11 глава

Б. Настоящее Израиля (Гл. 10)

10,1 Необращенным иудеям это учение было явно не по вкусу. Они считали Павла предателем и врагом Израиля. Но сам он уверяет своих братьев во Христе, которым адресовано это Послание, что постоянно молится Богу об обращении Израиля, которое принесет его сердцу несказанную радость.

10,2 Вовсе не обвиняя иудеев в безбожии и нерелигиозности, Павел свидетельствует, что они имеют ревность по Боге. Это следовало из того, как усердно они исполняют ритуалы и церемонии иудаизма, и из их нетерпимости к любому противоречащему учению. Но ревность – это еще не все, она должна сочетаться с истиной, так как в противном случае от нее будет больше вреда, чем пользы.

10,3 Именно тут они и преткнулись. Они не разумели праведности Божьей, не понимали, что Бог вменяет праведность на основе веры, а не дел. Они старались обрести собственную праведность исполнением закона. Они пытались заслужить Божью благосклонность своими усилиями, своей моралью, своими добрыми делами. Они упорно отказывались подчиниться Божьему плану, обещавшему признать праведными нечестивых грешников, которые уверуют в Его Сына.

10,4 Если бы они уверовали во Христа, то поняли бы, что Он и есть конец закона, дающий праведность. Цель закона – выявить грех, обвинить и осудить преступников, но он никого не может сделать праведным. А нарушение закона наказывается смертью. В Своей смерти Христос понес то наказание, которое заслужили нарушившие закон люди. Когда грешник принимает Господа Иисуса Христа как своего Спасителя, закон перестает властвовать над ним. Благодаря заместительной Жертве он умирает для закона. Он навсегда расстается с законом и с тщетными попытками достичь им праведности.

10,5 Разница между словами о законе и словами о вере видна даже в самом языке ВЗ. Например, в Левит 18,5 Моисей пишет, что человек, который достигнет требуемой законом праведности, будет на основании этого жить. Акцент здесь ставится именно на достижении, исполнении.

Конечно же, это утверждение представляет идеальную ситуацию, недостижимую для грешного человека. Другими словами, здесь говорится о том, что если бы человек был способен постоянно во всем следовать закону, его бы не за что было осуждать на смерть. Но закон был дан тем, кто уже согрешил и был уже осужден на смерть. Даже если бы со дня получения закона они начали безукоризненно его соблюдать, то все равно бы погибли, так как Бог требует расплаты и за прошлые грехи. Любая надежда человека на обретение праведности по закону изначально обречена на провал.

10,6 Для того чтобы показать отличие языка веры от языка закона, Павел цитирует Второзаконие (30,12-13), где написано: Она не на небе, чтобы можно было говорить: «Кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» И не за морем она, чтобы можно было говорить: «Кто сходил бы для нас за море, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?»

Интересно, что в Книге Второзакония эти стихи не относятся к вере или Евангелию. Там они говорят о законе, особенно о заповеди обратиться к «Господу, Богу твоему, всем сердцем твоим и всею душею твоею» (Втор. 30,10). Бог утверждает, что закон не сокрыт, не удален и не недоступен. Человеку не нужно подниматься на небо или пересекать море, чтобы найти его. Божье слово находится здесь, рядом, и ждет исполнения. Но апостол Павел относит эти слова к Благой Вести. Он говорит, что язык веры не требует от человека взбираться на небо, чтобы свести Христа на землю. С одной стороны, это и невозможно, а с другой – не нужно, так как Христос уже родился на земле!

10,7 Цитируя Второзаконие (30,13), апостол заменяет слова «кто сходил бы… за море» на «кто сойдет в бездну».

Этим он подчеркивает, что Благая Весть не требует от человека спускаться в могилу, чтобы поднять Христа из мертвых. Это также и невозможно, и не нужно, так как Христос уже воскрес из мертвых. Заметьте, что в стихах 6-7 изложены две доктрины, наиболее трудно воспринимаемые иудеями, – воплощение и воскресение Христа. Но для спасения им необходимо согласиться с ними. Мы снова встретим эти доктрины в стихах 9-10 этой же главы.

