего своего, но не давал вам для этого силу и осуждал вас, если вы терпели неудачу. По благодати вам даруется сила возлюбить ближнего своего и быть вознагражденными за это. Вы делаете это не для того, чтобы получить спасение, но потому, что спасены. Вы делаете это не потому, что боитесь наказания, а потому что любите Того, Кто умер за вас и воскрес. Когда вы предстанете перед судилищем Христовым, вы, согласно этому стандарту, будете либо вознаграждены, либо потерпите урон. Там будет решаться вопрос не спасения, но награды». Выражение «так говорите и так поступайте» относится к словам и делам. Слова и дела должны согласовываться. В речи и поступках верующий должен избегать лицеприятия. Такое нарушение закона свободы будет осуждено перед судилищем Христовым.

2,13 Стих 13 нужно понимать в свете вышесказанного. Иаков обращается к верующим. Здесь речь не идет о вечном наказании; всякое наказание было однажды уплачено на Голгофском кресте. Вопрос в том, считает ли Бог нас, живущих в этом мире, Своими детьми. Если мы не проявляем милосердия к другим, то не пребываем в общении с Богом, и, как результат отступничества, нас ожидает наказание.

Слова «милость превозносится над судом» могут означать, что Бог предпочел бы оказывать милость, а не гневаться на нас (Мих. 7,18); суд – «неприятное дело» для Него. Здесь подразумевается, что если мы были милосердны к другим, то можем не бояться суда, но если мы не проявляли милости к тем, кого по справедливости могли бы осудить, то и нам не будет оказана милость. Можно понимать это место и так, что милость превозносится над судом, ибо она всегда выше, чем суд. В общем идея здесь такова: если мы оказываем милость другим, то суд, который в противном случае мог бы пасть на нас, будет заменен милостью.

Давайте проверим самих себя, не лицеприятны ли мы. Одинаково ли мы добры и к соплеменникам, и к представителям других рас? Не более ли мы любезны с молодыми, нежели со старыми? Расположены ли мы к общению с красивыми людьми более, нежели с некрасивыми или скромными? Не предпочитаем ли мы оказывать дружескую поддержку видным людям, а не тем, кто сравнительно неизвестен? Не избегаем ли мы людей с физическими немощами и не ищем ли общества сильных и здоровых? Кому мы отдаем предпочтение: богатым или бедным? Не оказываем ли мы холодный прием «иностранцам», говорящим на нашем языке с иностранным акцентом?

Отвечая на эти вопросы, будем помнить, что как мы относимся к наименее любимому нами верующему, так мы относимся и к Спасителю (Мф. 25,40).

V. ВЕРА И ДЕЛА (2,14-26)

Возможно, эти стихи наиболее спорны в Послании Иакова. Даже такой великий и достойный учитель церкви, как Лютер, усматривал непримиримый конфликт между учением Иакова об оправдании делами и настойчивым утверждением Павла об оправдании верой. Этими стихами обычно злоупотребляют, подкрепляя ересь о том, что спасение можно получить верой плюс делами, называемую синергизмом. Иными словами, мы должны довериться Господу Иисусу как нашему Спасителю, но этого недостаточно. Мы должны также добавить к Его делу искупления наши собственные дела милосердия и преданности.

Этот отрывок можно по сути озаглавить «Оправдание делами», потому что в оправдании делами есть смысл.

И в самом деле, чтобы осознать полную истину оправдания, мы должны понять, что есть шесть аспектов оправдания. Мы оправданы по благодати (Рим. 3,24). Это означает, что мы не заслуживаем оправдания; на самом деле мы заслуживаем совершенно противоположного. Мы оправданы верой (Рим. 5,1). Вера – ответ человека на благодать Божью. Верой мы принимаем дар благодати. Вера – это то, что присваивает себе совершенное для нас Богом. Мы оправданы Кровью (Рим. 5,9). Кровь – это цена, уплаченная для обеспечения нашего оправдания. Бремя греха было оплачено драгоценной Кровью Христа, и теперь, когда свершилось справедливое искупление, Бог может оправдывать безбожных грешников. Мы оправданы Богом (Рим. 8,33). Истина в том, что Бог – Тот, Кто оправдывает. Мы оправданы властью (Рим. 4,25). Наше оправдание связано с властью, воскресившей Христа из мертвых. Его воскресение доказывает, что Бог удовлетворен. И мы оправданы делами (Иак. 2,24). Дела – внешнее доказательство подлинности нашей веры. Они служат внешним выражением того, что иначе было бы невидимым. По ним мы можем судить, что человек оправдан благодатью, верой, Кровью, Богом, властью и делами. Здесь нет никакого противоречия. Эти утверждения всего лишь представляют различные аспекты одной и той же истины. Благодать – принцип, на основании которого Бог оправдывает; вера – средство получения ее человеком; Кровь – цена, которую Спаситель должен был заплатить; Бог – активная Личность в оправдании; власть – доказательство; дела – результат.