10,8 Если Евангелие не требует от человека чего-либо невыполнимого или чего-то уже свершившегося, то что же оно тогда говорит?

И опять Павел цитирует стих из главы 30 Второзакония, чтобы показать, что слово о спасении близко, доступно и понятно. Оно может быть выражено в обычном разговоре («в устах твоих») и однозначно понято («в сердце твоем») (Втор. 30,14). Это и есть Благая Весть о спасении по вере, проповедуемая Павлом и другими апостолами.

10,9 Здесь резюмируется вышесказанное: во-первых, нужно согласиться с доктриной о воплощении, то есть с тем, что Младенец в вифлеемских яслях – Господь жизни и славы, что описанный в НЗ Иисус – это и есть Господь ВЗ (Иегова).

Во-вторых, надо также признать факт воскресения вместе со всеми вытекающими из него следствиями. Бог воскресил Его из мертвых в доказательство того, что Христос успешно завершил дело нашего спасения и что теперь требования Бога полностью удовлетворены. Верить этому всем сердцем невозможно без участия и разума, и чувств, и воли.

Именно устами исповедуют Иисуса Господом и сердцем веруют, что Бог воскресил Его из мертвых. Именно так принимают Личность и жертву Господа Иисуса Христа. Это и есть спасительная вера.

Часто люди задают вопрос: «Может ли человек спастись, приняв Иисуса своим Спасителем, но не признав Его Господом?» Библия не поддерживает тех, кто верит, но с мысленной оговоркой: «Я, конечно же, признаю Иисуса своим Спасителем, но считать Его Господом всех и всего не могу». С другой стороны, те, кто признал Иисуса Господом, зачастую сталкиваются с проблемой условия спасения: «До какой степени Иисус должен господствовать надо мной, чтобы мне получить спасение?» Мало кто из христиан может сказать, что полностью подчинился Господу. Но когда речь заходит о Благой Вести, мы должны четко осознавать, что единственным условием спасения является вера. Хотя при этом наш долг – постоянно напоминать и грешникам, и святым, что Христос есть Господь (Иегова) и что необходимо Его таковым и признавать.

10,10 Продолжая объяснять эту тему, Павел заявляет, что сердцем веруют к праведности. Здесь речь идет не о каких-то теоретических предположениях, но об истинном принятии всем своим внутренним существом. Как только человек совершает это, он немедленно получает оправдание.

А затем устами исповедуют ко спасению; то есть верующий публично свидетельствует о своем свершившемся спасении. Нельзя считать исповедание необходимым условием спасения, но это неотъемлемое проявление уже свершившегося: «Если вы верите в Иисуса Христа, то, конечно же, обязаны говорить о Нем». Когда кто-то по-настоящему во что-то верит, он обязательно хочет поделиться этим с другими. Если человек действительно рождается свыше, то это слишком большая радость, чтобы держать ее в тайне. Он исповедует Христа.

Писание предполагает, что спасенные публично свидетельствуют о своем спасении. Это неразрывно. Келли пишет по этому поводу: «Если бы не было устного исповедания Христа Господом, мы бы не могли говорить о спасении; как сказал наш Господь: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет»». (William Kelly, Notes on the Epistle to the Romans, p. 206.)

Денни комментирует это так:

«Сердце, верующее к праведности, и уста, исповедующие ко спасению,- это не два разных явления, а лишь две стороны одного и того же». (James Denney, цитируется по Kenneth Wuest in Romans in the Greek New Testament, p. 178.)

Возникает вопрос: почему в стихе 9 сначала сказано об исповедании, а затем о вере, тогда как в стихе 10 сначала говорится о вере, а лишь потом об исповедании? Ответ достаточно прост. В девятом стихе говорится о воплощении и воскресении Христа, и перечисление этих доктрин соответствует хронологическому порядку. Сначала воплощение – Иисус есть Господь. Затем воскресение – Бог воскресил Его из мертвых. В стихе же 10 речь идет о событиях, связанных со спасением грешника. Сначала он верует, а затем публично исповедует свое спасение.

10,11 Апостол цитирует пророка Исаию (28,16), чтобы подчеркнуть, что всякий, верующий в Него, не постыдится. Мысль о публичном исповедании Христа может вызвать страх посрамления, но также верно и противоположное. Наше свидетельство о Христе на земле повлечет за собой Его свидетельство о нас на небесах. И мы не будем разочарованы в своей надежде.