2,14 Иаков настаивает, что вера, не подкрепленная добрыми делами, не спасает. Есть два ключа, которые помогают понять этот стих. Прежде всего, Иаков не говорит: «Что пользы в том, что человек имеет веру…». Он говорит: «Что пользы… если кто говорит, что он имеет веру…» Другими словами, смысл не в том, что истинно верующий человек все же не спасен. Иаков описывает человека, который лишь называет себя верующим. Он говорит, что имеет веру, но ничто в его жизни не указывает на это. Второй полезный ключ указан в вопросе, которым завершается стих: «Может ли эта вера спасти его?» (Чтобы быть точнее, следует указать, что здесь в греческом языке нет слова «эта», а просто стоит определенный артикль. Так как артикль может иногда иметь силу указательного местоимения, его в некоторых случаях можно рассматривать как обычный артикль, используемый с абстрактным именем существительным.) Иными словами, может ли такая вера спасти? Если бы у Иакова спросили, какую веру он имеет в виду, он указал бы на первую часть стиха. Он говорит о так называемой вере, не подкрепленной добрыми делами. Такая вера ничего не стоит. Это одни слова и больше ничего.

2,15-16 В этих стихах иллюстрируется тщетность слов без дел. В них речь идет о двух людях. Один не имеет ни пропитания, ни одежды. У другого есть и то и другое, но он не желает поделиться ими. Притворяясь весьма великодушным, последний говорит своему бедному брату: «Иди надень какую-нибудь одежду и хорошо поешь». Но он не пошевелит и мизинцем, чтобы сделать это возможным. Насколько хороши такие его слова? Они ровным счетом ничего не стоят! Они не насыщают и не согревают тело.

2,17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Вера без дел – вообще не истинная вера. Это одни слова. Иаков не говорит, что мы спасаемся верой плюс делами. Учить так – значит преуменьшать завершенное дело Господа Иисуса Христа. Если бы мы спасались верой плюс делами, то было бы два спасителя – Иисус и мы сами. Но НЗ однозначно утверждает, что Христос – единственный Спаситель. Иаков подчеркивает, что вера только на словах не спасает; спасает та вера, которая дает жизнь добрым делам. Иными словами, дела – не корень спасения, а плод; они – не причина, а следствие. Кальвин кратко формулирует это положение: «Мы спасены одной верой, но не верой, которая остается одна».

2,18 Истинная вера и добрые дела неотделимы. Иаков показывает это на примере дискуссии между двумя людьми. Первый человек, действительно спасенный, передает разговор. Второй утверждает, что имеет веру, но не может подтвердить ее добрыми делами. Первый как бы делает безответный вызов другому. Мы могли бы перефразировать их беседу: «Да, – может справедливо и правомерно сказать первый человек, – ты говоришь, что имеешь веру, но не имеешь дел, чтобы доказать ее. Я утверждаю, что вера должна быть подкреплена делами. Докажи мне, что ты имеешь веру без добрых дел. Ты не можешь этого сделать. Вера невидима. Единственный способ убедить других, что ты имеешь веру, – это жить, демонстрируя ее. Я покажу тебе мою веру из дел моих». Ключ к этому стиху находится в слове «показать»: показать веру можно только делами.

2,19-20 Дискуссия продолжается. Все еще говорит первый человек. Исповедание веры не может быть чемто иным, кроме умственного согласия с известным фактом. Такое интеллектуальное соглашение не налагает на человека никаких обязательств и не преобразует жизнь. Недостаточно верить в существование Бога. Это, конечно, весьма важно, но этого недостаточно. Даже бесы веруют в существование Бога и трепещут при мысли об окончательном наказании. Бесы верят в факт, но не подчиняются Личности. Это не спасающая вера. Когда человек действительно верует в Господа, эта вера налагает обязательства на дух, душу и тело. Эти обязательства, в свою очередь, влекут за собой изменение жизни. Вера без дел – лишь вера ума, и поэтому она мертва. (В тексте NU читаем «бесполезная» вместо «мертвая».)