Использованное в этом стихе слово «всякий» служит связующим звеном со следующей темой: спасение для всех, как для иудеев, так и для язычников.

10,12 Ранее мы уже читали, что как иудеям, так и язычникам равно необходимо спасение (см. Рим. 3,23), так как все согрешили. Здесь же мы видим, что между ними нет никакого различия и в плане доступности спасения. Господь никого не ограничивает; Он является Господом всех. Он богат милостью и благодатью для всех призывающих Его.

10,13 Для того чтобы показать общедоступность Благой Вести, Павел цитирует Иоиля (2,32). Вряд ли можно желать еще более простого пути спасения, чем тот, который выражен в словах: «…всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Под именем Господним подразумевается Сам Господь.

10,14 Но такое Евангелие подразумевает всеобщую проповедь. Как предлагать спасение иудеям и язычникам, если они никогда о нем не слышали? В этом и заключается основа христианской миссионерской деятельности.

В серии вопросов «как» (как призывать… веровать… слышать без проповедующего) апостол еще раз повторяет те шаги, которые ведут к спасению иудеев и язычников. Если перечислить их в обратном порядке, это станет яснее.

Бог посылает Своих служителей. Они проповедуют Благую Весть о спасении. Грешники слышат Божий призыв к жизни во Христе. Некоторые из услышавших верят этим словам. Поверившие обращаются к Господу. Обратившиеся к Нему получают спасение.

Ходж пишет, что этот аргумент основан на следующем принципе: если Богу угодно привести все к концу, Ему также угодны и дела, приближающие этот конец. (Hodge, Romans, p. 545.) То есть, как мы уже отмечали, в этом заключается основа миссионерской деятельности. Таким образом, Павел защищает свое благовествование язычникам, недопустимое с точки зрения неверующих иудеев.

10,15 Итак, мы посланы Богом. Как же мы относимся к этому? «Как прекрасны ноги Того, Кто приносит весть о мире и благих делах!» – пишет пророк (Ис. 52,7). Исаия пишет именно о Нем, то есть о Мессии. Но здесь, в Послании к Римлянам, единственное число заменено на множественное. Тогда, более 1900 лет назад, благовествовал Он, а сегодня проповедь Благой Вести погибающему миру стало нашей обязанностью и привилегией.

10,16 Но, сокрушается Павел, далеко не все израильтяне послушались Благой Вести. И пророчество Исаии предрекает это: «Господи! Кто поверил слышанному от нас?» (Ис. 53,1). Сама постановка вопроса подразумевает ответ: «Не многие». Мало кто откликнулся на провозглашение первого пришествия Мессии.

10,17 Цитируя Исаию, Павел отмечает, что вера, о которой говорится в пророчестве, должна была родиться на основании услышанного, а оно, в свою очередь, исходило от Божьего слова о Мессии. Таким образом, апостол приходит к выводу, что вера от слышания, а слышание от слова Божьего. Вера приходит к человеку, когда он слышит весть о Господе Иисусе Христе, которая, конечно же, основана на написанном Слове Божьем.

Но самого по себе обычного слышания недостаточно. Чтобы услышать Божье слово, необходимо слушать не только ушами, но и открытыми сердцем и умом. Если есть желание познать Божью истину, то Слово зазвенит колоколом правды, само утверждая свою авторитетность. Тогда ему нельзя не поверить. И, конечно же, то слышание, о котором здесь говорится, не обязательно должно быть именно физическим слышанием; оно, например, может быть и чтением. То есть «услышать» – значит принять Слово каким угодно образом.

10,18 Так в чем же заключалась проблема? Неужели иудеи и язычники не слышали проповеди Божьего Слова? Слышали. Павел заимствует слова из Псалма 18,5, чтобы показать, что они не могли не слышать. Он говорит: «По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их». Удивительно, что Псалом 18 говорит не о Благой Вести, а о повсеместном свидетельстве солнца, луны и звезд о славе Божьей. Павел же, приводя здесь эти слова, тем самым показывает, что в его дни они также верны и для описания всемирной проповеди Евангелия. Под водительством Святого Духа он часто использует цитаты из ВЗ, помещая их в другой контекст. Дух, написавший эти слова, конечно, имеет право применять их впоследствии так, как захочет.

10,19 Призвание язычников и отвержение Благой Вести большинством иудеев не должно было удивлять израильтян. Их Писание в точности предсказало эти события. Бог предупреждал, что возбудит в израильтянах ревность с помощью не народа, и раздражит их несмысленными язычниками (Втор. 32,21).

10,20 Исаия же высказывается еще более решительно: Господа нашли язычники, которые даже не искали Его, и Он открылся тем, кто даже не пытался узнать что-либо о Нем (Ис. 65,1). Итак, в целом язычники, удовлетворенные своими идолами, не стремились к Богу. Но когда они услышали Благую Весть, многие из них действительно откликнулись. Другими словами, язычников обратилось больше, чем иудеев.

10,21 В противоположность картине собирающихся вокруг Иеговы язычников, Исаия рисует Господа, Который целый день простоял с простертыми к Израилю объятьями, но встретил лишь непослушание и упрямый отказ.

В. Будущее Израиля (Гл. 11)

11,1 Что же можно сказать о будущем Израиля? Правда ли, что, как учат некоторые, Бог окончательно отказался от израильского народа и теперь его место заняла Церковь и на нее перенесены все обетования Бога Израилю? (Печально замечать, что многие, присваивающие благословения Израиля Церкви, с удовольствием оставляют ему предсказанные проклятия.)

Глава 11 Римлянам полностью развенчивает такой подход к пониманию Библии. Павел открывает следующую тему вопросом: «Неужели Бог отверг весь народ Свой?» То есть неужели отвержен каждый израильтянин? Никак! Дело в том, что хотя Бог и отверг Свой народ, о чем недвусмысленно говорится в 11,15, это не значит, что Он отказался от каждого. Сам Павел служит примером того, что Бог не отверг всех без исключения. Ведь он же израильтянин, от семени Авраамова и из колена Вениаминова. Его притязания называться иудеем неопровержимы.

11,2 Таким образом, мы должны понимать первую половину этого стиха так: «Не отверг Бог всего народа Своего, который Он наперед знал». Эти слова напоминают времена Илии, когда практически весь народ начал поклоняться идолам. Ситуация была настолько ужасна, что Илия в молитве обвинял, а не защищал свой народ перед Богом.

11,3 Он напомнил Господу о том, как израильтяне заставили замолчать Божьих пророков, то есть убили их, и о том, как разрушили Божьи жертвенники. Казалось, что у Бога остался один голос Илии, но и его жизнь была в серьезной опасности.

11,4 На самом же деле ситуация была не столь мрачна, как представлял ее себе Илия. Бог напомнил пророку, что соблюл Себе семь тысяч человек, которые твердо противостояли всему народу, преклонявшему колени перед Ваалом.

11,5 Что было верно тогда, верно и сейчас: Бог никогда не остается без свидетелей. У Него всегда есть в запасе верный остаток, избранный Им Самим по Его же благодати.

11,6 Бог избрал Себе этот остаток не по делам входящих в него людей, но лишь по Своему высшему изволению – по благодати. Эти два принципа – дела и благодать – взаимоисключающие.

Подарок нельзя заслужить. Бесплатное не может быть куплено. Незаслуженное невозможно заработать. К счастью, Божий выбор основан на благодати, а не на делах, так как в противном случае никто бы не был избран.

11,7 Итак, Израиль не сумел достичь праведности, так как искал ее в своих делах, а не в искупительной жертве Христа. Избранному же Богом остатку праведность вменилась по вере в Господа Иисуса. То, от чего страдал Израиль, можно назвать ниспосланной за грех слепотой. Отказавшись принять Мессию, они утратили способность и желание принять Его.

11,8 Именно это и предсказывал ВЗ (Ис. 29,10; Втор. 29,4). Бог предал их состоянию усыпления, в котором они стали нечувствительны к духовной реальности. Из-за отказа взирать на Господа Иисуса как на своего Мессию и Спасителя они утратили способность видеть Его. Из-за отказа слышать Божьи призывы они были ввержены в духовную глухоту. И это ужасное наказание продолжается до сего дня.