2,21 Здесь приведены два ветхозаветных примера веры, подкрепленной делами. Один – об Аврааме, иудее, а другой – о Раав, язычнице. Авраам оправдался делами, возложив Исаака, сына своего, на жертвенник. Чтобы увидеть эту истину в надлежащей перспективе, давайте обратимся к Бытие 15,6. Мы читаем, что Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. Авраам был оправдан, поверив Господу; иными словами, он был оправдан верой. Но в Бытие 22 читаем, что Авраам предлагает своего сына в жертву. Именно тогда он был оправдан делами. Как только Авраам поверил в Господа, он был оправдан в глазах Божьих. Но затем, через семь глав, Бог подвергает веру Авраама испытанию. Авраам подтвердил истинность своей веры готовностью принести в жертву Исаака. Его повиновение свидетельствовало о том, что он верил не только умом, но и сердцем.

Иногда возражают, что в тот момент, когда Авраам возлагал Исаака на жертвенник, рядом никого не было, следовательно, Авраам никому не мог доказать истинность своей веры. Но молодые люди, сопровождавшие Авраама, находились недалеко, ожидая возвращения Авраама и Исаака с горы. Кроме того, там был Исаак. Также о готовности Авраама убить сына по велению Божьему записано в Библии, и таким образом истинность его веры продемонстрирована всем поколениям.

2,22-23 Ясно, что вера Авраама стала стимулом для его дел, и делами его вера достигла совершенства. Истинная вера и дела неотделимы. Первое влечет второе, а второе свидетельствует о первом. В жертвоприношении Исаака мы видим практическое подтверждение веры Авраама. Это было практическое выполнение Священного Писания, где сказано, что Авраам верил и был оправдан. Его добрые дела подтвердили, что он был другом Божьим.

2,24 Отсюда мы заключаем, что человек оправдывается делами, а не верою только. Опять-таки это не значит, что Авраам был оправдан верой и делами. Он был оправдан верой Божьей и делами человеческими. Бог оправдал его в тот момент, когда он уверовал. Человек говорит: «Докажи мне истинность твоей веры». Единственный способ сделать это – показать добрые дела.

2,25 Второй пример из ВЗ – это блудница Раав. Она, естественно, не была спасена за примерное поведение (она была проституткой!). Но она оправдалась делами, потому что приняла соглядатаев, или шпионов, и отпустила их другим путем. Раав была хананеянкой, жившей в городе Иерихоне. Она слышала сообщения о том, что к городу подошла победоносная армия и что никто не мог оказать этой армии должного сопротивления. Она заключила, что Бог иудеев – истинный Бог, и решила стать на сторону этого Бога во что бы то ни стало. Когда в город вошли шпионы, она оказала им дружественный прием. При этом она доказала истинность своей веры в истинного и живого Бога. Она не обрела спасение за то, что предоставила кров шпионам, но этот акт гостеприимства доказал, что она была истинно верующей.

Некоторые люди неправильно используют это место, считая, что спасение в какой-то мере зависит от добрых дел. Но при этом под добрыми делами они подразумевают благотворительность, оплату долгов, честность и посещение церкви. Были ли дела Авраама и Раав добрыми? Конечно же, нет!

Авраам проявил готовность убить сына! Раав стала изменницей! Если удалить из этих дел веру, то они будут скорее злыми, чем хорошими. «Лишите их веры, и они будут не только безнравственны и бесчувственны, но и греховны». Хорошо сказал Макинтош: «Этот отрывок относится к делам жизни, а не законным делам. Если вы отнимете веру Авраама и Раав от их дел, то последние станут плохими делами. Взгляните на них как на плод веры, и они станут делами жизни».

Следовательно, это не то место, которое можно использовать в учении о спасении добрыми делами. Оно ставит ученика в ненадежное положение, уча спасению через убийство и измену!

2,26 Иаков завершает главу утверждением: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». Здесь очень красиво подытожена суть вопроса. Иаков сравнивает веру с человеческим телом. Дела он уподобляет духу. Тело без духа безжизненно, бесполезно, не представляет ценности. Так и вера без дел мертва, неэффективна, ничего не стоит. Очевидно, что это поддельная, а не подлинная, спасающая вера.

Суммируя сказанное Иаковом в этой главе, давайте проверим свою веру, ответив на следующие вопросы: желаю ли я, подобно Аврааму, самое дорогое в моей жизни предложить Богу? Хочу ли я, подобно Раав, изменить миру, чтобы угодить Христу?