11,9 Давид также описывает Божий суд над Израилем. В Псалме 68,23-24 он описывает отверженного Спасителя, Который просит Бога обратить их трапезу в сеть и тенета. Под трапезой здесь подразумеваются все те привилегии, которые человек получает во Христе. То, что должно было служить благословением, обернулось для Израиля проклятием.

11,10 В том же Псалме страдающий Спаситель умоляет Бога позволить глазам их помрачиться и хребту их согнуться от старости или тяжкой работы.

11,11 Здесь Павел задает следующий вопрос: «Неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть?» Нам необходимо понять, говорится ли здесь об окончательном падении навечно. Преткнулись ли они так, что, упав, уже никогда не смогут подняться? Апостол решительно отвергает это предположение. Бог хочет восстановления.

Божий план состоит в том, что из-за их падения спасение будет даровано язычникам, что возбудит ревность в Израиле. Эта ревность необходима для того, чтобы впоследствии вновь привести израильский народ к Богу.

Павел не отрицает падение Израиля. Более того, самой фразой «от их падения спасение язычникам» он признает факт падения (также и в следующем стихе: «Если же падение их богатство миру…»). Но при этом Павел настаивает на том, что Бог отвернулся от Израиля не навсегда.

11,12 За отказ от Евангелия израильский народ был отстранен, и Благая Весть перешла к язычникам. Именно в этом смысле падение иудеев принесло богатство миру, и утрата Израиля стала приобретением для язычников. Но если все это так, то тем большее богатство благословений для мира принесет восстановление Израиля! Когда в конце великой скорби Израиль обратится к Богу, он станет благословением для всех народов.

11,13 Здесь (11,13-24) Павел обращается к язычникам. Некоторые считают, что это адресовано римским христианам из язычников, но само содержание отрывка подразумевает более широкое применение – вообще всех язычников. Если рассматривать эти стихи именно с этой точки зрения, то многие слова Павла становятся понятнее. Он пишет не о верующих, так как в противном случае стих 22 говорил бы об отсечении Церкви, что не согласуется с Писанием.

Так как Павел совершал служение Апостола язычников, то считал вполне естественным разговаривать с ними откровенно. Этим самым он стремился лишь исполнить свое поручение.

11,14 Апостол использовал любые средства, чтобы пробудить ревность в своих сродниках и получить возможность спасти хоть некоторых из них. И он, и мы понимаем, что сами, конечно же, не можем спасти никого. Но Бог спасения настолько тесно связан со Своими представителями, что позволяет им называть своими те дела, которые может совершать лишь Он один.

11,15 Здесь Павел другими словами пересказывает мысль стиха 12. Когда Израиль, избранный народ, был отвержен Богом, язычники заняли более привилегированное положение перед Богом и, образно говоря, получили примирение. Но когда в Тысячелетнем Царстве Христа Израиль восстановит свое положение, для всего мира это станет как бы новым рождением или воскресением.

Проиллюстрировать эти слова можно на примере Ионы, представителя израильского народа. Когда Иону во время бури выбросили из лодки, остальные люди на корабле были спасены. А когда он был восстановлен и проповедовал в Ниневии, спасение получил весь языческий город. Итак, временное отвержение Израиля привело к тому, что Благую Весть приняла сравнительно небольшая группа язычников. Но когда Израиль будет восстановлен, бесчисленное множество язычников будет принято в Царство Божье.

11,16 В этом стихе Павел использует два сравнения. Первое – с начатком и целым, а второе – с корнем и ветвями. Слова «начаток» и «целое» относятся к тесту, и эта связь становится понятна из Чисел (15,19-21). Мы читаем, что начаток теста должен быть особо отделен для возношения Господу, чтобы из него можно было приготовить все остальное тесто. В нашем случае начатком является Авраам. Он был свят, то есть особо отделен для Господа. Значит, это же распространялось и на все его избранное потомство. Все они точно так же особо отделены для привилегированного положения перед Богом. Второе сравнение связано с корнем и ветвями. Если особо отделить корень, то ветви также будут отделены. Авраам был корнем, то есть первым, кого Бог выделил из всего человечества для создания нового народа, отличающегося от остальных. И если был особо выделен Авраам, то это распространяется и на всех его потомков по избранной линии.

11,17 Апостол продолжает сравнение с корнем и ветвями. Отломившиеся ветви олицетворяют неверующую часть двенадцати колен Израилевых. За то, что они отвергли Мессию, Бог лишил их привилегированного положения избранного народа. Но отломились лишь некоторые из ветвей. Остаток народа, включая самого Павла, принял Господа. Под дикой маслиной подразумеваются все язычники, рассматриваемые как единый народ. Они были привиты к маслине и стали сопричастниками ее корня и соков. Сейчас язычники находятся в том почетном положении, которое изначально было предоставлено Израилю и даже доныне сохранилось за верующим остатком. Для понимания этого сравнения необходимо помнить, что стволом этой маслины является не Израиль, а проходящая через столетия линия Божьих избранников. Если бы ствол олицетворял Израиля, то создавалась бы невразумительная картина израильского народа, отломившегося от Израиля, а затем снова к Израилю же привитого.

Также нужно понимать, что дикой маслиной названа не Церковь, а все языческие народы. В противном случае складывалось бы впечатление, что истинные верующие отломились от Божьей благодати. Павел же ясно показал, что это невозможно (Рим. 8,38-39). Утверждая, что ствол олицетворяет линию Божьих избранных, что же мы понимаем под этой «линией»? Бог решил выделить конкретных людей, которые займут особое положение рядом с Ним. Они будут отделены от остального мира и получат определенные привилегии. Они будут пользоваться статусом «избранного народа». И в каждом отрезке истории у Бога есть Свои люди.

Первым это положение занял израильский народ. Он был древним избранным Божьим народом на земле.

Отказавшись от Мессии, некоторые из этих ветвей отломились и утратили положение «любимого сына». На их место были привиты язычники. Вместе с верующими иудеями они стали причастниками корня и сока. Корнем назван Авраам, с которого началась эта линия. Соки же маслины олицетворяют ее плодоношение, то есть богатый урожай маслин и получаемое из них оливковое масло. Здесь под соком подразумеваются благословения, текущие по стволу маслины.

11,18 Но при этом язычники не должны превозноситься своей святостью перед иудеями или хвалиться своим превосходством. Любое подобное хвастовство показывает полное непонимание своего призвания. Не они сами, а их поместили в благословенное положение.

11,19 Павел предугадывает следующее утверждение воображаемого язычника: «Иудейские ветви отломились для того, чтобы я и многие другие могли привиться на их место».

11,20 Апостол признает, что это высказывание отчасти верно. Иудейские ветви отломились, а языческие привились. Но это произошло из-за неверия Израиля, а не благодаря каким-то правам язычников на благоволение Божье. Язычники были привиты как народ в результате их веры.

Кажется, что выражение «держишься верою» относится к истинно верующим. Но здесь может быть и другой смысл. Очевидно, что этими словами Павел показывает превосходство веры язычников над верой израильтян. Например, Иисус сказал сотнику, который был язычником: «…и в Израиле не нашел Я такой веры» (Лк. 7,9). Также и Павел объявил римским иудеям: «…да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат» (Деян. 28,28). Заметьте: «они и услышат». Сегодня языческие народы гораздо более восприимчивы к Благой Вести, чем Израиль. И в этом смысле «держаться» – антоним «отпадению». Израиль отпал от своего привилегированного места, и на это самое место привились язычники. Но пусть тот, кто стоит, не забывает о возможности падения. Язычникам следует не исполняться гордыней, а бояться.

11,21 Если Бог смог отломить природные ветви от избранного дерева, то нет никакого основания считать, что при тех же условиях Он пощадит ветви дикой маслины.

11,22 Итак, в этой притче о масличном дереве нам открываются две противоположные стороны Божьего характера – Его благость и Его строгость. Его строгость проявилась в том, что Он лишил Израиль статуса любимого народа. А Его благость видна в обращении к Благой Вести язычников (см. Деян. 13,46; 18,6). Но Его благость нельзя рассматривать как нечто заслуженное; ведь язычники точно так же могут быть отсечены, если не сохранят свою открытость Евангелию, о которой говорил Спаситель во время Своего земного служения (Мф. 8,10; Лк. 7,9).

Необходимо еще раз напомнить, что Павел здесь говорит не о Церкви и не об отдельных верующих. Он имеет в виду язычников вообще. Ничто не сможет отделить Тело Христа от Главы, и ничто не сможет отсечь верующего от любви Божьей, а вот языческие народы вполне могут утратить свое нынешнее привилегированное положение.

11,23 Отпадение Израиля не будет длиться вечно. Если они оставят свое национальное неверие, то у Бога не останется никаких причин держать их не на своем месте. Бог не сможет не вернуть их обратно.

11,24 На самом деле восстановление Израиля в его изначальном положении будет гораздо более естественным процессом, нежели прививка на это место язычников. Народ Израиля – самые первые ветви на дереве Божьей милости, и поэтому он назван природными ветвями. Языческие же ветви взяты от дикой маслины. То что ветви дикой маслины привились к хорошему садовому дереву – неестественный процесс, или, как пишет Павел, не по природе. Если же родные ветви привьются на свое место, это будет вполне нормальным явлением.

11,25 В этом стихе апостол рассказывает нам, что будущее восстановление Израиля не только возможно, но и точно произойдет. Этим самым Павел открывает тайну – истину, которая никому ранее не была известна и которую человек своим умом понять не может. Поэтому верующие из язычников не должны мечтать, или воображать, что очень мудры, презрительно посматривая на иудеев. Тайна же сия заключается в следующем: ожесточение произошло в Израиле отчасти.

Оно повлияло не на всю нацию, а лишь на неверующую часть. Это ожесточение временное, так как оно продлится лишь до тех пор, пока не наберется полное число язычников. Под «полным числом язычников» подразумевается время, когда к Церкви примкнет последний ее член и завершенное Тело Христово будет восхищено на небеса. Следует различать полное число язычников и времена язычников (Лк. 21,24). Время полного числа язычников соответствует времени восхищения Церкви. Времена же язычников обозначают период их господства над иудеями, начиная с Вавилонского плена (2 Пар. 36,1-21) и заканчивая вторым пришествием Христа для правления на земле.

11,26 И хотя после восхищения ожесточенность и слепота Израиля будет снята, это не значит, что все до единого израильтяне спасутся. Иудеи обратятся во времена великой скорби, но весь избранный остаток не получит спасения до тех пор, пока Христос не придет на землю как Царь царей и Господь господствующих.

Говоря о спасении всего Израиля, Павел имеет в виду лишь весь верующий Израиль. Неверующая же часть будет истреблена при втором пришествии Христа (Зах. 13,8-9). Только тот, кто говорит: «Благословен грядущий во имя Господне!» – сможет войти в Царство.

Это же имел в виду Исаия, когда писал об Избавителе, Который придет на Сион и изгладит преступления Иакова (Ис. 59,20). Заметьте, что здесь говорится о приходе Христа на Сион, а не в Вифлеем, то есть речь идет о Его втором пришествии.

11,27 В Книге Иеремии (31,33-34) сказано о тех же временах, что и у Исаии (27,9), то есть о том, как Бог снимет с народа грехи, заключив с ним новый завет.

11,28 Итак, подводя итог нынешнему положению Израиля, мы можем сказать, что в отношении к благовестию они враги ради вас. Они враги в смысле отвержения, отпадения, отчуждения от Божьей милости ради того, чтобы Евангелие распространилось среди язычников.

Но это лишь половина общей картины. В отношении к избранию они возлюбленные Божьи ради отцов, то есть Авраама, Исаака и Иакова.

11,29 Причина, по которой они до сих пор остаются возлюбленными, заключается в том, что Бог никогда не отменяет Свои дары и призвание. Он не отбирает подарки и не нарушает обещания. Он дал Израилю особые привилегии, перечисленные в 9,4-5. Он призвал Израиль быть Его избранным народом (Ис. 48,12), отделенным от любой другой нации. И ничто не может изменить Божьих решений.

11,30 Когда-то язычники были непокорным, непослушным народом, но после того как Израиль отверг Мессию и Евангелие спасения, Бог обратил помилование к ним.

11,31 Некая похожая последовательность событий произойдет и в будущем. За непослушанием Израиля последует помилование, когда в израильтянах проснется ревность из-за благосклонности Бога к язычникам.

Некоторые считают, что Израиль обратится вследствие проявления к нему милости со стороны языческих народов, но мы знаем, что это не так. Восстановление Израиля произойдет при втором пришествии Господа Иисуса (см. 11,26-27).

11,32 Когда читаешь этот стих первый раз, складывается впечатление, что и иудеев, и язычников Бог заранее обрек на неверие и что-либо изменить было невозможно. Но здесь говорится не об этом. Они сами избрали неверие. В этом же стихе сказано, что Бог, не найдя веры ни в иудеях, ни в язычниках, заключил их в то состояние, из которого нет никакого выхода, кроме предложенного Самим Богом.

Всеобщее же непослушание дало место всеобъемлющему помилованию как иудеев, так и язычников. Но, конечно же, речь здесь не идет о всеобщем спасении. Бог проявил милость к язычникам и еще проявит к иудеям, но этот факт не гарантирует спасение каждого. Здесь говорится лишь о милости к народам. Джордж Вильямс пишет:

«Бог испытал как еврейский, так и языческие народы; и так как ни тот, ни другие не прошли это испытание, Он связал их в неверии, чтобы они, лишенные всяких заслуг и утратившие всякое притязание и всякое право на Божью благосклонность, могли получить Его помилование по неисследимому богатству Его благодати». (George Williams, The Student’s Commentary on the Holy Scriptures, p. 871.)

11,33 Заключительное славословие распространено на все Послание, все открытые в нем чудные дела Божьи. Павел разъяснил тот прекрасный план спасения, по которому Бог может оправдывать нечестивых грешников, не идя на компромисс со Своей справедливостью. Он также показал, что Христос принес больше славы Богу и благословений людям, чем потерял Адам в своем грехопадении. Павел описал, как Божья благодать изменяет жизнь человека, чего не может сделать закон. Он проследил всю последовательность – от Божьего предузнания до прославления и развил доктрину о предопределении и свободе выбора. И, наконец, апостол доказал справедливость и гармонию Божьего плана в истории Израиля и других народов. Теперь лучшим заключительным словом будут лишь возгласы славословия и гимны хвалы.

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божьего! Богатства Божьи! Бог воистину богат милостью, любовью, благодатью, верностью, силой и благостью. Премудрость Божья! Его мудрость бесконечна, неисследима, несравненна и неуязвима.

Ведение Божье! «Бог всезнающ, – пишет Артур У. Пинк. – Он знает все-все возможное, все происходящее, все события и всех существ прошлого, будущего и настоящего». (Arthur W. Pink, The Attributes of God, p. 13.)

Его решения непостижимы, так как никто из смертных не способен осознать их глубину. Его пути творения, истории, искупления и провидения лежат выше нашего ограниченного ума.

11,34 Ни одно из сотворенных существ не может познать ум Господень, если Он Сам не откроет ему. И даже после этого мы видим все как будто сквозь неясное, тусклое стекло (1 Кор. 13,12). Никто не способен давать Богу советы; Он не нуждается в нашем мнении, так как все равно в нем нет для Него пользы (см. Ис. 40,13).

11,35 Никто не может сказать, что Бог ему что-либо должен (см. Иов. 41,3). Какой из наших даров может обязать Вечного расплатиться за него?

11,36 Всевышний независим. Он источник всего доброго, Он хранит и поддерживает жизнь всей вселенной, все было сотворено для Него. Все существует лишь для Его славы. Да будет так! Ему слава во веки! Аминь.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: ЖИЗНЬ В СОГЛАСИИ С БЛАГОЙ ВЕСТЬЮ (Гл. 12 – 16)

Оставшаяся часть Послания к Римлянам посвящена ответу на вопрос, как проявляется оправдание благодатью в повседневной жизни верующего.

Здесь Павел рассматривает наши обязанности по отношению к другим верующим, к обществу, к нашим врагам, к правительству и к нашим немощным братьям.